Школьный дневник: как это было в прошлом году

Весь год «Учёба.ру» внимательно следила за школьной жизнью: мы старались откликаться на все значимые события, вместе с экспертами разобрались в тенденциях, новых правилах, законах и пытались понять, что ждать от намеков и обещаний чиновников. Теперь мы собрали важные материалы прошлого года вместе, чтобы вам было легче ориентироваться в этом сложном и изменчивом мире среднего образования.
Наталья Афанасьева
04 января 2017
2 комментария
Фото: Thanasis Anastasiou / Flickr / CC BY 2.0

Главным событием школы в этом году было, конечно, назначение нового министра образования и науки — Ольга Васильева стала первой в истории современной России женщиной, которая возглавила это министерство, что уже само по себе революционно. Но дело, конечно, не только в этом — с самого начала стало понятно, что с приходом нового руководителя многое поменяется. Все говорит о том, что та система, которая много лет с таким трудом прививалась российской школе, не очень нравится нынешнему министру. Самые первые обещания Васильевой и профессиональные принципы, с которыми она вступила в должность, собраны по горячим следам в материале «Воспитательные технологии: две недели с новым министром».

ЕГЭ и контрольные

Чаще и жестче всего новый министр критиковала единый государственный экзамен. Не то чтобы мы все были в восторге от ЕГЭ: наоборот, он вызывает споры и раздражения. Но теперь стало еще тревожнее — только выпускники, учителя и родители более или менее приспособились к непривычному и очень трудоемкому экзамену, как оказалось, что не так уж он и хорош. Рассуждения о том, отменят ли ЕГЭ и будут ли введены вступительные экзамены в вузы, можно прочитать в материале «Вступительные экзамены: уход от ЕГЭ или новые правила».

О самых важных изменениях, которые уже произошли или ожидаются в ближайшем будущем в российском среднем образовании в связи с приходом нового руководителя, можно прочитать в обзоре «5 больших перемен для школы и школьников в новом учебном году».

Тем временем выпускникам-2017 устроили серьезную встряску и внезапно назначили проверочные работы по пяти предметам. В рядах одиннадцатиклассников, их родителей и учителей зреет паника. Все уже привыкли, что правила с ЕГЭ меняются каждый год, и научились приспосабливаться, но это переполнило чашу. Дети создали петицию с требованием отменить внезапные контрольные, ее активно подписывали, правда, безрезультатно — проверочные не отменили. О том, как развивалась эта история, можно прочитать в материале «Бунт выпускников: долой контрольные».

Единая история и патриотизм

Буквально сразу после назначения нового министра, историка по образованию, произошло то, обо что до этого ломали копья много лет — появился единый учебник истории, идея которого возникла еще в 2013 году. Ольга Васильева пообещала также уделить особое внимание изучению в школах периода Великой отечественной войны. Она подчеркнула, что изучение истории должно помочь вернуть обществу нравственные ориентиры, которые были утрачены в 90-е годы. Такой подход вызвал неоднозначную реакцию у учителей, родителей и экспертов: это болезненная тема, многие расходятся в оценке тех или иных событий, спорят о правдивости многих фактов, а мнения бывают не просто полярными, но и враждебными. Как подавать детям факты, о которых не могут договориться даже историки? Подробнее об этом читайте в статье «Уроки истории: что дети должны знать о войне».

Тенденции к воспитанию школьников в патриотическом ключе становятся все более очевидными, и в этом учебном году наблюдался бум кадетских классов — только в Москве они были открыты в 116 школах, и в желающих туда попасть недостатка не было, несмотря на большие нагрузки. Учеба здесь длится до самого вечера — после уроков кадеты строем идут в столовую, а потом — на строевую подготовку. Чеканя шаг, взвод следует на самбо, потом на танцы, потом, например, на курсы военных переводчиков, а потом — еще и в тир. И только получив команду «вольно, разойдись», кадеты уходят из школы. Учась в обычной школе, дети живут практически военной жизнью. Главный упор в кадетских классах делается на историю — углубленное изучение этого предмета обязательно. О других особенностях кадетства читайте в материале «Кадетские классы: дети в форме».

Поворот к точным наукам

Больше внимание уделялось в этом году и научно-техническому образованию — в министерстве пообещали увеличить число бюджетных мест для инженерных специальностей за счет сокращения экономистов и юристов — их в нашей стране наблюдается явный избыток, обладатели этих дипломов составляют большинство безработных граждан. О перспективах технических специальностей читайте в статье «Что-то физики в почете: будет ли расти спрос на инженеров».

Впрочем, эксперты говорят, что грамотных специалистов по любой профессии очень мало, и на них будет спрос, а будущее — за междисциплинарными профессиями.

В этом году в школьную программу вернется астрономия. Эксперты рады этому, поскольку это единственный предмет, который дает реальное, полноценное представление о том, где мы живем и как устроена Вселенная. «Астрономия — это лучшая прививка от лжи об устройстве мира, которая, к сожалению, сегодня часто встречается в СМИ и интернете», — такое мнение выразил «Учёбе.ру» астрофизик, сотрудник Московского планетария Евгений Щербаков. Подробнее о значении предмета, который сейчас не изучают, читайте в материале «Через термины к звездам: зачем нужна астрономия в школе».

Поглощения и поборы

Настало время подвести некоторые итоги реформы школы, которая началась в 2012 году. Например, завершился процесс слияния московских школ, местами проходивший болезненно, местами — через скандалы. Столица лишилась некоторых уникальных образовательных учреждений. Стоила ли игра свеч? Эксперты ВШЭ провели опросы и сопоставили заявленные цели с реальными результатами. Оказалось, что все не так уж и блестяще. Очаги напряжения то и дело возникают и по сей день — как, например, недавний родительский бунт в учебном комплексе № 1133. Подробно об этом — в материале «К чему привело слияние школ: результаты исследования».

Однако очевидным достижением последних лет стоит признать борьбу со школьными поборами. Не то чтобы они исчезли совсем, но перестали быть повсеместным явлением и неизбежным злом. О том, за что приходится платить родителям и как с этим бороться, читайте в статье «Поборы в школе: за что платить, а за что — нет».

Наталья Афанасьева
04 января 2017
2 комментария

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты