«Что-то физики в почете»: будет ли расти спрос на инженеров

Министерство образования обещает уже в следующем году увеличить число бюджетных мест по инженерным и научно-техническим специальностям за счет сокращения экономистов и юристов, которых в нашей стране гораздо больше, чем требуется. Эксперты, впрочем, считают, что по-настоящему грамотных специалистов везде очень мало. А будущее — за междисциплинарными профессиями.
Наталья Афанасьева
23 ноября 2016
Фото: Kenzie / Flickr / CC BY 2.0

«Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне» — это стихотворение поэт Борис Слуцкий написал в 1959 году. Тогда оно вызвало в обществе бурную дискуссию: кто нужнее «физики» или «лирики»? Ответ содержался в самом произведении: «Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе». Иначе говоря, в XX веке технические знания стали востребованы обществом, а прогресс нуждался в инженерах.

Похоже, сегодня мировой закон опять повернулся к «физикам». Эксперты в области образования считают, что в ближайшие годы наиболее популярными и востребованными будут инженерно-технические специальности, а профессии, связанные с реальной экономикой, развитием новых технологий и созданием новых производств, станут общим трендом. Но специалисты из российского Министерства образования решили подтолкнуть этот процесс сверху и пообещали уже со следующего учебного года увеличить бюджетный набор на инженерные и научно-технические специальности. Причем сделать это за счет юристов и экономистов, которых, по данным чиновников, в стране слишком много.

«По масштабным исследованиям, проведенным в прошлом году, 50% нетрудоустроенных обучались по экономике и юриспруденции», — сообщил директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев.

Среди тысяч людей, которые имеют дипломы экономистов, на самом деле профессионалами являются хорошо, если 10%

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан пояснил в интервью «Учёбе.ру» эту ситуацию: «Экономисты, менеджеры и юристы — самые популярные профессии с 90-х годов, потому что в течение 20 лет их производили все, кто хотел выжить: прекрасные технические или педагогические вузы, которые не имели представления о том, как учить экономистов, странные авантюристы и так далее. Среди тысяч людей, которые имеют дипломы экономистов, на самом деле профессионалами являются хорошо, если 10%».

Не сомневаясь в перспективности инженерных профессий, эксперты и практики из области высшего образования неоднозначно отнеслись к идее увеличить прием на одни специальности путем искусственного ущемления других. Ведь сокращение бюджетного финансирования означает, что подготовка студента экономического или юридического факультета в каком-то вузе просто не будет оплачиваться государством, а станет возможной только на коммерческой основе.

Проректор РАНХиГС Максим Назаров рассказал информационному агентству ТАСС, что те, кто собирался учиться экономике и государственному и муниципальному управлению, не идут в инженерные вузы, а выбирают платное образование. «Необходимо, чтобы люди с высокими баллами ЕГЭ имели варианты поступления на бюджетные места на те направления, которые им интересны», — сказал он, заметив, что от этого зависит качество контингента и уровень подготовки выпускников, а «увеличение или снижение контрольных цифр приема по направлениям подготовки должно быть ориентировано в том числе на спрос абитуриентов». По его данным, в инженерных вузах сегодня бывает недобор, и поскольку не хватает желающих туда поступать, они вынуждены брать абитуриентов с очень низкими баллами ЕГЭ, бывает очень большой процент отсева.

Некоторые эксперты указывают на то, что абитуриентов отпугивает сложность ЕГЭ по информатике, физике и профильной математике, которые нужно сдавать при поступлении на инженерные специальности.

противостояния между «лириками» и «физиками» сегодня нет

Юлия Селина, директор некоммерческого партнерства НП «Лифт в будущее» — всероссийской программы по поддержке детского и юношеского технического творчества, научно-исследовательской деятельности и инженерно-конструкторского проектирования, — считает, что и сейчас, при желании, у школьника есть возможности подготовиться к поступлению в вуз на технические специальности: создаются инженерные профильные классы, есть инженерные олимпиады. И образование в этом направлении очевидным образом движется, но не так быстро, как хотелось бы.

«Сегодня ощущается острый дефицит кадров в областях, которые быстро развиваются, в частности IT. Таких специалистов расхватывают прямо на выходе из университетов, сразу на большие деньги», — говорит эксперт. Связано это с тем, что вузов, которые качественно готовят таких профессионалов, не так много. Образовательная система меняется гораздо медленнее, чем этого требует технический прогресс в отраслях, которые развиваются на наших глазах с невероятной скоростью. За четыре-шесть лет, пока студент учится в вузе, в тех же IT-дисциплинах происходит столько всего нового, что вузы не успевают — для того, чтобы перестроить программу, нужно как минимум несколько лет, она устаревает.

Именно это, по мнению Юлии Селиной, происходило когда-то с экономическими специальностями — ощущалась острая нехватка кадров, вот почему все стали учиться на экономистов, а вузы поголовно начали открывать экономические факультеты. Но в том, что в будущем инженерные специальности будут востребованы, нет никакого сомнения — сейчас очевидно движение бизнеса в этом направлении и повышенное внимание на уровне государства.

Другое дело, что эти инженерные специальности уже очень изменились и будут стремительно меняться дальше. Например, по наблюдениям Юлии, компании нового типа, которые можно назвать «прикладными» (например, «Яндекс» или МТС), более перспективны, чем отраслевые. «Но противостояния между “лириками” и “физиками” сегодня нет, — говорит эксперт. — Структура инженерных профессий кардинальным образом поменялась. Современные специалисты получаются на стыке разных наук: ну, например, реставратор картин, кто он — химик или искусствовед? И дальше эта взаимосвязь будет только усиливаться, будущее за междисциплинарными профессиями».

Некоторые специалисты также обращают внимание на то, что в России, из-за ее размеров, наблюдаются разные тенденции: в некоторых регионах, наоборот, остро не хватает квалифицированных менеджеров и экономистов, которые могут развивать бизнес и производство и создавать рабочие места для инженеров. Впрочем, по-настоящему грамотные экономисты, судя по всему, требуются везде.

«Спрос на действительно образованных квалифицированных экономистов не падает: в МГУ, ВШЭ, Российской экономической школе и Финансовом университете конкурсы растут и будут расти», — уверен декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. Но и здесь — будущее за новыми профессиями, названия которым еще не придуманы, но которые выросли из комбинации разных дисциплин, таких специалистов готовят на двух факультетах одновременно: например «Менеджмент биотехнологий» на стыке биологии и экономики, «Нейромаркетинг» (экономика и психология) или «Анализ больших данных» на стыке прикладной математики и экономики, и так далее.

Наталья Афанасьева
23 ноября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты