Воспитательные технологии: две недели с новым министром

19 августа президент Владимир Путин подписал указ о назначении Ольги Васильевой на должность министра образования и науки. «Учёба.ру» узнала, что произошло за это время — какие тезисы озвучивала глава Минобрнауки и что она уже успела предпринять.
Катя Убодоева
02 сентября 2016
1 комментарий
Фото: Rick Barrett / Unsplash / CC0

1. Смена команды

По информации РБК, Ольга Васильева решила заняться кадровыми перестановками. Журналисты этого издания писали, что ведомство покинут три заместителя министра — Александр Климов, Екатерина Толстикова и Александр Повалко — и четыре руководителя департаментов — Александр Страдзе (Департамент воспитания детей и молодежи), Анна Усачева (Департамент информационной политики), Александр Харченко (Департамент имущества), Владимир Голубовский (Департамент государственной службы, кадров и управления делами). Источник РБК сообщает, что Васильева планирует заняться молодежной политикой самостоятельно.

Позднее отставки замминистров подтвердила вице-премьер правительства Ольга Голодец. Она заявила журналистам ТАСС, что глава Минобрнауки сама выступила с этой инициативой. Однако, как сообщили «Интерфаксу» в кабмине, необходимые документы пока не подписаны.

2. Учителя — в приоритете

Ольга Васильева планирует повышать престиж профессии учителя и способствовать улучшению условий труда в ее рамках. Каким образом это будет реализовано на практике, пока неизвестно. На вопрос ведущего программы «Вести» телеканала «Россия 24» о том, какую проблему в сфере образования она считает главной, Васильева ответила, что педагоги для нее — в приоритете.

«Профессия учителя не профессия в полном смысле этого слова, это все-таки служение и, согласятся со мной или нет, это миссия. Сегодня — дети, завтра — народ. Это будущее нашей страны. И от того, как живет учитель, что он думает, как он чувствует, как он творчески растет, какие у него социальные гарантии труда, отдыха, здоровья, очень многое зависит»

Васильева также рассказала журналистам, в чем она видит главную задачу учителя. Министр уверена, что профессия педагога — это, в первую очередь, миссия и служение, и «очень многое зависит от того, как живет учитель». Одной из проблем, связанных с образованием, Васильева считает отношение к педагогу в обществе и высказывается за его изменение. Она считает, что нужно отказаться от употребления термина «образовательные услуги», потому что дело преподавателя — воспитание.

3. Главное — воспитание детей

Одним из основных недостатков ЕГЭ Ольга Васильева называет то, что зачастую учителя «натаскивают» детей на сдачу экзамена, даже во внеурочное время. Министр высказалась категорически против подобных действий: она уверена, что после уроков надо заниматься личностным развитием учащихся. Школьное образование должно ставить задачу «воспитать человека, для которого существуют такие понятия, как справедливость, доброта, любовь, уважение к старшим».

«Внеурочное время должно быть направлено на воспитание детей, формирование их как людей. Я буду действительно этим заниматься»

По мнению главы Минобрнауки, родители тоже обязаны воспитывать своих детей. Она считает, что ребенок не должен постоянно сидеть в интернете, и старшим нужно следить за тем, какую информацию усваивает в сети их сын или дочь. «Дома вы можете делать все возможное, чтобы блокировать те программы и те компьютерные игры, которые отбирают так много времени. Вы вправе решать, какие доступы вам ограничить. Ребенок должен, и мы должны стараться, чтобы он занимался активной деятельностью: то есть кружковой работой, спортом, музыкой, техническим творчеством», — сказала Васильева на Общероссийском родительском собрании.

4. ЕГЭ ждут изменения

Ольга Васильева полагает, что ЕГЭ — хорошая возможность для одиннадцатиклассника поступить в вуз в другом городе. Вместе с тем министр уверена, что система сдачи единого госэкзамена несовершенна и нуждается в улучшениях.

При этом не стоит ожидать радикальных изменений в системе ЕГЭ. На Общероссийском родительском собрании Васильева также сказала, что образование нуждается «в поступательном движении». Известно, что в 2016 году из контрольно-измерительных материалов по химии, физике и биологии исчезнут тестовые задания с выбором ответа. Также в этом году в ГИА-9 впервые появится устная часть по русскому языку и литературе. Введение подобного формата в ЕГЭ планируется в следующем году.

«ЕГЭ дает возможность из очень далеких регионов поступать в лучшие вузы. Здесь нужно идти по пути улучшения и совершенствования: будем идти к качественному углублению самого состояния и содержания, наполнения ЕГЭ»

5. Оценки за итоговые сочинения

Ольга Васильева высказалась за введение оценок за итоговое сочинение. «Мы должны вновь постепенно сделать так, чтобы оценка за сочинение вернулась в школу, чтобы учителя имели право оценивать труд своих учеников», — сказала министр в интервью «России 24».

Напомним, что итоговое сочинение было введено в 2014 году и оценивается по системе «зачет — незачет» (при этом университеты могут добавить за него до 10 баллов к ЕГЭ). Не так давно, кстати, были объявлены тематические направления для написания этой работы в 2016-2017 учебном году.

6. Анализ предыдущих реформ

Выступая на Всероссийском совещании учителей, Васильева дала понять, что в данный момент рано говорить о конкретных шагах. Сперва нужно проанализировать предыдущие реформы Минобрнауки и понять, какие из них были эффективны. «Нужно провести очень хорошую оценочную работу всего того, что сделано, и двигаться дальше», — так ответила Васильева на вопрос о том, требуются ли серьезные вмешательства в систему образования.

7. Инклюзивное образование

С 1 сентября вступили в силу образовательные стандарты для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ранее ребенка с ОВЗ можно было отдать в адаптивный класс в общеобразовательной школе или в специальную организацию, где обучают по коррекционным программам. Теперь вопрос, куда записывать ребенка, оставлен на усмотрение родителей.

В школах для этого постарались создать все необходимые условия — начиная от обучения учителей и заканчивая специальным оборудованием (пандусами, расширенными коридорами, улучшением системы вентиляции). Тем не менее, эксперты не склонны полагать, что страну ожидает массовый переход на инклюзивное обучение. Среди причин, почему это не произойдет, называют, например, отсутствие ясности с вопросом о финансировании дополнительного присмотра за детьми с особенностями развития.

Комфортную среду для детей с ОВЗ планируют развивать и дальше — Ольга Васильева назвала это направление одним из приоритетных для себя (к слову, ранее она работала в комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ). Глава Минобрнауки отметила, что школы нуждаются в материально-техническом обеспечении и достаточном числе квалифицированных кадров. Она также подчеркнула, что политика ведомства направлена на расширение вариативности образования для детей с ОВЗ. Васильева сказала, что параллельно с развитием инклюзивного обучения будут действовать специальные школы и классы.

«Мы должны с рождения учить детей доброте, что есть люди иные, не такие как ты. Он такой же хороший — но он иной. Первое — это доброта. В октябре мы проведем по всем школам урок доброты, говоря об этом и с родителями в том числе»

Напомним, что впервые уроки доброты были проведены в школах в 2015 году. Они прошли при поддержке Минобрнауки совместно с фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». На этих мероприятиях детям рассказывали о нарушениях слуха и зрения, проблемах, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями, и о том, как правильно с ними общаться.

8. Уроки труда и общественно полезная деятельность

Со следующего учебного года в школах введут новые воспитательные технологии, основу которых составят методические рекомендации, разработанные при участии Российского движения школьников (подведомственная Росмолодежи детско-юношеская организация, созданная в 2015 году), сообщает «Коммерсантъ». Они будут касаться, в частности, трудового воспитания школьников, оно будет происходить в виде общественно полезных работ и уроков труда, которые сейчас называются «Технологии».

Ольга Васильева считает, что школьники должны уметь работать руками. «Будущее — не только высокие технологии, где кнопки, кнопки, кнопки. Это замечательно, но руками мы тоже должны уметь делать и научить ребенка всему», — заявила министр на Общероссийском родительском собрании.

Глава Минобрнауки также отметила, что трудовое воспитание необходимо для развития школьников. «Без навыка трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от своего труда, невозможно жить. Семья и школа должны воспитывать трудолюбие с малых лет и с первых дней... Леность — основа порока. Человек должен трудиться — душой, руками и головой», — заметила Васильева.

9. Профориентация и пятидневка

В разговоре с родителями Ольга Васильева сказала, что школы будут постепенно переходить на пятидневную учебную неделю. Это касается всех, кроме учеников 10 и 11 классов. Она также отметила, что нормы допустимой нагрузки не должны нарушаться.

Кроме того, глава Минобрнауки призывает уделить больше внимание профориентации. Сейчас, по ее словам, в школах для этого созданы все условия, однако процесс не всегда осуществляется должным образом. «Главное — захотеть это делать или заставлять это делать», — прокомментировала Васильева.

10. Физическая культура в школе

На собрании родители жаловались на то, что третий час физкультуры в неделю неинтересен детям и затратен для учителей. Глава Минобрнауки ответила, что это время можно использовать и по-другому. По мнению министра, можно, например, совместить музыку и движение. «Мы мало думаем и делаем для художественного воспитания наших детей, музыкального воспитания. Можно сделать третий урок — ритмику, спортивные движения под музыку. Может, это будут какие-то па, если хотите. Хорошо двигаться — это осанка, здоровый позвоночник, движения под музыку — это здоровье», — прокомментировала Васильева.

11. Работа с одаренными детьми

На заседании правительства Ольга Васильева рассказала о планах Минобрнауки по работе с одаренными детьми. Она уточнила, что будет использоваться опыт федеральных детских центров («Орленка», «Океана», «Смены», «Артека») и университетов. Особенно Васильева выделила центр «Сириус», созданный в Сочи на базе олимпийских объектов. Министр образования также заявила, что ведомство собирается создать целую сеть подобных учебных заведений для того, чтобы обучать способных школьников.

Кроме того, Минобрнауки собирается уделить много внимания конкурсам среди учащихся общеобразовательных учреждений. В 2017-2018 учебном году утвердят положение о Всероссийском конкурсе школьных проектов. «Отличительной особенностью конкурса является то, что он носит надпредметный характер, и каждый ребенок сможет предложить свой проект, изобретение, акцию», — уточнила Васильева. Она также отметила, что ведомство ставит перед собой задачу развивать максимально разнообразный перечень соревнований, чтобы дети смогли попробовать свои силы в нескольких областях.

О новом министре

До назначения на пост министра образования и науки Ольга Васильева занимала должность заместителя начальника Управления президента по общественным проектам.

Васильева — профессор, доктор исторических наук, выпускница Московского государственного института культуры, Московского государственного заочного педагогического института (ныне МГГУ им. Шолохова) и Дипломатической академии МИД РФ. Она также является руководителем Центра истории и религии церкви Института российской истории РАН и заведующей кафедры религиоведения РАНХиГС. Кроме того, Васильева — член Совета по подготовке программ по курсу «Отечественная история» при Минобрнауки.

Тема диссертации главы Минобрнауки — «Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.». Всего на счету Ольги Васильевой порядка 150 исследовательских работ, в ее сферу интересов входят такие темы, как отношения РПЦ и государства в XX веке, церковь и внешняя политика, международные отношения.

Научная деятельность Ольги Васильевой вызвала бурные общественные дискуссии, несмотря на заявление о том, что неправильно совмещать исследовательскую деятельность и работу на посту министра образования. Блогеры и журналисты приводили тезисы из разных выступлений Васильевой, пытаясь понять, какие шаги она может предпринять на новой должности. Разобраться в том, что действительно говорила будущая глава Минобрнауки, попыталось издание «Православие и Мир», указавшее на то, что некоторые «фразы» Васильевой были приписаны ей или вырваны из контекста и неправильно истолкованы. Большой резонанс также вызвала цитата о «божествовании» на позиции главы ведомства, которая появилась в прессе по ошибке журналиста, неправильно расслышавшего министра.

При подготовке статьи использовались материалы Минобрнауки, Правительства РФ и Вести.Ru

Катя Убодоева
02 сентября 2016
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты