Уроки истории: что дети должны знать о войне

Министр образования считает, что история Великой Отечественной войны изучается в школе недостаточно глубоко, и обещает исправить эту ситуацию, чтобы «вернуть обществу нравственные ориентиры». «Учёба.ру» пыталась разобраться, как нужно понимать тему войны в школе и поможет ли это в воспитании высоконравственной личности.
Наталья Афанасьева
30 ноября 2016
Фото: Kremlin / CC BY 4.0

«На историю Великой Отечественной войны сейчас [выделяют] не очень много часов, и я буду с этим сильно бороться, потому что не может быть отечественная история уложена в такое количество часов», — заявила министр образования РФ Ольга Васильева на прошлой неделе, встречаясь с юными участниками форума «Будущие интеллектуальные лидеры России». Она подчеркнула, что изучение истории должно помочь вернуть обществу нравственные ориентиры, которые были утрачены в 90-е годы.

В том, что история — один из самых интересных и важных предметов в школе, сомнений нет, но многих историков, родителей и педагогов смущает то, что сегодня именно прошлое вызывает наиболее острые разногласия в обществе. Взрослые люди расходятся в оценке тех или иных событий, спорят о правдивости многих фактов, а мнения бывают не просто полярными, но и враждебными. Тема Великой Отечественной войны оказалась при этом, наверное, самой болезненной. Как подавать детям факты, о которых не могут договориться даже профессионалы?

Будучи по образованию историком, министр имеет свою четкую позицию на этот счет. Недавно в интервью «Интерфаксу» она подчеркнула, что, по ее мнению, «преподавание истории — это вещь во многом субъективная, она зависит от того, на каких мировоззренческих позициях стоит человек, который преподает». Однако должны быть факты, которые оспаривать нельзя: «У голландцев в истории есть 300 фактов, которые не поддаются сомнению, и есть случаи, по поводу которых существуют различные точки зрения, и учитель должен это объяснить», — рассказала Ольга Васильева, подчеркнув, что без мифологизации в истории нельзя.

В подкрепление своей позиции она снова сослалась на иностранный опыт: «Как-то раз я поинтересовалась у своего коллеги из Колумбийского университета, как они преподают гражданскую войну Севера и Юга. Он ответил: канонически, но у нас есть герои и на Юге, и на Севере. Это очень важный момент. Понимаете, без героев, без героического облика исторических персонажей нельзя обойтись. Будь ты маленький человек, будь ты взрослый, у тебя должен быть идеал, к которому нужно стремиться». И Великая Отечественная война, по ее мнению, как раз то самое событие, которое можно и нужно мифологизировать: «Наша главная задача — ориентиры вернуть. Вернуть родителям, вернуть учителям».

ко вниманию государства к этой теме в учебном процессе я отношусь с тревогой

Но далеко не все учителя и родители видят ситуацию столь однозначно. «Я не педагог и не могу, разумеется, утвержать, хватает ли отведенных часов для изучения истории Великой Отечественной войны, но, по-моему, в данном случае важно не количество, а качество. Хотелось бы, чтобы ребенок понял из этого курса главное: что война — это большое горе, смерть, насилие, а не повод для гордости, — говорит Елена Семина, родитель московского семиклассника. — Я помню, как проходили День Победы в моем советском детстве — все плакали, вспоминали погибших, клялись больше никогда такого ужаса не допустить. А сейчас все похоже на какое-то военное шоу и бряцание оружием. Мне это не нравится, и ко вниманию государства к этой теме в учебном процессе я отношусь с тревогой».

Заслуженный учитель России, преподаватель истории в московской школе № 1567 Тамара Эйдельман считает, что «сама мысль о том, что у нас может быть какой-то один взгляд на историю, — это уже даже не вчерашний, а какой-то поза-позавчерашний день. Потому что единого взгляда на историю нет. Есть разные взгляды разных групп населения: социальных, гендерных, возрастных, этнических — каких угодно». Но разные взгляды, по мнению учителя, — это совсем не то, что нас разобщает, «если их замалчивать, то это будет только порождать конфликты, когда получится, что есть только один правильный взгляд, а все остальные неправильные». Вот почему не только история, но и все другие предметы должны развивать у детей навыки работы с разными точками зрения — «жизненный навык, который необходим людям».

А вот военный историк, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов полагает, что «ориентиры» должны быть заложены в рамках курса основ религиозной культуры — именно там прививаются глубинные нравственные законы: «хорошо» — это не то, что выгодно и полезно тебе. Объясняются понятия добра и зла, чтобы уже потом, приступив к изучению истории, ребенок сам смог разобраться, кто прав, кто виноват, сделал свой моральный выбор. Однако и он считает, что есть «реперные точки», к которым в обществе должно быть единое отношение.

Юрий Кнутов,
военный историк, директор музея войск ПВО

«К нам в музей часто приходят группы школьников на экскурсии. Иногда я удивляюсь, настолько дети много знают, интересуются, отвечают на вопросы. А есть такие классы, которые вообще никакого представления не имеют о Великой Отечественной войне. Ясно, что сейчас все, что заложено на эту тему у ребенка, зависит исключительно от преподавателя, так не должно быть. Проблемы с пониманием этой темы не только у школьников: у достаточно взрослых людей, особенно тех, кто учился в 90-е годы, да и у тех, кто получил советское образование, есть очевидные провалы. В дискуссиях, произведениях, статьях некоторые допускают такие "ляпы", что оторопь берет (хотя, возможно, кто-то фальсифицирует факты преднамеренно). Например, недавно я услышал, как в споре один участник дискуссии на ТВ назвал другого фашистским термином, так, как фашисты называли славян, — "недочеловеком". Я обратил внимание, что никто особенно не отреагировал на это. Или фильм Михалкова "Утомленные солнцем — 2" про штрафбат — ведь недаром ветераны возмущаются им, столько там исторических неточностей. Например, на фронте оружие было найти совсем не сложно, а вот черенок от лопаты, который раздобыли герои, был на вес золота. Или то, что герой Михалкова служил три года, тогда как, по свидетельствам очевидцев, в штрафбате служили не более трех месяцев, и так далее. Я уверен, что углубленное изучение Великой Отечественной войны в школе необходимо, но нельзя выделять эту тему в отдельный блок: война должна изучаться в комплексе, чтобы дети понимали, что было до и после, какие события привели к тому или иному решению, какая обстановка была в это время в мире.

Это не только интересное прошлое, не только важно для исторического образования или патриотического воспитания — это учит видеть аналогии в сегодняшнем дне, понимать исторические перспективы, делать прогноз на завтрашний день. Часто говорят: "непредсказуемое прошлое". Действительно, с одной стороны, постоянно вскрываются какие-то новые факты, которые меняют взгляд на то или иное событие. Но главное, история, прошлое часто становится средством манипуляции. Мне кажется, что по самым главным, реперным событиям, особенно по тем, которые вызывают споры, должно быть на самом высоком уровне составлено пособие, где будет дана трактовка и однозначная оценка. Правильное понимание истории закладывается в детстве».

Наталья Афанасьева
30 ноября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты