Мой город — Москва
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Вступительные экзамены: уход от ЕГЭ или новые правила

Педагоги, родители и школьники ждут новых изменений в системе итоговых экзаменов. Новый министр образования и науки Ольга Васильева уже несколько раз публично раскритиковала систему ЕГЭ и предложила вернуть в вузы внутренние письменные экзамены. «Учёба.ру» вместе с экспертами попыталась разобраться, к чему теперь надо готовиться.
Наталья Афанасьева
19 октября 2016
Фото: Ryan McGilchrist / Flickr / CC BY 2.0

Кажется, система единого государственного экзамена не очень нравится новому министру образования и науки Ольге Васильевой. Сначала она заявила о том, что будет бороться с «натаскиванием» на ЕГЭ вместо учебы в старших классах, позже и вовсе предложила вернуть «входящие письменные экзамены» в некоторые вузы.

«Нужно подумать и внести поправки о том, чтобы в вузы, особенно вузы сложные, серьезные, социально значимые вузы, вернуть входящие письменные экзамены», — сказала Ольга Васильева на круглом столе в рамках конкурса «Учитель года — 2016». Министр достаточно резко отозвалась о качестве знаний, которые дает школа эпохи ЕГЭ: на первом году обучения преподавателям высших учебных заведений, по ее данным, приходится доучивать студентов до уровня средней школы, прежде чем приступать к университетской программе. И хотя позже Васильева подчеркивала, что о полной отмене ЕГЭ речи не идет, в обществе, где все, что связано с единым государственным экзаменом, до сих пор вызывает споры, многие восприняли это как намек на некий вектор, поворот к старой системе экзаменов. «Учёба.ру» опросила экспертов в области образования, чтобы выяснить, могут ли слова министра означать конец ЕГЭ.

«Сложно сказать, что имела в виду министр: пока это только декларации, без каких бы то ни было серьезных подтверждений того, что они воплотятся в жизнь», — считает Елена Романичева, доцент МГПУ, глава предметной комиссии ЕГЭ по литературе и разработчик ЕГЭ по литературе. По ее мнению, нет никаких реальных оснований сегодня резко ломать с таким трудом сложившуюся систему единого государственного экзамена. Во-первых, потому, что у некоторых вузов и без того есть право вводить вступительные испытания для абитуриентов: дополнительные экзамены введены по 64 специальностям, среди которых не только «творческие» профессии — градостроительство, дизайн, актерское мастерство, хореография или режиссура, — но и педагогика, некоторые медицинские направления, филология. Университеты, имеющие статус федеральных, могут назначать дополнительные испытания по профильным предметам. Реестр таких вузов ежегодно определяется правительством РФ по представлению Министерства образования и науки и Рособрнадзора — в 2016 году их было четыре. Особый статус имеет МГУ им. М.В. Ломоносова — дополнительный профильный экзамен здесь ежегодно проводится для всех специальностей.

хочется уже сказать: оставьте школу в покое

Елена Романичева считает, что, несмотря на громкие слова министра о необходимости доучивать на 1 курсе школьную программу, никаких объективных данных по ухудшению качества современного образования из-за ЕГЭ нет. Она говорит, что успешная сдача ЕГЭ по всем предметам, кроме, может быть, обязательных базовой математики и частично русского языка, требует серьезной подготовки и ни в коем случае не упрощает школьную программу. Кроме того, нет никаких оснований думать, что вступительный экзамен будет проверять знания лучше, чем ЕГЭ. Эксперт уверена, что необходимо обсуждать и анализировать содержательную сторону образования, а не методы ее оценки: ведь, в конце концов, она гораздо важнее.

Но самое главное, как подчеркивает Елена Романичева, изменить систему ЕГЭ не под силу даже министру образования. В Федеральном законе об образовании, принятом в 2012 году, четко прописано, что единственной формой итоговой аттестации является единый государственный экзамен, который одновременно считается и выпускным, и вступительным.

Тем не менее, по мнению эксперта, подобные рассуждения главного человека в сфере образовании указывают на движение в сторону старой школы, и это очень нервирует. «Мы сейчас в ситуации человека, который стоит на светофоре, где одновременно горят красный и зеленый свет. Я в школе с 1984 года, и все это время она постоянно находится в состоянии реформы. А сейчас угрожают сломать и ту систему, которую последние 25 лет так жестко и тяжело вводили. И что останется? Хочется уже сказать: оставьте школу в покое».

тесты не могут заменить нормальные экзамены

А вот президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что ЕГЭ не только не оправдал себя, но и завел в тупик всю систему российского образования. Он согласен с министром: обучение сегодня превратилось в механическую подготовку к сдаче тестового экзамена, а в старших классах учебу заменяет «натаскивание». Последствия ЕГЭ, по его наблюдениям, уже видны невооруженным глазом, а резкое падение уровня знаний очевидно. «Многие поступившие в вузы на 1 курсе, действительно, доучивались, чтобы дотянуть до уровня средней школы», — говорит он. По мнению Комкова, предложения министра говорят о том, что она сделала правильные выводы о необходимости возвращения к традиционной, классической системе итоговой оценки знаний и системе профессионального отбора при поступлении: «В сфере образования стали понимать, что тесты не могут заменить нормальные экзамены».

Ректор Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский уверен, что идеальной системы оценки знаний не существует: «Идеальных экзаменов, которые бы все общество принимало „на ура“, человечество пока не придумало — это как налоги или правила дорожного движения, они всегда кого-то раздражают». Однако у системы ЕГЭ, по его мнению, есть ряд очевидных плюсов: «Во-первых, мобильность, что особенно важно для такой большой страны, как наша: сейчас девочка из Южно-Сахалинска и мальчик из Владивостока имеют равные возможности со столичными ровесниками: для того, чтобы подать документы в любой вуз, им не надо ехать через всю страну. Второе бесспорное преимущество ЕГЭ перед старой советской системой — это абсолютная прозрачность. Любые нарушения моментально становятся видны».

идеальных экзаменов человечество пока не придумало

Утверждения о падении качества образования из-за ЕГЭ кажутся эксперту бездоказательными. «Да, единый экзамен требует доработки и модернизации. Да, имеет место натаскивание, но на любой экзамен натаскивают, я отлично помню, как мы готовились к выпускным экзаменам и всю последнюю четверть решали билеты», — говорит он. По наблюдениям Адамского, в большинстве своем общество ЕГЭ приняло, а слова министра — «это лишь приглашение к дискуссии, обсуждению в среде профессионального и, главное, родительского сообщества». Одно, по мнению эксперта, можно сказать однозначно — в этом учебном году никаких кардинальных изменений в экзаменационной системе не произойдет, и будущим выпускникам стоит готовиться к ЕГЭ так, как они собирались это делать.

Наталья Афанасьева
19 октября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты