Мой город — Москва
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

«Рейтинг —
это всего лишь оценка»

«Учёба.ру» поговорила с ректором НИТУ «МИСиС» Алевтиной Черниковой о стратегических целях вуза, подходах к работе со студентами и требованиях, которые диктует современный мир к образованию.
12 февраля 2015
МИСиС является одним из 15-ти участников программы «5-100», направленной на продвижение российских вузов в мировых рейтингах. Каких результатов удалось добиться за время работы программы?

Мы разработали для себя «дорожную карту», в рамках которой наметили ряд целей, достижение которых поможет нам войти в число лучших вузов мира. Стратегическая цель нашего университета — к 2020 году стать глобальным лидером специализаций в области материаловедения, металлургии и горного дела и существенно усилить свои позиции в области IT-технологий и биомедицины. Наша работа по повышению конкурентоспособности вуза уже получила высокие оценки — по итогам 2014 года мы стали участниками сразу нескольких международных рейтингов. Так, впервые в истории развития НИТУ «МИСиС» вошел в число лучших вузов мира по рейтингу QS. Кроме того, в июне 2014 года были подведены итоги рейтинга QS для стран БРИКС (Бразилии, Китая, Индии, России и Южной Африки), по которому НИТУ «МИСиС» вошел в топ-100 ведущих вузов. Улучшаются наши позиции и в российских рейтингах. В национальном рейтинге университетов России мы сейчас занимаем 11-е место. В конце осени были обобщены результаты набора абитуриентов в вузы в 2014 году: по результатам этого мониторинга мы заняли 6-е место среди технических вузов страны (11-е место в 2013 году). Это означает, что к нам пришли более сильные студенты. Минимальный балл для зачисления на места, финансируемые из средств федерального бюджета, был 185. Более 80% наших первокурсников в 2014 году имели общий балл по трем предметам свыше 200.

Как рейтинги влияют на вашу стратегию?

Нет сомнений, рейтинги — это всего лишь оценка, срез. Это некий интегральный показатель, который характеризует все сферы деятельности университета. Очень хорошо, когда измеряемые показатели рейтинга показывают, где нужно еще поработать, где мы отстаем от других вузов. Очевидно, что вне зависимости от результатов в рейтинге, надо совершенствоваться из года в год, повышая качество образовательных услуг. Мы являемся одним из участников научно-образовательного процесса не только в России, но и за рубежом, и конечно, нам очень важно, как нас видят работодатели, коллеги из академического сообщества и, конечно, абитуриенты, которые могут стать нашими студентами. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приходили не только абитуриенты-отличники, но и самые мотивированные ребята. Чтобы быть им интересными, мы и сами постоянно развиваемся, стараемся идти в ногу со временем.

Что вы можете им дать?

Мы стремимся к тому, чтобы студент, который выйдет из дверей нашего университета, мог конкурировать на глобальном рынке труда, чтобы лучшие компании России и мира были заинтересованы получить именно наших выпускников. Для этого, конечно, самому университету необходимо быть конкурентоспособным. Мы погружаемся в новые пласты знаний, делаем научные открытия, не только отвечая на вызовы работодателей, но и создавая новые векторы развития экономики и промышленности завтрашнего дня. Для этого очень важна исследовательская работа в стенах вуза — студентов важно обучать профессии на конкретных примерах. Поэтому у нас в университете есть жесткое правило: научный руководитель может взять себе аспиранта только, если у него есть научная тематика, которой он занимается в настоящее время. Магистрантов мы также позволяем набирать только на кафедры с мощной научной составляющей. Это дает возможность студентам быстрее погрузиться в реальные исследовательские процессы и быстрее наработать тот необходимый опыт, который им понадобится в профессии

Какими качествами должен обладать выпускник, чтобы стать успешным?

Окружающая нас действительность сегодня меняется настолько быстро, что недостаточно один раз получить профессиональное образование и потом всю жизнь конвертировать его в опыт. Нужно меняться вместе с миром — и если сегодня мы с вами перестанем учиться, то завтра нас точно обгонят. Поэтому мы стараемся дать нашим студентам возможность построить личностную, профессиональную и образовательную траектории таким образом, чтобы выпускник мог всегда вернуться и пройти обучение по программе магистратуры или аспирантуры. Или пройти профессиональную переподготовку и программу повышения квалификации. Это система непрерывного образования, и мы её активно продвигаем. Сейчас как никогда остро встал вопрос о конкурентоспособности страны. Она напрямую зависит от того, насколько мы сегодня готовы менять мир, внедрять передовые практики, быть открытыми к инновациям и новым инженерным решениям, именно за этим стоит прогресс.

Как НИТУ «МИСиС» будет участвовать в повышении конкурентоспособности страны?

Мы создаем сейчас достаточно мощный научно-инновационный комплекс, состоящий из научно-исследовательских лабораторий и научно-образовательных центров. Все они открываются на конкурсной основе, поэтому мы привлекаем только лучших специалистов в своей профессиональной области, чтобы они возглавили творческий коллектив. Студенты участвуют в этом процессе в обязательном порядке. Приведу несколько примеров. Если мы с вами спустимся на этаж ниже, попадем в лабораторию, которую возглавляет профессор Гольберг, приехавший к нам из Национального института материалов в городе Цукуба (Япония). В этом году он вошел в сотню самых результативных ученых по версии агентства Thomson Reuters. В декабре 2014 года открылась научно-исследовательская лаборатория по моделированию новых материалов с заданными свойствами, которую возглавил наш выпускник Игорь Абрикосов, профессор из Университета Линчепинга в Швеции. НИТУ «МИСиС» предоставляет студентам уникальную возможность учиться у лучших специалистов из первой десятки в своей профессиональной области. Мы не просто ставим задачу провести на высоком уровне научные исследования, в каждой лаборатории создаются либо новые образовательные программы, либо отдельные курсы, которые мы обязательно используем в учебном процессе.

А какую роль в этом процессе играет образовательная среда?

Создать творческую и креативную среду, которая позволит каждому студенту раскрыть все свои способности — это наш приоритет. К нам приходят молодые люди на 4-6, а то и 9 лет обучения, в зависимости от выбранной образовательной траектории. Наша задача — не только дать им качественные профессиональные знания и открыть мир науки, но также максимально насытить их жизнь яркими событиями, дать возможность ошибаться, исправлять эти ошибки и понять, что для них важно в этой жизни. Очень хочется создать систему, в которой мы будем видеть потенциал каждого студента.

Насколько важна для вас внеучебная активность студентов в университете?

Если вы поговорите с нашими студентами, то поймете, что мы действительно максимально вовлекаем их во внеучебную деятельность. У нас работают одно из лучших в России студенческих конструкторских бюро, медиаклуб, многочисленные творческие студии и спортивные секции. В университете также есть несколько групп волонтеров. Одни работают с детьми, другие помогают ветеранам войны и труда, третьи — координируют мероприятия. Например, на форуме «Открытые инновации» подавляющее большинство волонтеров были из НИТУ «МИСиС». Мы обязательно обсуждаем со студентами план работы на следующий семестр, чтобы отследить мероприятия или инициативы, которые не вызвали интереса, и отказываемся от них. Кроме того, сейчас ребята работают над совершенствованием системы стипендиального обеспечения в нашем вузе: разрабатывают критерии оценки лучших из лучших и методы распределения стипендий среди них. Цель этих обсуждений в том, чтобы они сами были заинтересованы в своих проектах и реализовывали их системно, последовательно и творчески.

12 февраля 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты