Как мотивировать себя к онлайн-обучению?

Мы собрали советы бывалых студентов и организаторов онлайн-курсов,
которые помогут облегчить процесс обучения и не сойти с дистанции досрочно.
Анна Розова
Анна Розова, Редактор проекта Учёба.ру
26 мая 2015
Партнеры
проекта:

Одна из основных сложностей, с которой сталкиваются и студенты и организаторы онлайн-программ, — это мотивация к обучению. Чтобы удержать слушателей, образовательные платформы экспериментируют с форматами курсов, вводят элементы игрофикации. Студенты, в свою очередь, придумывают свои способы доучиться до конца. Самые важные и эффективные — в нашем материале.

1. Поставьте конкретную цель

Вы должны четко понимать, для чего учитесь. Если у вас нет цели, не помогут ни график, ни заплаченные деньги. Цель должна быть конкретной: не «я хочу научиться кататься на велосипеде», а «я хочу научиться кататься на велосипеде, чтобы ездить на нем на работу, похудеть и сэкономить 10 000 рублей в год на общественном транспорте». Учиться ради удовольствия от процесса — тоже отличная цель, для нее и мотивация не потребуется.

2. Правильно выбирайте формат курса

Самые распространенные форматы онлайн-курсов — это лекции в прямом эфире или по требованию — когда материалы курса доступны в любое время. Если дисциплина — не ваш конек, и без четкого расписания вы не справитесь, выбирайте первый вариант. Если вы привыкли жить спонтанно или у вас ненормированный рабочий день — курс с точным расписанием пройдет мимо вас.

3. Cоставьте расписание

Свободный график — это тоже график. Заранее спланируйте расписание с учетом ваших хобби, отпусков, основной учебы или работы. Будьте честны сами с собой — даже не думайте выделять для занятий вечер пятницы.

4. Придумайте ритуал

Приятные ритуалы делают нашу жизнь организованнее и понятней, а дела, которые они сопровождают, — неотвратимыми. Если вы даже в перерывах между парами бегаете к кофе-автомату, возьмите за правило перед каждой сессией обучения выпивать чашку кофе. Ставьте рядом с экраном любимые снэки, влючайте негромко любимую музыку — все, что угодно, что помогает вам сосредоточиться и не будет отвлекать.

5. Уединяйтесь

Отключите соцсети на время учебы — закройте все лишние вкладки на компьютере или устройстве, которое вы используете для обучения, выключите звук телефона. Если у вас по соседству есть библиотека с быстрым интернетом, попробуйте учиться там: далеко от дома уходить не придется, и домашние отвлекать не будут.

6. Отмечайте свои достижения

После каждой пройденной темы проанализируйте, чему вы научились, как новые знания вам помогут, и где именно вы сможете их применить. Практическая польза вдохновляет. И не забудьте пообещать себе шоколадку или мороженое после следующей лекции.

7. Найдите единомышленников

Расскажите друзьям и знакомым о курсе, который вы собираетесь пройти. Возможно, у вас появится компания. Учиться вместе веселее и эффективнее. Кроме того, у хороших курсов есть сообщества или форумы, где собираются студенты. Там вы найдете дополнительную информацию и материалы к курсу, сможете задать вопросы преподавателям и пообщаться с единомышленниками.

8. Ищите дополнительные материалы

Не игнорируйте дополнительные материалы к курсу. Записывайте все рекомендации преподавателя и других студентов из сообщества. Расширение кругозора в рамках изучаемой темы может повысить вашу мотивацию. Читайте тематические форумы при курсах: часто там можно получить информацию, которой не найдешь в учебниках, и вдобавок — приятное неформальное общение.

9. Не откладывайте

Если у вас есть всего полчаса на выполнение задания или лекцию, сделайте все, что можно за это время. Пусть вы успеете справиться только с частью практической работы или прослушаете только половину лекции — дробный материал лучше усваивается, да и, скорее всего, вам захочется поскорее разделаться с оставшимся.

10. Думайте о конечном результате

Задумывайтесь о том, что принесет вам обучение: повышение зарплаты, карьерные перспективы, новые знания или возможность войти в новое профессиональное сообщество.

Дмитрий Гужеля
Создатель платформы «Универсариум»

Мотивация — это очень важная составляющая любого образовательного процесса, но для МООК-платформ она важна особенно. Ведь, если в обычном формате платного образования мотивирующими составляющими выступают административная палка и (или) заплаченные деньги, то в случае с бесплатными курсами мотиваторами могут выступать всего несколько сущностей.

Первая из них — «морковка» в виде диплома или сертификата по окончанию курса — действует отлично, повышает уровень вовлеченности пользователей, который выражается в повышении числа полностью прошедших обучение почти в два раза — с 6 до 11,5 процентов в среднем по «Универсариуму».

Еще одна «морковка» в виде последующего продолжения обучения оффлайн или встречи с преподавателем практически так же эффективна, как предыдущая. Третья — активное взаимодействие преподавателя со студентами с вовлечением их в совместную работу в группе — существенно повышает мотивированность благодаря желанию выделиться, представить свою домашнюю работу перед всеми.

Четвертая — постоянные напоминания и подталкивания слушателей (сделать домашнюю работу, ответить на вопросы, выполнить задание и прочее) повышает количество переходящих от одного образовательного модуля к другому модулю почти на 30 процентов. Наконец, тщательный предварительный отбор на курсы, четкое обозначение того, для чего и для кого открыт этот курс, позволяет изначально создать уверенное прочное сообщество обучающихся с четко выраженной задачей — учиться.

Ну и, кроме этого, сама подача и качество материалов на «Универсариуме» обеспечивают желание смотреть их и учиться дальше. К сожалению, использование средств геймификации в виде рейтингов, статусов и наклеек особого эффекта не дает — хотя мы работаем в этом направлении, пытаемся найти формы, интересные для пользователей.

Читать интервью с Дмитрием Гужелей

Инесса Роман-Погоржельская
Менеджер по работе с партнерами Coursera

Для примерно 40% всех пользователей «Курсеры» обучение — это форма досуга и саморазвития. Глобальные данные говорят о том, что есть 2 пика среди этой аудитории — в 25 и 55 лет. Это люди, которым просто нравится учиться. Еще примерно половина — люди, которые хотят получать конкретные профессиональные навыки в разных областях. Этим людям 30 с небольшим лет, они находятся на пике своей карьеры, и хотят еще лучше развиваться и показывать дополнительные успехи. Кого-то (это около 10 процентов) мотивирует необходимость получения высшего образования — старшеклассники или студенты берут курсы, чтобы успешно закончить или начать обучение в вузе. Многих мотивирует комьюнити: вокруг курса собирается группа людей, у которых есть интерес к тому же, что интересует и тебя. Мы постоянно смотрим, как люди взаимодействуют с платформой и экспериментируем с функциями, которые могут помочь себя мотивировать.

Алексей Симоненко
Сооснователь HTML Academy

В курсах мы часто используем storytelling, то есть придумываем историю в рамках одного курса, и в течение всех заданий используем её, доводим ученика вместе с этой историей до конца. Например, в курсе css-трансформации мы придумали историю, что существует вымышленный мир, где есть маг, он ходит по этому миру, на него нападает какое-то вымышленное существо, с которым он должен бороться. И вся история курса заключается в том, что ученик в каждом задании управлял с помощью css-трансформации, перемещал мага, стрелял файерболами в мишени, убивал врага, и при этом отрабатывал важные навыки. Этот метод очень хорошо помогает удерживать внимание.

Екатерина Кондратьева
Руководитель «Школы SMM-специалиста»

Если человек пришел на курс и заплатил за него свои деньги, то мотивация выше, чем если за него заплатила компания. Работают: четкие правила, дедлайны, бонусы и обратная связь. Каждый хочет внимания, и его нужно уделить. Также у нас есть во «ВКонтакте» созданный нами закрытый чат профессионалов, куда мы добавляем лучших выпускников. Важно напоминать слушателям о самостоятельности, учить их мыслить, задавать вопросы, искать ответы, помогать друг другу, а не жить в ожидании правильных ответов от «опытного взрослого учителя». Так появится ответственность за свои действия — это важный фактор в работе в соцсетях.

Читать интервью с Екатериной Кондратьевой

Полина Осташева
Студентка факультета искусств РГГУ,
работает на Московском урбанистическом форуме
 

Я занималась на двух ресурсах — Coursera и Khan Academy. «Курсера» мне не сильно понравилась — названия курсов там конечно заманчивые, но очень специфичные. Мне нужно было подтянуть общие знания по истории и истории искусства. Почти ни на одном ресурсе нет широкого последовательного изложения материала, везде очень специфичные глубокие курсы, что-то вроде «Деревянная скульптура Германии 16 века». Кстати, никто из моих знакомых так и не закончил ни одного курса на Coursera.

А вот Khan Academy дает целостную картинку. Я там прослушала историю искусства и вводный курс лекций в мировую историю. Вводный курс мне особенно понравился — там прекрасный лектор, хорошее оформление каждой лекции и очень много шуток. Правда, лектор очень быстро говорит по-английски, иногда даже не успевала читать субтитры. Из минусов Khan Academy — лекции на английском языке. Однако они над этим плотно работают: курсы по искусству, еще год назад доступные только на английском, уже полностью переведены на русский. Там свободное расписание — когда хочешь, тогда и смотри. Плюс в истории искусства после каждого раздела идет тест. За просмотр лекций и прохождения теста даются баллы, и ты можешь просматривать себя в мировом рейтинге. Плюс еще дают бейджи (как на Forsquare) — например, час просмотра лекций по одной тематике.

Что мне помогало при прохождении курсов? Мне помогало то, что у меня горела ж... перед поступлением! Я могла в день часа три лекций посмотреть. Плюс все эти бейджи и баллы тоже мотивируют. Обидно не пройти тест.

Анна Грязева
Редактор, сценарист

Я занимаюсь английским с репетитором по скайпу. Задача была возродить разговорные навыки. Поскольку я сейчас живу на два города, то скайп был самым удобным вариантом. Признаться честно, для меня до сих пор это довольно сложно — есть какое-то страшное внутреннее сопротивление, я все время пытаюсь перенести занятия и так далее. Лично мне помог тот момент, что я оплачиваю сразу несколько уроков вперед, от этого ответственность перед собой немного возрастает. Чтобы лучше сосредоточиться для меня важнее даже не мобильный отключить, а соцсети, в которых все время кто-то пишет. Для неиспользования их в течение этого часа требуется отдельное мужество. Но главная награда — большое удовольствие и гордость за себя после урока, что сделала полезное дело.

Еще между занятия мы с преподавателем можем обмениваться всякими интересными ссылками по теме и без, у нас приятельские отношения, и это делает процесс учебы не таким обязательным и мучительным, что ли.

Екатерина Акимова
Пиар-специалист, воспитывает дочь

Я увидела анонс курса «Экономика для не экономистов» перед Новым годом и решила, что обязательно запишусь и начну самостоятельно заниматься. Формат обучения — короткие видео-лекции по 10-15 минут, собранные в отдельные блоки по базовым вопросам курса экономической теории. Всего 11 недель. В конце каждой недели предлагалось сделать тест, проверить, как усвоился материал.

Курс меня заинтересовал тем, что он читался в доступной форме, прекрасным молодым преподавателем ВШЭ Игорем Кимом, который приводил примеры из нашей действительности, делал это весело и нетривиально. Для общего развития — то, что надо! Я с удовольствием вспомнила, как решать уравнения и строить простейшие графики. К сожалению, курс я не закончила, пришлось бросить по семейным обстоятельствам. Надеюсь, та куча народа, которая вместе со мной на этот курс была записана, доучилась до конца и получила свои сертификаты. Все было отлично организовано: и обратная связь с преподавателем, и возможность вносить свои предложения, и просто общаться с интересными людьми в чате.

Благодаря платформе Coursera, на базе которой велись наши лекции, был создан форум для всех слушателей и преподавателя, где мы задавали вопросы по пройденному материалу и по результатам тестирования. Игорь Александрович всегда быстро отвечал студентам и приветствовал заинтересованность тех, кто не намерен ограничиться только лекциями: например, обращал наше внимание на список дополнительной литературы или ссылки на полезные сайты.

Ольга Долженкова
живет на Кипре, работает в топливной компании

Я брала онлайн курсы на ресурсе Edx (бесплатно, если без сертификата) — так сказать, для себя. Это были курсы Jazz Appreciation, Introduction to Nutrition и Introduction to Computer Science. Все курсы предоставляли доступ к видеолекциям, а также можно было скачать теоретические материалы (Lecture notes). Первые два курса были ограничены по времени: материалы становились доступны в определённый момент, и тест надо было сдать до указанной даты. Каждую неделю приходили мэйлы с напоминанием: «на этой неделе тема лекция такая-то, вам осталось столько-то до завершения курса; вам необходимо сдать такие тесты в такие-то сроки». Плюс в Jazz Appreciation лекции выкладывались по одной в неделю, и через две недели доступ к ним закрывался. Также у них была доступна платформа для самообучения, на базе которой нужно было каждую неделю делать тесты по пройденному материалу. Курсы замечательные: организация, презентация — все очень понравилось! По третьему курсу дата была открытая, то есть когда хочешь, тогда и смотри лекции и сдавай тесты. Ну я до сих пор и не закончила — мотивации никакой. Плюс личность лектора меня раздражает.

Курс CIMA через Study Interactive я проходила уже по работе и за деньги. Никаких напоминаний они не присылают. Несмотря на то, что этот курс был мне необходим, мотивация низкая, так как все-таки мне нужно, что кто-то постоянно стимулировал. Лекции доступны в записи — это также расслабляет. Раз в году проходят онлайн-лекции в прямом эфире, после которых можно задавать вопросы лектору по скайпу в порядке очереди. Это оптимальный для меня вариант, но к сожалению я на них не попала, так как поздно зарегистрировалась.

Анна Розова
Анна Розова, Редактор проекта Учёба.ру
26 мая 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты