«Кризис — хорошее время для образования и саморазвития»

В апреле Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» открыл онлайн-школу городских предпринимателей «Вектор» с курсами для тех, кто хочет создавать проекты, меняющие атмосферу и облик городов. О планах школы «Учёбе.ру» рассказал руководитель «Вектора» Дмитрий Абрамов.
Анна Розова
Анна Розова, Редактор проекта Учёба.ру
26 февраля 2015
Партнеры
проекта:
Дмитрий Абрамов
руководитель школы «Вектор»
Для чего и для кого придумана школа «Вектор»?

Все довольно просто. В России 37% россиян старше 18 лет используют компьютер и интернет для получения новых знаний. Но качественных образовательных продуктов в сети на русском языке — очень мало. И почти нет проектов, которые бы давали актуальные систематические знания.

Мы придумали онлайн-школу «Вектор» для тех, кто хочет делать успешные городские проекты, полезные для людей и для города. Это довольно широкое поле деятельности — от кофейни на районе до фестиваля уличного искусства. Мы решили называть людей, которым это интересно, городскими предпринимателями. Предприимчивость, понятно, полезна в принципе, но в проектной деятельности — особенно. А городская тема — это то, что нас всех объединяет. Более 70% людей на планете живет в городах, эта цифра растет, и нам очень нужно научиться делать наши города комфортными. И чем больше людей поймет, что не только от чиновников и власти зависит развитие городской среды, тем лучше будет.

Мы придумали онлайн-школу «Вектор» для тех, кто хочет делать успешные городские проекты, полезные для людей и для города.

Есть ли какие-то особые требования к слушателям?

«Вектор» появился в стенах Института медиа, архитекторы и дизайна «Стрелка» как логичное продолжение того, чем институт занимается с момента своего основания. Нам по-прежнему хочется менять культурный ландшафт и физический облик российских городов. Но при этом онлайн-курсы «Вектора» принципиально отличаются от образования на «Стрелке». Во-первых, они на русском языке. Во-вторых, чтобы учиться в «Векторе», не обязательно иметь законченное высшее образование, быть архитектором или урбанистом. Мы делаем курсы, которые доступны любому современному человеку, который умеет читать, имеет доступ в интернет и чем-то увлекается. Увлеченность — это важно. Наши курсы не для ленивых.

А проходит обучение — онлайн в прямом эфире или лекции в записи?

Все курсы «Вектора» доступны круглосуточно, семь дней в неделю. Прямые трансляции мы оставили на будущее, это не очень удобно хотя бы из-за часовых поясов. Сейчас наши уроки состоят из записанных видео, текстов, интерактивных тренажеров, тестов и заданий, часть из которых нужно выполнять в городе.

Наши курсы сильно отличаются от того, как мы привыкли представлять себе обычные учебные материалы. Никакой скуки и занудства у нас не будет. Мы скорее похожи на сегодняшние продвинутые медиа вроде LookAtMe, «Афиши» и «Теорий и практик» — с отличным визуальным контентом, удобной версткой, гифками и ссылками. Все, что нам нравится в современном интернете. Я уверен, что образование в 21 веке должно не только передавать знание, но и вдохновлять.

Смогут ли слушатели общаться между собой?

Взаимодействие между слушателями, безусловно, будет. Мы создали много инструментов, чтобы в «Векторе» можно было не только учиться, но и общаться, объединяться, помогать друг другу и делать совместные проекты (в том числе и в офлайне). Образование — это очень социальная штука, без общения оно сильно страдает.

Вы анонсировали первый курс, посвященный исследованию повседневности городов. А что будет дальше?

Да, сейчас полностью готов первый большой онлайн-курс «Городские парадоксы: как исследовать повседневность», который, по сути, включает в себя пять небольших курсов. В этом курсе три преподавателя — архитектор Куба Снопек, фотограф, социолог Чарли Колхас и режиссер-документалист Марина Разбежкина. Получилось интересно, полезно и неожиданно. Этот курс вводный, в нем мы определяемся с терминами, разбираемся, почему город нужно изучать, даже не будучи урбанистом, и как это поможет предпринимателям.

В 2015 году мы выпустим еще два новых курса. Впереди съемки, постпродакшен, редактура текстов, много увлекательной работы. Эти курсы будут нацелены именно на предпринимательство, на бизнес-мышление, которое помогает не только в смысле извлечения прибыли, но и вообще помогает делать проекты устойчивыми и востребованными. В том числе — некоммерческие проекты. Вот этому хочется учиться и учить. Чтобы вокруг появлялось больше нужного и полезного, а не еще один торговый центр, рядом с двумя похожими.

Курс как-то учитывает специфику и проблемы регионов? Бюджеты, коррупция, инертность общества, отсутствие инфраструктуры, что-то еще?

Когда мы думали над миссией нашей школы, мы думали именно про регионы. В Москве и Питере есть где и у кого учиться, много хороших офлайновых курсов, лекций, можно пройти стажировку в хорошей компании или просто познакомиться, допустим, с организатором «Городского маркета еды» Настей Колесниковой и узнать у нее много полезного про гастрономические проекты. В регионах ничего этого нет, и это большая проблема. К счастью, сейчас можно учиться и делиться опытом в интернете.

Когда мы готовили «Вектор», мы много ездили по стране и общались ребятами, для которых мы и придумали этот проект. Мы провели летнюю школу во Владивостоке, делали лекции и мастер-классы в Ярославле, Воронеже, Калуге, Южно-Сахалинске.

И чтобы лучше понимать, что происходит в регионах, какой там есть запрос, мы сделали совместный проект с лучшими локальными интернет-изданиями в разных городах — «Городской конструктор». Сейчас городов уже 18. С одной стороны, мы делимся своими знаниями и опытом, с другой — читаем эти сайты, получаем обратную связь и хорошо понимаем, чем там живут люди. Ну и сам я родился и вырос в Сибири, учился и работал в Томске, никаких иллюзий по поводу инертности, коррупции и инфраструктуры в регионах у меня нет. Мы все про это знаем. Но у нас в стране часто что-то хорошее и нужное появляется вопреки.

Планируете ли вы обсуждать проблемы взаимодействия с властями?

Подозреваю, без этого не обойтись. Хотя отдельный курс мы про это пока делать не планировали. Но я почти уверен, что наши герои — городские предприниматели — рассказывая о своем опыте, будут рефлексировать на эту тему. Условно, как делать успешные городские проекты без поддержки города, власти. Кстати, мы недавно выпустили два материала: про тактический урбанизм и про уличных хакеров. И там звучит одна очень простая мысль — довольно часто можно делать городские проекты, вообще никак не пересекаясь с властями.

Если искать какие-то особые города, где активно развивается та или иная сфера, можно вспомнить Нижний Новгород, где отлично чувствует себя уличное искусство.

В Петербурге процветает барная культура — благодаря дешевой аренде в центре города. А есть ли такие примеры в регионах: от чего можно оттолкнуться, чтобы развивать локальные истории?

Благодаря «Городскому конструктору», о котором я уже рассказал, мы изучили много локальных кейсов и даже сделали про это отдельный материал — «10 проектов, которые улучшают город». Тут и отличный стрит-арт проект Concrete Jungle из Владивостока, и независимый книжный магазин «Бакен» из Красноярска, галерея уличного искусства «Свитер» из Екатеринбурга и так далее. Если искать какие-то особые города, где активно развивается та или иная сфера (как с барами в Питере), можно вспомнить Нижний Новгород, где отлично чувствует себя уличное искусство. А на юге России, насколько я знаю, много сильных гастрономических проектов, в Ростове, в Краснодаре. С запуском «Вектора» мы больше будем узнавать про такие локальные истории и рассказывать о них, чтобы люди могли изучать успешный опыт и делать проекты в своих городах.

Будет ли ваш проект востребован в условиях развивающегося кризиса? Жизнеспособна ли идея городского предпринимательства и частной инициативы в таких условиях?

Вполне жизнеспособна. Более того, сейчас много пишут и говорят о том, что кризис — это не только закрытия, сокращения и откат назад, но еще и время возможностей. Мне не хочется спекулировать на этой риторике и делать вид, что кризис — это великое благо. Разумеется, это не так. Но экономические кризисы случаются периодически, и каждый кризис дает рынку новых игроков, новые имена и новые идеи.

Один из моих любимых примеров — «Теории и практики» (а это безусловно городское предпринимательство, потому что идея проекта нацелена именно на развитие городской среды). T&P появились в 2009 году, когда у людей было не очень много денег на развлечения, и при этом появился запрос на интеллектуальный бесплатный досуг. Как известно, кризис — хорошее время для образования и саморазвития. Думаю, тут все сошлось вместе.

Сейчас, в 2015 году, тоже появляются новые проекты, которые продиктованы экономической ситуацией. Недавно на The Village вышла подборка бизнесов, так или иначе отвечающих на кризисную повестку. Есть очень остроумные: от бесплатных звонков ZipDial, когда можно позвонить и сбросить, сообщив тем самым, что ты дома и все хорошо, до гастрономического аналога Airbnb, когда через специальный сервис ты можешь найти место за обеденным столом в какой-то хлебосольной семье и пообедать не в ресторане, а в приятной компании — дешевле и, возможно, вкуснее. Уверен, что-то интересное появится и у нас в стране. Как когда-то, например, появилась идея антикафе (когда ты платишь не за еду, а за время пребывания в пространстве), которая распространилась по всем городам России и уже развивается в других странах.

Образование в «Векторе» будет платным?

Да, стоимость годовой подписки 4 999 рублей. Когда запускали лендинг-пейдж, мы просили людей писать, сколько они готовы платить. В стоимость подписки входит три курса, дополнительные материалы, которые будут появляться регулярно, и лонгриды, их студенты будут делать в конце каждого курса.

Анна Розова
Анна Розова, Редактор проекта Учёба.ру
26 февраля 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты