«В наших планах — применение технологии геймификации в образовательном процессе»

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
26 мая 2015
Партнеры
проекта:

Как дистанционные технологии способствуют органичному созданию безбарьерной среды? Об этом Учёбе.ру рассказала директор Института дистанционного образования МГИУ Елена Петровна Попова.

Елена Попова
директор Института дистанционного образования МГИУ,
лауреат премии правительства РФ в области науки и техники
Какие люди в основном идут учиться онлайн? Почему их интересует именно такая форма обучения?

Среди обучающихся онлайн можно выделить три основные категории студентов. Первая — это современная молодежь, со школьного возраста использующая все достижения в области информационных технологий, умеющая пользоваться компьютером, знакомая с интернетом и не испытывающая трудностей восприятия при сетевом общении. Ко второй категории можно отнести работающих и занятых людей, которым необходимо получение второго высшего или дополнительного профессионального образования для дальнейшего продвижения по работе, однако они не готовы внести жесткие коррективы в свой рабочий график, поэтому выбирают онлайн-образование, которое позволяет гибко корректировать время, затрачиваемое на получение образования. Третья категория — это люди с ограниченными возможностями. Дистанционные технологии способствуют органичному созданию безбарьерной среды для граждан Российской Федерации и соотечественников, проживающих за рубежом, так как позволяют получать образование в удобном месте, с учетом особенностей восприятия информации людьми с ограниченными способностями. Дистанционные технологии позволяют успешно осуществлять учебную деятельность на любых расстояниях, без отрыва от производства, не нарушая обычного уклада жизни.

Как устроена система онлайн-обучения? Как она работает?

Зарегистрированный пользователь получает индивидуальную учетную запись (имя пользователя и пароль) в электронной системе дистанционного обучения (ЭСДО). После авторизации в системе пользователю доступны учебные материалы в соответствии с его учебной программой. Взаимодействие слушателей с преподавателями происходит на форуме для консультаций. В соответствии с расписанием по каждой дисциплине проводятся контактные занятия в формате онлайн-встреч (вебинаров). Тесты, контрольные задания, виртуальные лабораторные работы выполняются студентами удаленно. Электронная ведомость позволяет контролировать процесс изучения дисциплины студентами.

Сколько студентов по статистике поступает к вам и получает диплом? Какова динамика за последние годы?

В наш институт дистанционного образования на заочное отделение поступает около пяти тысяч студентов в год. Ежегодно за академическую неуспеваемость отчисляется около 5-10% студентов. За последние годы увеличивается количество студентов, желающих получать образование с применением электронного обучения. Благодаря внедрению в образовательный процесс виртуальных лабораторных работ Институт дистанционного образования Московского государственного индустриального университета смог расширить линейку предлагаемых бакалаврских программ в области техники и технологии, что повлекло за собой рост доли студентов, обучающихся на инженерных направлениях.

Каково соотношение занятий с преподавателем и самостоятельной работы студентов, практики и теории?

Заочное образование всегда подразумевало высокий процент самостоятельной работы, традиционно студенты встречались с преподавателем либо два раза в год, либо, при технологии выходного дня, по выходным. Благодаря дистанционным образовательным технологиям общение с преподавателями возможно посредством форума ежедневно или по расписанию в режиме вебинара. Для оптимизации самостоятельной работы в электронной системе дистанционного образования (ЭСДО) созданы все условия, в том числе электронные лекции, промежуточные тесты для контроля усвоения материала, задания для самостоятельной работы. Как и для классического заочного образования, процент контактной работы с преподавателем в условиях применения дистанционных образовательных технологий составляет 8-10 %. В разработанных преподавателями электронных образовательных ресурсах по дисциплинам органично сочетаются теория и практические задания для самостоятельной работы, ориентированные на реальные практические ситуации.

Чем отличаются бакалаврские онлайн-программы от очных программ?

По структуре дисциплин и получаемым компетенциям бакалаврские онлайн-программы ничем не отличаются от очных программ, основное отличие заключается в применяемых технологиях. В системе онлайн-образования студенты сами изучают теоретический материал с помощью разработанных преподавателями электронных образовательных ресурсов, а потом могут задать вопросы по сложным разделам преподавателю на форуме или обсудить с другими студентами в процессе вебинара.

Чем пользуются студенты во время обучения?

Каждая дисциплина содержит весь необходимый учебно-методический материал: учебные пособия, слайд-лекции и мультимедиа контент. При необходимости слушателю предоставляется доступ к выполнению практических и лабораторных работ. Виртуальный лабораторный комплекс включает в себя теоретическую часть (описание оборудования, видеозапись работы) и программный эмулятор необходимого оборудования. По усмотрению преподавателя в рамках учебной дисциплины могут быть размещены любые дополнительные материалы (например, ссылки на внешние веб-ресурсы, видеозаписи очных занятий).

Как оцениваются знания студентов онлайн-обучения? Как сдаются экзамены?

Весь текущий и итоговый контроль успеваемости студентов осуществляется в электронной системе дистанционного образования на основании заданных критериев оценивания. При выставлении оценок учитывается работа студента с учебной дисциплиной и результаты аттестационных заданий, таких как контрольные и обучающие тесты, письменные работы и рефераты, онлайн-встречи на вебинарах или в чат-комнатах.

Как решаются проблемы мотивации у студентов?

Преподаватели заочного факультета являются действующими специалистами в своей области. Для них не составляет труда поделиться не только своими знаниями в рамках ведения дисциплины, но и привести примеры из своего опыта работы, показать, как полученные знания можно применить на практике. Например, с помощью видеороликов или 3D-моделирования они могут построить иллюстрации к лекции или практическому занятию.

Грамотно построенные дисциплины вызывают у студентов искренний интерес, что и способствует повышению мотивации.

Есть ли в МГИУ открытые онлайн-курсы? Планирует ли вуз присоединяться к национальной MOOC-платформе?

На данный момент МГИУ предоставляет в свободном доступе некоторые разделы дисциплин для предварительного знакомства с процессом обучения и используемыми технологиями. В будущем возможно размещение ряда курсов МГИУ на национальной MOOC-платформе.

Кто преподает на онлайн-курсах? Каковы особенности преподавания онлайн?

В ЭСДО работают преподаватели заочного факультета, знакомые со спецификой обучения студентов-заочников с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, прошедшие соответствующие программы повышения квалификации. За счет увеличенного количества часов самостоятельной работы студента в учебном плане учебный материал должен быть построен таким образом, чтобы студент смог практически самостоятельно изучить тематику дисциплины и закрепить полученные знания сдачей тестов и успешным прохождением виртуальных лабораторных работ. Преподаватели каждый день просматривают форумы дисциплины и оперативно отвечают на возникающие у студентов вопросы. Также на образовательный процесс и, в частности, на расписание проведения контактных занятий в формате вебинаров влияет географическое местоположение студентов и, соответственно, разные часовые пояса.

Как МГИУ планирует в будущем развивать онлайн-обучение?

В МГИУ ведется активная работа по развитию единой информационно-образовательной среды. В разработке используются новейшие дистанционные образовательные технологии и учитываются требования новых нормативных документов. Разработчики электронной системы дистанционного обучения создают новые модули, позволяющие студентам и преподавателя максимально эффективно взаимодействовать в рамках учебного процесса. Последние два года в институте дистанционного образования МГИУ активно ведется работа по развитию дополнительного профессионального образования.

Какие инновационные технологии применяются в онлайн-обучении сейчас и какие вы планируете применять в будущем?

В образовательном процессе активно используются современные информационные технологии, лекции и семинары проводятся в режиме вебинаров, используются виртуальные лабораторные работы для симуляции реальных технологических процессов. Студенты вовлекаются в научную работу посредством проведения интернет-конференций и конкурсов научных работ. Ежегодно проводится конкурс на лучшую выпускную квалификационную работу. В процесс образования по инженерным направлениям активно внедряются современные программные продукты по моделированию в машиностроении, автоматизированных расчетов для инженерных задач. В планах института — применение технологии геймификации в образовательном процессе для повышения интереса слушателей к наиболее глубокому освоению образовательных программ, а также внедрение элементов проектного образования.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
26 мая 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты