Как будет развиваться онлайн-образование в России

Государственные деятели и ректоры рассуждают о национальной платформе открытого образования.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
22 сентября 2015
Партнеры
проекта:

14 сентября на международной конференции EdCrunch состоялась презентация Российской национальной платформы открытого образования. В пленарной дискуссии о будущем онлайн-образования приняли участие зампред Правительства Аркадий Дворкович, замминистра образования Александр Климов, ректоры МИСиС, ВШЭ и Сколково.

Есть ли у российской онлайн-платформы шансы добиться такого же успеха, как у Coursera и EdX?

Александр Климов
Заместитель министра образования и науки РФ

Я бы сказал, что наши ведущие университеты уже давно занимаются дистанционным образованием. Очень много материалов есть у них на сайтах, среди которых можно найти очень интересные курсы. Эта деятельность скоординирована в рамках всей системы высшего образования. Мы начали примерно год назад, у нас создана соответствующая рабочая группа при Министерстве образования и науки, и восемь ведущих вузов объединили свои усилия, чтобы создать открытую платформу, которая позволила бы студентам осваивать модули дистанционно. У нас сейчас уже есть порядка 40 модулей на платформе «Открытое образование». Как говорят, русские долго запрягают, но быстро едут. Надеюсь, мы будем двигаться достаточно динамично.

Платформу смогут использовать как российские университеты, так и зарубежные. Пока 8 университетов генерируют содержание платформы. Но мы предполагаем, что, после того, как пройдет апробация организационных и финансовых моделей, к нам присоединятся  университеты, которые смогут подтвердить высокий уровень своих курсов, предъявляемый к участникам платформы.

Думаю, в будущем вариативность курсов будет расширена: возможность выбирать в современном образовании очень важна. Студент любого государственного и негосударственного вуза может прослушать любой курс и предъявить его своему университетскому руководству в зачет учебной программы. В Минобрнауки считают обязательным это для российских университетов. Сейчас мы заканчиваем разработку нормативных документов.

Ярослав Кузьминов
ректор НИУ ВШЭ

Думаю, у России есть очень большие шансы быстро развить систему онлайн-курсов. Дело даже не в организационных рамках, а в том, что мы — страна с большой потребностью в высшем образовании и с недостаточными ресурсами для того, чтобы эту потребность удовлетворить. В результате у нас очень много так называемого псевдообразования и слабого образования. Министерство не просто объединило восемь ведущих вузов, но и собирается убедить другие вузы в том, что им выгодно выкладывать свои онлайн-курсы на национальной платформе. Это колоссальное расширение образовательных возможностей и колоссальный рост качества образования. Это характерно не только для России, но просто для быстро развивающихся стран третьего мира. Доля онлайн-курсов, которые засчитываются при получении диплома, у нас очень быстро растет. При этом никто не сомневается, что очное обучение в университете ничем не заменимо.

Экономика платформы связана не с зарабатыванием денег, а с зарабатыванием репутации. Но таким же очевидным является то, что эта система выйдет на уровень экономической окупаемости. Думаю, Россия будет одной из первых стран, где это произойдет.

Алевтина Черникова
ректор НИТУ «МИСиС»

В нашем вузе онлайн-образование особенно популярно при повышении квалификации и профессиональной переподготовке. Мы каждый год оттачиваем свои умения в этом направлении. В прошлом году мы создали еще один механизм —  для наших абитуриентов. Мы открыли заочную школу материаловедения и разместили там первые онлайн-курсы. Кроме того, мы сделали большой вклад в национальную платформу. Могу сказать, что интерес среди наших преподавателей значителен, потому что преподавателей курсов мы определяли на конкурсной основе. У каждого университета достаточно много талантливых профессоров, которые могут поделиться с миром своими авторскими уникальными профессиональными методиками, взглядами на ту или иную проблематику. Поэтому, конечно же, эту работу мы будем продолжать дальше.

Андрей Шаронов
ректор московской школы управления «Сколково»

По поводу изменений, которые нас могут ждать в будущем: сейчас самой большой ретейловой компанией является Alibaba Group, у которой нет ни одного офисного помещения. Самой большой таксовой компанией является компания Uber, у которой нет ни одного собственного автомобиля.

Евгений Кузнецов
заместитель генерального директора ОАО «РВК»

Определение тех отраслей, тех рынков, на которых мы можем оказаться, если приложим достаточное количество усилий, — очень важная задача. Нам нужно заранее подготовить достаточное количество людей с перспективными навыками. Если этого не произойдет, мы не сможем сделать рывок. Еще в Советском Союзе были похожие инициативы, которые могли бы послужить метафорами в этой истории. В 80-е годы началось массовое изучение информатики и программирования, и уже в 90-е годы было налажено «производство» людей, знакомых с основами программирования.

Сейчас есть особая задача — верно рассчитать, сделать ставки на широкий спектр индустрий. Здесь у дистанционного образования есть, несомненно, два мощнейших преимущества. Первое состоит в том, что оно значительно динамичнее. Классическое образование медленнее формирует те предложения, которые требуются на рынке. Приведу пример: в России до сих пор нет ни одного университета, в котором бы изучались дисциплины по гейм-дизайну. Гейм-дизайн — это разработка игр, причем не только развлекательных, но и образовательных. Это очень прогрессивная и перспективная область, и очень обидно, что Россия прогрессивно теряет в ней лидерство в последние 15 лет. Это целый кластер профессий, начиная с психологии и социологии и заканчивая программированием и дизайном. Например, игра «Корсары» и фильм «Пираты Карибского моря» выходили в России как совместный проект, но с тех пор мы потеряли лидерство. Онлайн-платформы сейчас прорываются вперед, потому что они способны быстро все организовать.

Второй момент заключается в том, что университеты — центры производства онлайн-курсов, фабрики технологий и знаний. Их задача — не столько образовать, сколько дать преподавателям поле для деятельности. Сейчас с коллегами из МИСиС мы совместно работаем над онлайн-курсом, определяя компетенции, которыми должен обладать студент технологического вуза.

Каким способом вы сами получаете дополнительное образование?

Аркадий Дворкович
заместитель Председателя Правительства РФ

Я постоянно учусь у своих сотрудников, у своих коллег. Это происходит в ежедневном, ежеминутном режиме, поскольку любое обсуждение любого вопроса дает возможность узнать что-то новое, если ты способен правильно задавать вопросы.

Еще один способ обучения — это, конечно, интернет и умение правильно искать в нем информацию. На это у меня есть время ночью, потому что в остальное время мы работаем.

Я окончил три вуза, и каждый из них дал мне и мои сокурсникам очень много — не только знания, но и мировоззрение, и большое количество друзей, с которыми мы продолжаем общаться и сейчас (мне это иногда помогает в работе). Это ничем не заменишь. Онлайн-образование — это совсем другое. Методы обучения онлайн-образования — это дополнение к основному образованию, а не его замена. Это очень хорошее, важное дополнение, которое позволяет достичь большего с учетом темпа жизни, который у нас есть. Поэтому им нельзя заменить систему, которая существует в течение многих десятилетий. Форматы меняются, но лучшие университеты и школы все равно останутся лучшими. Мне кажется, важно, чтобы онлайн-форматы признавались лучшими университетами. Государство должно как минимум создавать для этого необходимую инфраструктуру.

Мы должны начинать с себя, поэтому мы планируем обучение государственных и муниципальных чиновников для развития дистанционного образования в стране, в том числе с помощью онлайн-технологий. Первый шаг — это создание мотивации. Нужна периодическая обязательная переаттестация. Чтобы ее пройти, чиновникам придется пройти курс повышения квалификации.

Александр Климов
Заместитель министра образования и науки РФ

Конечно, основная школа для меня — это школа практической деятельности и жизни. Каждая встреча, каждый разговор — это возможность стать чуть умнее, чуть выше. У нас есть и организованные формы обучения: примерно раз в 2-3 месяца мы проводим целевые аналитические сессии, которые позволяют обсудить множество важных вопросов. Я считаю это отличной школой. Ну и два раза в неделю с 8 до 10 у меня английский язык. Это мучительно, но приходится. Думаю, еще один язык изучить я не успею.

Алевтина Черникова
ректор НИТУ «МИСиС»

Жизнь сейчас настолько быстро меняется, что надо успевать за ней. Все вопросы, касающиеся обучения, можно разделить на два типа. Первый тип — срочные: они касаются необходимых знаний, необходимой литературы и общения с экспертам. Второй тип — несрочные: они включают литературу, видеокурсы, в том числе онлайн. Я стараюсь их брать с собой в командировки, в полеты. Времени бывает предостаточно — командировки бывают часто, полеты долгие. Ну и, конечно, наша онлайн-платформа позволяет освежать знания через те курсы, которые мы готовим.

Ярослав Кузьминов
ректор НИУ ВШЭ

Мне даже неловко говорить об этом, но я до сих пор учусь классическим способом: читаю статьи на ту тему, которая меня в данный момент интересует (это как бэкграунд), ищу информацию в справочниках, и у меня есть помощники, которые мне говорят о наиболее интересных вещах, и я читаю еще что-то целенаправленно. Мне кажется, все это для меня превратилось в некий сорт разгрузки. Иногда я этим также занимаюсь в полетах.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
22 сентября 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты