«Лучше всего спросить студентов, что нужно им»

В середине апреля в столице прошел Московский международный салон образования. Публикуем тезисы одного из спикеров — главного специалиста по образовательным инновациям Университета Висконсин-Мэдисон Марка Джонсона. Он рассказал о будущем университетов в мире высоких технологий.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
06 мая 2015
Партнеры
проекта:
Марк Джонсон,
главный специалист по образовательным инновациям Университета Висконсин-Мэдисон

Глобальные изменения

Сейчас во всем мире существует огромный спрос на высшее образование. Количество иностранных студентов выросло до двух миллионов человек и приближается к пяти: вполне возможно, вскоре оно достигнет 15 миллионов.

Параллельно в высшем образовании происходят глобальные изменения — появляются новые подходы к оценке результатов экзаменов и итогов обучения.

Сейчас университетское образование построено вокруг того, сколько часов вы просидели на лекциях и как сдали экзамены. В зависимости от этого вам присуждается определенное количество баллов. Если же оцениваются навыки, а не число часов, проведенных в аудитории, то физическое присутствие студента в университете перестает быть необходимым. Кроме того, бесплатные учебники можно получить из интернета. К тому же, студент в ходе онлайн-обучения может получать баллы разных вузов и программ.

Еще один аспект — это роль преподавателей: они часто сопротивляются реформам, не понимают цифровых технологий и не хотят иметь с ними дела.

В результате студентам становится скучно: возникает технологический разрыв между преподавателями и студентами. В системе высшего образования происходят изменения: формальные стандартные программы не развиваются и бюрократизируются, на рынке появляются новые. Однако есть и люди, которые относятся к онлайн-обучению скептически.

Образование, бизнес и политика

США продолжают урезать бюджет университетов, американская образовательная система очень коррумпирована. Соединенным Штатам в этом плане не повезло — происходит «паралич» в области образовательной политики: две партии не могут прийти к соглашению, в этой сфере нет лидерства. При этом продолжают развиваются поставщики образовательных онлайн-услуг. Везде, кроме США, происходит прирост финансирования высшего образования.

Идея перехода на цифровые платформы нравится политикам, потому что дает им возможность существенно сократить бюджет на образование.

Я считаю, что в этих спорах слишком много идеологии: их суть сводится к тому, что частные поставщики образовательных услуг лучше, чем традиционные университеты. Кроме того, об этом часто пишут СМИ. Источники такого давления на общество — корпоративные интересы.

В мире разгорелась огромная паника по поводу того, что старомодные университеты не смогут выжить. Доля правды в таком мнении есть, но часть этой паники искусственно создали поставщики новых образовательных онлайн-услуг, которым выгодно их продвигать.

Сторонники продвижения онлайн-образования говорят, что бизнес-модель в образовании никогда не будет такой, как прежде, после появления Apple, электронных книг и прочих инноваций последних лет. Однако мы до сих пор не продумали, как университеты и профессора будут выживать в условиях широкого внедрения онлайн-образования.

Билл Гейтс, например, любит говорить о том, что модель школьного образования XIX века устарела. Но, если говорить о высшем образовании, университеты тоже очень быстро меняются.

Онлайн-обучение на практике

На самом деле, лучше всего спросить студентов, что нужно им. А им нужно и то, и другое — и традиционное, и онлайн-обучение. Дело в том, что, лишаясь занятий, они скучают не только по преподавателям, но и по другим студентам, с которыми общались в университете. Им нужны опытные наставники, которые будут давать им советы, и с которыми у них должно складываться личное общение.

Полтора года назад я перестал преподавать в университете, так как получил административную должность, но еще тогда начал приспосабливать свои курсы к новым технологиям. Я преподавал курс о глобализации и образовании. Студенты самостоятельно изучали теорию, а потом мы встречались с ними на практических занятиях. Им, вроде бы, нравилось.

Однако на мой вопрос о том, хотят ли они перейти полностью на дистанционное обучение, студенты ответили: «Мы хотим слушать вас, пусть и не каждый день».

Проблема заключается в том, что в цифровой среде пропадает живое общение. При этом бедные семьи, которые не могут позволить себе оплату обучения, выиграют, если онлайн-обучение станет популярным. Однако доказано, что молодым людям из таких семей требуется больше общения с преподавателями, чем студентам из обеспеченных семей.

Наш университет — Висконсин-Мэдисон — самый большой в штате, занимает 17 место в мире. У него было 25 колледжей по всей стране. Если бы эти колледжи открыли онлайн-курсы, возник бы риск, что студенты из маленьких городов вообще перестанут посещать занятия. В результате эти учебные заведения пришлось бы закрыть. А они занимаются важными региональными исследованиями, поэтому их закрытие отрицательно скажется на местном развитии. Важно понимать, что применение высоких технологий не всегда приводит к положительным изменениям.

Гибридное обучение

Соблазн отказаться от очных занятий очень велик, ведь онлайн-образование — это дешево. А сейчас размеры студенческих кредитов растут: общий долг студентов мира банкам превысил один триллион долларов. Причина этого — высокие цены на образование.

Я думаю, что наиболее эффективная модель образования — гибридное обучение. Например, студенты сначала слушают лекцию по интернету, а потом едут в университет на практические занятия.

Самым правильным и инновационным трендом было бы не стереть традиционные университеты с лица земли, а постепенно попробовать внедрять новые технологии.

Нам нужны доказательства результативности онлайн-обучения. Мы должны с осторожностью относиться к применению высоких технологий в преподавании академических дисциплин. Необходимо обсуждать этические стороны инноваций, подключать к этому процессу преподавателей. Инструменты не должны стать самоцелью — у нас нет научных данных, которые бы доказали эффективность новых технологий в образовании. Они обладают огромным потенциалом, но результатов мы не предсказать не можем.

«Университеты-динозавры»

Так или иначе, университетам придется приспосабливаться к развитию новых технологий. Многие университеты США, объединившись, создали новую цифровую медийную платформу, которая обеспечивает технологии онлайн-обучения.

Если университеты будут сами предоставлять образовательные онлайн-услуги, то выживут. Если же не будут, то их поглотят компании, предоставляющие эти услуги. Причем этот процесс будет устраивать как эти компании, так и самих студентов.

Многие ученые считают, что университеты — это «динозавры», которые в скором времени вымрут. Однако, хотя и медленно, университеты приспосабливаются к новым условиям.

Нет гарантии, что интернет-технологии сработают и обязательно приведут к успеху. Некоторые государства уже урезают бюджет на университеты, надеясь на онлайн-образование. А что они будут делать, если выяснится, что оно неэффективно?

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
06 мая 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты