«Достижение успеха — сложный процесс»

Ректор МАИ Анатолий Геращенко — о проблемах отечественного инженерного образования.
26 января 2015
Анатолий Геращенко
Ректор Московского авиационного института (НИУ МАИ)
Каково состояние инженерного образования в стране? Дают ли российские вузы конкурентное образование?

Ответ на вопрос о конкурентоспособности российского инженерного образования достаточно неоднозначен. Если рассматривать результат образовательного процесса, то есть уровень полученной квалификации и сформированные компетенции в лучших российских вузах, то выпускники имеют возможность работать в ведущих зарубежных компаниях инженерного профиля, а выпускаемая продукция в передовых отраслях конкурирует на мировом уровне.

В тоже время образовательные услуги, предоставляемые в глобальном масштабе, слабо конкурентоспособны. Основная причина очевидна — это преподавание на русском языке. Естественно, что повышение конкурентоспособности ни в коем случае не должно вести к переходу на английский. Необходимо развивать конкретные образовательные программы для конкретных потребителей на английском языке. В тоже время ясно, что с помощью такого подхода не удастся захватить значительную долю мирового рынка образовательных услуг.

Чем отличается инженерное образование в России и на Западе?

Естественно, что инженерное образование в России и на Западе имеет общие корни и предпосылки. В то же время социалистический период в нашей стране наложил свой отпечаток. Среди основных современных различий следует выделить два: а) образование в СССР длительное время развивалось вне рыночных отношений; б) система "бакалавр-магистр" фактически отсутствовала в России, и переход к ней только осуществляется. Вместе с тем, именно этими двумя аспектами определяются экономические, управленческие отношения в образовании.

Какие инженерные специальности представлены в вашем вузе, и есть ли стажировки для студентов за рубежом?

Основные, базовые специальности и направления подготовки МАИ связаны с проектированием авиационной и ракетно-космической техники. Имеется также значительное количество общеинженерных образовательных программ, например, в области информатики, приборов, радиотехнологий. Однако все они имеют направленность и связь с основными объектами — авиационными и ракетно-космическими системами. Система стажировок студентов за рубежом существует, но требует своего развития, так как охватывает только незначительную часть студентов.

Каковы перспективы инженера как профессии? Стоит ли молодым людям ее выбирать?

На наш взгляд, инженерия является основным фактором не только экономического, но и в целом общественного развития. Инженерное дело распространяется не только на традиционные сферы деятельности, но и на генную инженерию, медицину, социально-гуманитарное проектирование. Новые сферы требуют новых подходов и методов проектирования. Можно привести множество примеров возникновения целых новых отраслей с миллиардными оборотами. С другой стороны, все это требует творческих способностей, умения системного мышления. Современное инженерное дело необходимо рассматривать как сложную систему, включающую в себя не только собственно технологические аспекты, но и экономические, социальные, экологические составляющие. Молодым людям, бесспорно, следует выбирать инженерию как профессию, но также следует понимать, что достижение успеха представляет собой сложный процесс.

26 января 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты