Выбор программы: мировая экономика в ВШЭ

Почему карьеристам сложно учиться в Вышке, как проходят студенческие дебаты о смертной казни и почему быть экономистом-международником выгоднее, чем просто экономистом. Рассказывает студентка факультета мировой экономики и политики ВШЭ Юлия Дундукова.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
12 августа 2015
Юлия Дундукова
Высшая школа экономики,
Факультет мировой экономики и мировой политики
Как у тебя возникла идея поступать в ВШЭ и почему ты выбрала именно факультет мировой экономики и мировой политики?

Учась в старших классах, я понимала, что хочу работать в экономической сфере, поэтому рассматривала факультеты, связанные с экономикой. А где изучать экономику, если не в Высшей школе экономики? Об этом вузе я слышала исключительно положительные отзывы, в том числе о преподавательском составе, процессе обучения и востребованности выпускников. Конечно, я рассматривала и другие варианты, однако они были скорее запасными, так как приоритетным для меня было поступление в НИУ ВШЭ. Поэтому я была очень рада тому, что поступила туда. Я учусь на факультете мировой экономики и мировой политики по направлению «мировая экономика». Я выбрала этот факультет, потому что на нем студенты изучают не только экономические дисциплины, но и два иностранных языка, начиная с первого курса: английский и еще один на выбор. Мне очень нравится учить иностранные языки, поэтому эта особенность факультета сильно повлияла на мой выбор. Кроме того, меня интересует мировая экономика в целом.

ВШЭ — один из самых рейтинговых российских вузов. Наверняка туда сложно было поступить?

Да, это было довольно непросто, потому что проходные баллы в ВШЭ — одни из самых высоких. Но нет ничего невозможного. С хорошими баллами ЕГЭ можно поступить на бюджетное место. Также многие поступают по олимпиадам. ВШЭ проводит собственную олимпиаду «Высшая проба», многие участники которой потом становятся студентами ВШЭ. Я поступила по результатам ЕГЭ, потому что олимпиады, в которых я победила в 11 классе, давали возможность поступления на другие факультеты Вышки, но не на факультет мировой экономики и мировой политики. Поэтому абитуриентам стоит заранее узнать, какие олимпиады обеспечивали поступление на нужный факультет в прошлые годы, и усиленно готовиться именно к ним.

Не пожалела о своем выборе? Тебе нравится учиться в Вышке?

Совсем не пожалела. И я, и мои одногруппники считаем, что мы поступили правильно, выбрав этот факультет. Учиться в Вышке мне нравится: это интересно, но сложно. Задают очень много домашних заданий. Бывает, что не остается времени на личную жизнь, друзей, увлечения: ты приходишь домой, немного отдыхаешь и садишься до ночи за домашнее задание. Здесь не получится совсем ничего не делать, иначе можно «вылететь» (а ВШЭ известна своими масштабными отчислениями).

Времени на сон остается мало, но к этому постепенно привыкаешь. Приходится учиться эффективно распределять свое время.
А в чем особенности обучения именно на твоем факультете?

Во-первых, мы изучаем два языка. Обязательным является английский. Помимо него можно выбрать для изучения европейские языки (самый большой конкурс — на немецкий и испанский), а можно изучать китайский или арабский. На старших курсах начинается изучение определенных регионов, чаще они связаны именно с выбранным языком. Я выбрала немецкий, и это мой основной язык. По нему больше пар, чем по английскому, потому что за четыре года «нулевое» владение языком должно стать свободным. Английский у выпускников тоже должен быть свободным. Языкам уделяется особое внимание. Считается, что на нашем факультете самые «сильные» языки. Во-вторых, у нас факультет мировой экономики и мировой политики. Это две взаимосвязанные сферы, поэтому мы не только изучаем мировую экономику, но и касаемся темы международных отношений, особенностей разных стран. Так, мы получаем знания из разных сфер, и это ценно для применения на практике.

Какие дисциплины у вас можно назвать основными, помимо иностранных языков?

На каждом курсе основными являются разные дисциплины. На первом — история экономических учений, введение в мировую экономику, математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей. Не знаю точно, какие предметы будут базовыми на следующих курсах, но на втором курсе начинается микро— и макроэкономика, а на старших курсах состав дисциплин будет зависеть от специализации. Все это есть в учебных планах факультета.

Какие из пройденных предметов тебе наиболее запомнились?

Если говорить о базовых предметах, то теория вероятностей и введение в мировую экономику начнутся только в следующем модуле, поэтому пока что ничего не могу про них сказать. Высшая математика запомнилась исключительно большими объемами домашних заданий. История экономических учений — дисциплина, от которой я, признаться, ожидала меньшего. Наш лектор — Георгий Гловели — очень интересно рассказывал об экономистах и их теориях в историческом контексте. Это увлекательно даже для тех, кто не любит историю. От изучения иностранных языков я в восторге, потому что у нас хорошие преподаватели, высокие темпы прохождения материала, и чувствуется результат от учебы. Я не учила немецкий до этого и боялась начинать из-за грубости произношения, но этот язык оказался очень приятным, и я теперь полна энтузиазма изучать его дальше. А если говорить не о базовых дисциплинах, то, наверное, стоит отметить философию и риторику — общие дисциплины. Философия интересна семинарами по анализу произведений известных философов, риторика — дебатами по актуальным проблемам современности.

По каким вопросам вы устраивали дебаты на риторике?

Мы устраивали их по многим вопросам, но самыми активными были дебаты по поводу смертной казни и коррупции. Дебаты проводились так: каждый студент выходил к доске, говорил аргумент «за» или «против» и записывал его в соответствующий столбец, после чего начиналась дискуссия, потому что некоторые аргументы были спорными.

А на дебатах на тему смертной казни на чьей стороне ты выступала?

Я была против смертной казни. Я уже плохо помню, но могу перечислить несколько аргументов тех, кто выступал за введение смертной казни. Они говорили про то, что дорого содержать заключенных в тюрьмах; что, если убить человека, он точно не совершит больше преступлений (общество не рискует ничем, а если дает ему второй шанс, риск возрастает); что преступнику самому будет лучше, если его убьют сразу, а не пожизненно будут держать в тюрьме.

А эти студенты действительно так считали, или просто играли роль сторонников смертной казни?

Не знаю, но эти идеи они преподносили довольно серьезно.

В чем особенности изучения мировой политики?

Я еще не могу ответить на этот вопрос, потому что отдельного такого предмета у нас сейчас нет, а так мировая политика должна преподаваться в рамках мировой экономики и специализаций. У нас будут факультативы, связанные с мировой политикой и международными отношениями, про это я знаю наверняка.

Как тебе преподаватели ВШЭ?

Очень нравятся. Если мы что-то не поняли, можно спросить, и все объяснят либо на паре, либо в консультационные часы. Видно, что преподаватели знают предмет вдоль и поперек. На занятиях по некоторым предметам мы занимаемся по учебникам, которые составили наши преподаватели. Семинары ведут либо наши лекторы, либо люди, которые в основном намного моложе — часто это выпускники ВШЭ. Этим Вышка нас приятно удивила, потому что мы ожидали стереотипных скучных преподавателей в возрасте, а оказалось все совсем не так. Могу сказать, что молодые преподаватели не хуже тех, кто уже давно преподает.

Кто с тобой учится на этом факультете?

Все, кого я знаю со своего потока, — очень хорошие ребята. Эрудированные, интересные, ответственные. А еще они всегда готовы помочь. Говорят, в Вышке очень сложно учиться тем, кто готов отделиться от коллектива ради хороших оценок, — своеобразным карьеристам. Тут так не принято. Если кто-то нашел нужный материал к контрольной, то делится с одногруппниками, а не пользуется этим в одиночку. Вообще, я себя очень комфортно чувствую в нашей группе. Там все просты и равны.

Даже не задумываешься, кто из Москвы, а кто из другого города или страны, бюджетник он или платник.
Как ты считаешь, каковы перспективы твоей будущей профессии?

Перспективы моей будущей профессии — это возможность работать в зарубежных странах и путешествовать по миру. Да и, в целом, эта профессия считается довольно престижной. Экономистов-международников не так много: не во всех вузах есть такое направление, поэтому конкуренция за рабочие места должна быть ниже, чем у выпускников экономических факультетов, что тоже неплохо. К слову, бюджетных мест на факультете экономики в три с лишним раза больше, чем на факультете мировой экономики.

А свое будущее ты как видишь?

Могу сказать, каким мне его хотелось бы видеть. А будет соответствовать мое будущее этим представлениям или нет, я выясню через несколько лет. Мне хотелось бы работать на хорошей должности в международной организации в частном секторе, ездить в командировки в другие страны и получать достойную заработную плату. Также важно получать удовольствие от своей работы. Когда дойду до стабильного состояния, хотелось бы завести семью. Но пока об этом рано думать: надо сначала окончить Вышку, а то до конца доходят далеко не все, расслабляться никогда нельзя.

Юлия, сейчас все активно обсуждают тему экономических санкций. Наверняка, вы на занятиях по экономике тоже о них говорили?

Удивительно, но нет. Пока что все внимание уделялось исключительно теоретическим аспектам экономики. Но мне кажется, что на занятиях по введению в мировую экономику мы непременно будем обсуждать эту тему.

А ты сама как считаешь, как санкции повлияют на российскую экономику?

Несмотря на то, что стимулируется отечественное производство и налаживаются контакты с Южной Америкой, санкции не смогут оказать положительного эффекта на экономику России. Западное финансирование сильно сократилось. Проблемной становится деятельность некоторых банков и предприятий, которые оказались под санкциями. Скорее всего, это грозит стране снижением ВВП.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
12 августа 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты