«Современные инженеры должны обладать надпрофессиональными компетенциями»

Почему российских инженеров ценят на Западе и как устроиться на работу в аэропорт «Домодедово»? «Учёба.ру» публикует интервью с ректором РУДН Владимиром Филипповым.
26 апреля 2016
Владимир Филиппов,
ректор Российского университета дружбы народов (РУДН)
Минобрнауки не раз заявляло, что в России слишком мало выпускников-инженеров. Какие специальности сейчас особенно актуальны?

Проблема состоит не в объеме подготовки кадров с высшим образованием, а в ее качестве. РУДН — это широкопрофильный вуз, ориентированный на подготовку не только специалистов, способных успешно работать в определенных отраслях промышленности, но и инженеров широкого профиля. Исторически сложилось так, что этот вуз всегда выпускал профессионалов мирового уровня. Этим и обусловлено особое внимание к качеству обучения молодых инженеров и к выбору программ инженерного факультета.

Мы исходим из двух постулатов. Первый — это так называемый контур стабильности, то есть традиционно высокий спрос на инженерные кадры на мировом рынке труда. Это специалисты в области разведки, добычи и обработки полезных ископаемых (нефтегазовое дело, прикладная геология, горное дело) и в области архитектуры, дизайна архитектурной среды и строительства. Второй постулат — это контур развития, связанный с внедрением высоких технологий в сфере управления в технических системах, наноинженирии, энергетического машиностроения и др. Сотрудники инженерного факультета постоянно изучают рынок труда, разрабатывают прогнозы развития на ближайшие четыре года и ежегодно обновляют перечень профилей.

Каково состояние инженерного образования в стране в целом? Дают ли российские вузы конкурентоспособное образование?

В России инженерная промышленность и инженерные специальности находятся практически в критическом состоянии. В частности, это связано с тем, что во многих учебных заведениях существует проблема устаревшего оборудования, а также отсутствия специалистов, способных разрабатывать современные отечественные устройства. Чтобы выпускать инженеров с актуальными знаниями и навыками, подтвержденными на практике, РУДН регулярно проводит обновление своих лабораторий и сотрудничает с ведущими предприятиями и научными центрами в рамках программы по работе с центрами коллективного пользования.

Изменили ли кризис и импортозамещение то, насколько востребованы сегодня те или иные инженеры?

В сложившейся экономической ситуации в России перед отраслями промышленности и впрямь встала задача проведения импортозамещения для обеспечения стабильности. Многие предприятия сейчас разрабатывают методику перехода на товары, комплектующие и оборудование, произведенные в России. При этом стоит отметить, что быстрый переход на отечественную промышленную продукцию невозможен из-за отсутствия аналогичного импортному оборудования собственного производства. Именно поэтому сейчас отрасли чрезвычайно нуждаются в высококвалифицированных кадрах, способных участвовать в планировании, подготовке и организации производства и выпуска качественных товаров и оборудования. Хотя стоит отметить, что все произошедшие перемены, в основном, повлияли на объемы спроса на инженерные кадры, а не на структуру этого спроса.

Как инновации могут изменить спрос на представителей инженерных профессий на рынке труда? Может, какие-то профессии исчезнут из-за автоматизации производства?

Рынок труда постоянно меняется, возникают новые технологии и специальности — например, связанные с наноиндустрией и созданием искусственного интеллекта. Кстати, эти направления есть на инженерном факультете РУДН.

Развитие инновационных технологий и автоматизация производства требуют от инженеров гибкости и мобильности, а перед вузами ставят задачи в подготовке современных специалистов, которые будут владеть иностранными языками и обладать новыми надпрофессиональными компетенциями: организаторскими навыками, высокой обучаемостью и способностью оперативно и своевременно менять вектор собственного развития. Мы в РУДН уже много лет предоставляем студентам возможность получить эти компетенции, как в рамках основных образовательных программ, так и в рамках программ дополнительной подготовки.

Как программа обучения на инженерном факультете РУДН подстраивается под изменения, связанные с развитием технологий?

Перемены, которые происходят в различных отраслях промышленности и сферах деятельности благодаря развитию технологического обеспечения, безусловно, являются фундаментом для формирования востребованных и актуальных программ обучения. Они влияют как на итоговый набор знаний, навыков и умений, которые получает будущий специалист, так и на общее устройство системы, способы и методы подготовки студентов. На инженерном факультете РУДН, к примеру, сейчас работает современный лабораторный комплекс и конструкторские бюро проектного обучения. Студенты подходят к работе креативно: например, их силами была создана команда «Формула студент РУДН», в рамках которой учащиеся с использованием передового оборудования создают и на практике изучают новые разработки.

Где студенты факультета проходят учебную практику?

Практика — одна из самых эффективных форм получения профессиональных компетенций. Студенты инженерного факультета РУДН проходят ее, создавая собственные научно-практические проекты, такие как «Формула студент РУДН» или разработка нанороботов. Кроме того, они сотрудничают с наноцентрами РУДН, МИФИ, НИЦ «Курчатовский институт» и институтами РАН.

РУДН — партнер ежегодного Всероссийского чемпионата по решению топливно-энергетических кейсов. Этот образовательный проект направлен на поиск и поддержку наиболее перспективных студентов геологоразведочного, энергетического и горного профиля, их профессиональную ориентацию и практическое обучение, а также формирование кадрового резерва ТЭК. Студенты проходят практику на таких предприятиях, как «Лукойл», «Роснефть», «Газпром», «Мосэнерго», Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля, в компаниях NTMDT, «Ангстрем», «Остек», которые специализируются на проектировании высокотехнологичных устройств и систем на базе нанотехнологий. И этот список можно продолжить — мы постоянно работаем над тем, чтобы увеличить число площадок для прохождения практики и форм получения практических компетенций.

Чем отличается российское инженерное образование от западного?

Инженерное образование на Западе ориентировано на получение узконаправленных практических навыков, что позволяет выпускнику быстро адаптироваться на целевом предприятии. Для этого также проводятся инженерные соревнования, например, Worldskills, Formula SAE, в которых теперь принимают участие и студенты российских вузов. Однако такое образование обычно ориентировано на решение конкретных производственных проблем в отдельной отрасли, что снижает степень гибкости выпускников при поиске работы.

Российское инженерное образование направлено на развитие у выпускников широких инженерных компетенций, которые помогают им научиться понимать происходящие процессы, а не только освоить алгоритмы решения практических задач. Такой подход позволяет инженеру в случае необходимости достаточно быстро поменять вектор своей карьеры и учит его создавать креативные алгоритмы для решения рутинных задач. Именно благодаря таким навыкам российские выпускники инженерных направлений ценятся во всем мире.

Студент инженерного факультета РУДН может пройти стажировку за рубежом?

Наш университет изначально ориентирован на мировой рынок труда, так что система международных стажировок здесь развита хорошо. Студенты инженерного факультета могут пройти учебную практику и стажировку за границей: в вузах и на предприятиях при поддержке IAESTE (International Association for the Exchange of Students for Technical Experience), по программе стипендиального обмена UniCredit между Россией и Сербией «Study Abroad Exchange Programme», на летних вузовских курсах немецкого языка для иностранных студентов в Германии, в компании Microsoft в сфере разработки программного обеспечения в Редмонде, (штат Вашингтон, США) и во Франции (стипендия французского правительства).

Какие возможности для трудоустройства есть у студентов? Факультет сотрудничает с какими-нибудь предприятиями?

Благодаря хорошему знанию иностранного языка наши выпускники могут найти работу не только в российских, но и в иностранных компаниях. Все предприятия, с которыми мы сотрудничаем в рамках организации студенческой практики, охотно берут наших специалистов на работу, причем часто трудовой договор заключаются сразу после окончания практики. В частности, РУДН сотрудничает с аэропортом «Домодедово» в рамках целевой программы «Приток»: ее студенты после выпуска устраиваются работать на это предприятие.

26 апреля 2016
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты