«Специальности экономиста, бухгалтера и финансиста ждет серьезная трансформация»

Какие экономические специальности будут самыми востребованными в ближайшие годы, можно ли выучить деловой английский для работы с финансами, не уезжаю за границу, и в какой момент лучше получать MBA-образование? Об этом рассказала декан факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Седа Насибян.
Анастасия Нарушевич
02 декабря 2015
Фото: Egotype
Седа Насибян
декан факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, д.э.н., профессор
В чем заключаются преимущества программ РАНХиГС перед другими вузами? Что вы ставите во главу угла при подготовке специалистов в области финансов, экономики и управления?

Факультет финансов и банковского дела (ФФБ) — это современная бизнес-школа полного цикла. Здесь, в рамках одной площадки, созданы все условия для непрерывного обучения: профильный бакалавриат по экономике, авторские программы магистратуры по менеджменту, экономике, финансам и кредиту, специализированные программы МВА, англоязычная программа ЕМВА, уникальная для России программа DBA Финансы.

В основе всех наших образовательных программ лежит принцип опережения потребностей профессионального сообщества. Для его реализации мы вступаем в стратегические альянсы с глобальными и региональными профессиональными ассоциациями, а содержание обучения контролирует Попечительский совет факультета, который состоит из признанных практикующих экспертов.

Каковы ваши стратегические цели и как они отражаются на жизни вуза?

Наша стратегия до 2020 года предполагает укрепление основных компетенций факультета: университетского образования, бизнес-школы, экспертно-консультационного и научно-исследовательского центра. Особое место в стратегии мы отводим гармонизации профессиональных и образовательных стандартов, а также разработке собственных образовательных стандартов и созданию методических советов по направлениям деятельности факультета. Мы готовы распространять лучшие образовательные практики, сформированные на факультете за последние 17 лет, по всей филиальной сети РАНХиГС. Для наших студентов, от Калининграда до Сахалина, это будет означать стабильно высокое качество обучения вне зависимости от региона. А преподавателям и методистам это гарантирует единство подхода к формированию и реализации образовательных программ и отдельных курсов.

В программе бакалавриата «Экономика» пять специализаций. Почему вы выбрали именно их, и насколько они отражают реальные потребности финансового и банковского сектора?

Для специализаций или профилей, которые реализуются в рамках нашего бакалавриата по экономике, эксперты факультета выбрали самые динамичные сферы, в которых сейчас ощущается нехватка квалифицированных профессионалов на стартовых позициях и, в то же время, есть возможности карьерного роста. Так, в рамках направления «Экономика» появились профили: «Финансы и кредит», «Учет, анализ и аудит», «Деньги, банки, финансовые рынки», «Фондовые рынки и технологии», «Международные финансовые организации в глобальной экономике».

Какие экономические специальности будут самыми востребованными в ближайшие годы? И есть ли направления, которые сейчас уходят на задний план?

Финансовая профессия сегодня действительно претерпевает существенные изменения под воздействием таких мощных сил, как глобализация, развитие информационных технологий и усиление конкуренции на рынке труда. Однако изменения профессии касаются не столько направлений или специализаций, сколько характера работы. Специальности экономиста, бухгалтера, финансиста не исчезнут, но произойдет серьезная трансформация их роли: из сотрудников, ответственных за простую реализацию бизнес-функции, они превратятся в консультантов бизнеса, которые будут вносить большой вклад в создание добавленной стоимости. Все больше будут востребованы так называемые гибридные специалисты, в одинаковой степени компетентные: например, в IT и финансах или в стратегии бизнеса и международных стандартах финансовой отчетности. Эти изменения уже происходят, и в ближайшее время мы станем свидетелями того, как будут нарастать темпы этого процесса. Именно к такому будущему профессии мы готовим студентов всех наших программ, именно поэтому все программы носят междисциплинарный характер.

Финансовая профессия сегодня претерпевает изменения под воздействием таких мощных сил, как глобализация, развитие IT и усиление конкуренции на рынке труда

И студенты бакалавриата, и студенты программ дополнительного образования активно изучают иностранные языки (у бакалавров это два иностранных языка, у MBA — 100 часов профессионального английского). Выпускники имеют достаточный уровень знания языка, чтобы общаться с зарубежными коллегами или работать за границей? Или «на выходе» им всё же потребуется дополнительное изучение языка?

Действительно, программа бакалавриата предусматривает больше 650 аудиторных часов английского языка, включая обязательное изучение деловой лексики. Студенты, которые подходят ответственно к изучению английского, по окончании курса достигают уровня Upper Intermediate или Advanced, в зависимости от исходного уровня подготовки. Такой мощный курс английского необходим для подготовки к международным профессиональным сертификациям: CIMA, ACCA, CFA, предусмотренным программой, — а также к обучению по программам двойного диплома или студенческого обмена за рубежом. Курс второго иностранного языка позволяет сформировать базовые навыки чтения профессиональной литературы и ведения деловой переписки, а также развить навыки устной речи.

В рамках программ магистратуры и МВА в курсе английского языка большее внимание уделяется деловой лексике, формированию навыков профессиональной коммуникации в международной среде. Ведь для студентов и слушателей этих программ также актуальны профессиональная сертификация и двойные дипломы. То есть, на факультете созданы все условия для изучения иностранных языков на уровне, необходимом для продолжения обучения или работы в международной среде.

Зачем нужна международная профессиональная сертификация?

Профессиональные сертификации заслуженно имеют хорошую репутацию и признаны деловым сообществом как максимально соответствующие его задачам. Для студента это объективное, независимое и авторитетное подтверждение его профессиональных компетенций, своеобразный пропуск в международное сообщество, с его обширным опытом и базой знаний, и, безусловно, огромное конкурентное преимущество на рынке труда. А для факультета это отличный инструмент контроля и измерения качества обучения, поскольку экзамены для подтверждения профессиональной квалификации проводят независимые международные ассоциации: CIMA, ACCA, CFA. Преподавателям же наличие такой сертификации дает стимул для совершенствования своего мастерства и инструмент формирования эффективной модели отношений со студентами и формирования мотивации, поскольку прохождение сертификации обе стороны рассматривают как совместный проект. Студенты воспринимают домашние задания, тесты и контрольные работы не как обязательную повинность для получения итоговой оценки, а как тренировку перед серьезным интеллектуальным испытанием.

Кроме того, если мы говорим о направлении «Финансы и аудит», то здесь речь идет о новой специальности, представителей которой на рынке практически нет, — а ведь они сейчас очень нужны. Мы, скорее, испытываем дефицит этих специалистов, чем можем свободно выбирать из множества кандидатур.

Где стажируются студенты-бакалавры, студенты-магистры и студенты программ MBA? Какая часть обучения посвящена формированию практических навыков?

Студенты проходят стажировку и производственную практику в организациях, с которыми мы заключили договоры. Зачастую занятия по отдельным дисциплинам проводятся на базе успешных компаний, с участием ведущих специалистов. Ознакомление с лучшими практиками, с участием лидеров, конечно, вдохновляет студентов, которые стремятся к успешной карьере. Доля практических занятий зависит от программы обучения. В рамках бакалавриата она составляет примерно 50%, в рамках магистерских программах — 60%, в рамках программ МВА и ЕМВА достигает 80%.

Кто преподает на ФФБ? Кого больше — теоретиков или практиков?

На факультете действуют пять специализированных кафедр под руководством широко известных в профессиональном сообществе экспертов: академика РАН, д.э.н. А.Г. Аганбегяна; д.э.н. профессора А.А. Хандруева; д.ю.н., профессора А.В. Турбанова; д.э.н., профессора К.Н. Корищенко; д.э.н., профессора Е.В. Чипуренко. У нас работают более 100 преподавателей. Соотношение теоретиков и практиков зависит от образовательной программы. К примеру, в рамках бакалавриата оно составляет 60/40, в рамках магистратуры — 50/50 , а в рамках программ МВА и ЕМВА 83% преподавателей являются действующими руководителями, консультантами, практиками со средним стажем работы 29 лет. Для проведения учебных курсов, которые готовят студентов к международным профессиональным квалификациям, привлекаются преподаватели, уже прошедшие этот путь и обладающие соответствующей квалификацией.

Где выпускники факультета находят работу? Полезна ли практика трудоустройства на последних курсах?

На работу выпускники устраиваются, прежде всего, в те организации, где они проходили производственную практику. Периодически, как по нашему приглашению, так и по инициативе работодателей, мы проводим дни карьеры. Вице—президенты банков и HR—менеджеры крупных компаний проводят мастер—классы, консультации по вопросам подготовки к конкурсному отбору. Перспективы трудоустройства растут благодаря тому, что ведущие международные профессиональные ассоциации признают наши программы обучения. Модернизация программ, которая проводится в партнерстве с известными ассоциациями, в соответствии с современными международными стандартами качества образования и актуальными требованиями со стороны работодателей, повышает конкурентоспособность выпускников и расширяет границы их трудоустройства. Это происходит и благодаря адресной поддержке студентов и выпускников аккредитованных программ.

Представим себе среднестатистического выпускника-бакалавра. По какому пути ему лучше идти, чтобы получить максимально эффективное образование? Нужен ли перерыв между бакалавриатом и магистратурой, и если да, то где лучше работать: в России или за рубежом? В какой момент лучше получать MBA-образование?

Вопрос непростой. Прежде всего, большую роль играет потенциал выпускников. 30-40% из них можно рекомендовать сразу идти в магистратуру, а остальным бывает полезно поработать пару лет. Магистратура ведь может быть разной: для взрослых с опытом работы, для выпускников бакалавриата, также с опытом работы, и для бакалавров без опыта работы. Что касается вопроса о том, где учиться: у нас или за рубежом, отвечу так: если интегрированные программы получили международное признание, можно и нужно учиться здесь. При этом настоятельно рекомендую всем проходить обучение за рубежом, в вузе—партнере: как минимум, в течение одного триместра. На МВА-программы лучше идти с опытом работы не менее пяти лет. Это мое личное мнение, которое сложилось по результатам анализа 12-летнего опыта переподготовки специалистов по программам МВА.

Анастасия Нарушевич
02 декабря 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты