Выбор программы: мировая экономика в ГУУ

Чем хороша строгая дисциплина на подготовительных курсах, почему уловки со списыванием больше не проходят, и чем чревато для России развитие товарного производства в условиях кризиса? Поговорили об этом со студентом ГУУ Евгением Рассказовым.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
09 ноября 2015
Фото: installation by Henrique Oliveira
Почему из всех возможных вариантов ты выбрал именно ГУУ?

Идея поступить в ГУУ пришла ко мне ещё в средней школе. Я учился в школе неподалеку от университета, правда, потом переехал и сменил школу. В 11-м классе стал ходить на курсы в ГУУ. Они помогли мне хорошо сдать ЕГЭ. Тут началось самое сложное: я мог поступить в «Финашку», Вышку, Плешку и ломал голову над тем, что выбрать. Даже уже шел с документами в другой вуз, но по пути к метро развернулся, вернулся домой, и решил, что буду учиться в ГУУ: благодаря ему я хорошо сдал ЕГЭ. Из-за амбиций выбрал институт экономики, поставил в приоритетах мировую экономику. В итоге меня туда и распределили. Кроме того, институт инновационного управления экономикой был самым престижным (сейчас он называется по-другому, но сути это не меняет).

Как проходило обучение на курсах?

Сначала нас всех направили в поточную аудиторию. Там мы писали тесты по математике и русскому языку, чтобы преподаватели оценили наш уровень,и распределили по группам. Это делалось для того, чтобы сильные ребята учились среди сильных. Я ходил на курсы по обществознанию весь год, и полгода — на русский и математику. Если честно, математика была направлена на часть «В», «С1» и «С2», а мне это было малоинтересно — хотелось бы более сложного материала. Просто в школе у меня была слишком сильная подготовка. Занятия по русскому языку мне понравились: было не нудно и полезно. А вот от обществознания я в восторге. Мой уровень подняли буквально нуля: я пришёл дуб дубом, а в итоге получил 88 баллов. Вот там по-настоящему учили. Один раз прогулял занятие — были школьные каникулы. Преподаватель позвонила родителям. На занятиях телефон достать не давали, спать тоже. Все было очень строго, но это именно та строгость, которая нужна и которую ученики принимают без внутренних желаний воспротивиться этому.

Отдельное спасибо Светлане Алексеевне Гришаевой: прошло четыре года, а я помню её и то, как она заставляла меня учиться, не отвлекаться. Жаль, что она ничего не вела у меня в университете, преподавала у других потоков. Результатами подготовки курсов доволен и собираюсь пойти после нового года на курсы подготовки к магистратуре.

уже шел с документами в другой вуз, но по пути к метро развернулся и решил, что буду учиться в ГУУ

Какие у тебя были первые впечатления, когда ты начал учиться в ГУУ?

В ГУУ есть мероприятие «встреча первокурсников», проводится в конце августа. Уже летом познакомился с ребятами, участвовали в конкурсах на этом мероприятии. В сентябре ходили на парад московского студенчества. Потом пришла первая стипендия. Было море эмоций: хотелось везде успеть и всё попробовать. Было очень много различных мероприятий, а учеба поначалу была несложной. А потом началась первая сессия, мы очень боялись её: неизвестно было, что нас на ней ждет. Что ни экзамен или зачет — то история. Первые полгода были самыми эмоциональными в плане впечатлений.

Какие плюсы и минусы обучения ты можешь выделить?

Начнем сразу с минусов. В библиотеке недостаточно учебников: не всем в группе их хватает. Не хватает строгости: людям дается множество шансов пересдать предмет, что ведет к расхлябанности; если бы отчисляли после 2-3 пересдач, люди бы серьезнее относились к учебе. Малое внимание уделяется иностранным языкам. Я учусь на четвертом курсе, на мировой экономике, а английский длился всего три семестра. Перейдем к плюсам. На моей специальности очень сильные профильные предметы. Уровень преподавателей высок. Есть преподаватели, которые преподают в других престижных университетах. Не встречался с произволом, чтобы кого-то валили на сессии. Если преподаватель задает очередной вопрос, то делает это, чтобы вытащить студента, из разряда — «Ну, может, хоть на это ответит». В университете предлагают стажировки и практики в престижных компаниях, а также в различных министерствах и ведомствах.

А ты сам был на практике или стажировке?

Я был на стажировке в Испании. Два месяца мы работали на ресепшне. Практиковал испанский и английский. Правда, эта практика подходит больше для тех, кто учится на «туризме и гостиничном бизнесе», но я считаю это отличным опытом. Я тогда впервые был в Европе. А тут надо работать, да ещё и на родном языке тебя не понимает никто. Было очень полезно: благо, с языками у меня все нормально. Я получил «три в одном»: и опыт работы, и практику языков, и отдых на Майорке. На преддипломную практику собираюсь пойти в одно министерство, но в какое, пока секрет.

Расскажи, пожалуйста, как проходят занятия по основным предметам.

В целом, как обычно: просто получаем важную информацию, иногда ведем беседы с преподавателями. Периодически нам дают контрольные, проводятся коллоквиумы. Это всё уже стало нормой. На моей специальности основными являются следующие предметы: мировая экономика и международные экономические отношения (МЭИМЭО), экономика зарубежных стран, экономический рост, моделирование мирохозяйственнных связей, конъюнктура и ценообразование на мировых рынках, международные экономические интеграции. У нас хорошие преподаватели на кафедре — Пасько, Григорян, Кириллов, Антонов, Патрис, Аникин, Атурин. На моделировании мирохозяйственных связей (ММС) у Атурина мы решали задачи, строили графики. Применяли знания полученные на вышмате и теорвере, хотя думали, что нам это никогда не понадобится. Оказывается, в экономике обязательно нужно знать высшую математику и уметь её применять. На занятиях по экономическому росту решаем насущные проблемы. По конъюнктуре мировых рынков делаем исследования того, как образуется цена на различных товарных рынках.

А какие предметы — твои любимые?

Физкультура, потому что на этих занятиях играю в футбол. А ещё это единственный предмет, который есть каждый семестр. Каждый семестр мы изучаем около 10 предметов, соответственно, около восьми из них каждый семестр новые. Как тут что-то может полюбиться? Так что, физкультура one love. У нас открыли современный бассейн, многие ходят туда плавать. Это удобно, когда на территории университета есть и футбольное поле, и хоккейная коробка, и бассейн, и спорткомплекс для других видов спорта.

В экономике обязательно нужно знать высшую математику и уметь её применять

Расскажи про преподавателей.

Преподавали квалифицированные, много молодых. Маразматиков вроде нет: по рассказам друзей из других вузов старые преподаватели, ставшие профессорами, несут ахинею и постоянно меняют требования к подготовке к экзамену. В ГУУ такого нет. Так как многие из преподавателей молодые, они знают все уловки со списыванием с телефонов, использованием микронаушников. С ними такое не катит, поэтому надо учить всё — иначе никак. Некоторые возятся с нами, как учителя в школе, ну это, скорее, преимущество. Им на нас не наплевать.

А как тебе твои однокурсники?

Однокурсников много — тысяча или больше. На первом курсе часто были лекции с другими группами, на втором — реже. Потом уже все по профильным предметам занимаются. Ну, а одногруппники у меня хорошие, добрые. Мы вместе готовимся к экзаменам, зачетам, контрольным. У нас дружный коллектив.

Какие перспективы есть у выпускника твоего факультета и вуза?

Думаю, и так должно быть понятно, какие перспективы, если мы проходим практику в министерствах и крупных международных компаниях. Те, кто себя хорошо проявил, будут работать потом, например, в Министерстве промышленности и торговли, Министерстве экономического развития, Федеральной антимонопольной службе. Во всяких компаниях вроде Nestle, PwC. Тут учатся толковые ребята с хорошими перспективами.

многие из преподавателей молодые, они знают все уловки со списыванием с телефонов

А ты сам как видишь свое будущее?

Вижу счастливое будущее: у меня загородный дом, в нём жена и дети. Если не так далеко глядеть, то вижу себя в магистратуре ГУУ. В профессиональном плане хотелось бы везде себя попробовать: например, заниматься развитием транспорта в России, быть министром спорта и туризма или работать в авиакосмической сфере. Глаза разбегаются.

Как ты оцениваешь современную экономическую ситуацию в России и каким видишь выход из кризиса?

Однозначно её оценить нельзя. Сейчас есть предпосылки для развития экономики, но не факт, что они будут реализованы. Вот все говорят об импортозамещении, но оно плохо реализуется. Да и, в принципе, многие отрасли убиты после развала СССР. В этой ситуации пока приходится надеяться на то, что колебания цен на нефть будут незначительными (экономика страны имеет сырьевую ориентацию). Выход из кризиса — это постепенное снижение зависимости от экспорта сырья. Надо развивать сектор услуг, банковскую сферу, сферу страхования, которая очень плохо развита. Нужно давать возможности гениям воплощать свои идеи, создать институты интеллектуальной собственности. Не просто глаголить о поддержке малого бизнеса, а выдавать субсидии на разработки ученым. 1 из 100 изобретений точно выстрелит на рынке.

У нас в стране дорогая рабочая сила, если развивать производство, товары будут дорогие и неконкурентноспособные. Производство надо оставить странам третьего мира: пусть Вьетнам шьет одежду и дальше. Надо развивать сектор услуг, чтобы он давал 60-70% ВВП, и не забывать об увеличении инвестиций в ВПК. Развитый ВПК — залог нашей безопасности.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
09 ноября 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты