«Нам нужен далеко не всякий программист»

В конце сентября начались первые занятия по подготовке программистов в рамках образовательной программы Mail.Ru Group для студентов сразу трёх ведущих вузов: МГТУ им. Баумана, МФТИ и МГУ. Дмитрий Волошин, директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group, рассказал нам о главной боли IT-гиганта и собственных образовательных стандартах.
Александр Каючкин
Александр Каючкин, руководитель проекта Учёба.ру
07 октября 2015
Дмитрий Волошин
директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group
Начнём с банального вопроса: какие специалисты наиболее востребованы в компании?

Самый нужный нам человек — это квалифицированный разработчик. Помните, как у Стругацких, — «Нам нужен далеко не всякий программист». Такой, который владеет стеком современных технологий и при этом головаст настолько, насколько это возможно. За такими людьми идёт охота, и все продуктовые компании стремятся захватить их как можно раньше.

Сколько программистов сейчас работает в компании?

Более 2 000 человек. Кроме того, мы ежегодно берём порядка 100 стажёров только в Москве, 80% из которых остаются в компании, это довольно хороший показатель.

Стажёры получают только опыт? Или стипендию?

Нет, стипендию стажёры не получают. Они получают зарплату. Это part-time работа, 20 часов в неделю, и мы платим за неё хорошие деньги, рыночные. У нас в стране вообще запрещено трудиться бесплатно.

На «Эхе Москвы» в 2013 году был эфир с Бертраном Мейером и Дмитрием Гришиным, где Дмитрий сказал: если завтра на рынке труда появится 30–50 тысяч сильных программистов, они будут все трудоустроены в течение одного дня. Это он так пошутил или всё действительно настолько плохо?

Всё так. Более того, по сравнению с 2013 годом всё стало только хуже. До 2020 года мы упадём в демографическую яму и ничего сделать с этим не сможем. При этом качество специалистов, которые сегодня выходят на рынок, к сожалению, также падает.

То есть нам всем нужно сейчас быстро переквалифицироваться в программистов?

Да! Но вы знаете, сейчас очень высокий порог входа в профессию. И, к сожалению, с возрастом люди гораздо хуже учатся новому. Если тебе 28–30, будет очень тяжело перестроить мозги и переварить тонны новой информации, даже если ты прирождённый технарь. У нас были проекты, связанные с переквалификацией юристов-менеджеров-экономистов, но все они провалились.

Во многих российских IT-компаниях, насколько я знаю, в должности программистов трудится много экономистов, геологов, физиков по образованию. Видимо, нужно сказать спасибо нашему советскому фундаментальному образованию и плохой профориентации. Насколько профильное образование необходимо для работы в Mail.Ru Group?

У нас на собеседованиях диплом не спрашивают уже давно. Техническое образование в широком смысле, конечно, даёт больше шансов на то, что на ваше резюме обратят внимание, но, по большому счёту, образование не является критерием при селекции и приглашении на интервью. Мы проверяем людей в ходе собеседований и тестовых заданий.

Между тем, чему тебя научили в университете, и тем, что ты реально знаешь и умеешь, бывает очень большой разрыв. Это касается и выпускников топовых вузов в том числе. У нас было множество случаев, когда ребята шли на разные факультеты, не связанные с IT, а потом приходили к нам, на наши образовательные программы, и оказывались успешными. Равно как и наоборот. В наших школах на редкость плохо налажена профориентация. Что в этой ситуации делать нам? Мы просто берём тех, кто хочет и может учиться. Мотивация — это самое важное.

Образовательные программы Mail.ru Group

Технопарк МГТУ им. Н.Э. Баумана

Программа по подготовке высококлассных веб-разработчиков и системных архитекторов с опытом работы в реальных проектах.

Техносфера МГУ им. М.В. Ломоносова

Программа, посвящённая анализу больших данных, программированию на С++, многопоточному программированию и технологиям построения систем информационного поиска.

Технотрек Московский физико-технический институт

Программа по подготовке высококлассных веб-разработчиков и системных архитекторов с опытом работы в реальных проектах.

Сколько длится?

Каждая программа рассчитана на 2 года и разбита на 4 семестра. В каждом семестре 3-5 предметов.

Как поступить?

Для поступления необходимо быть студентом или аспирантом вуза-партнёра программы и пройти вступительные экзамены.

Расскажите подробнее о ваших образовательных программах, кто у вас преподаёт?

Мы сотрудничаем с тремя вузами-партнёрами (МГТУ, МФТИ и МГУ), на базе которых запущены наши образовательные программы. Всего у нас сейчас более 100 преподавателей. Это люди, которые днём работают в компании, а вечером встают за кафедру и преподают раз в неделю, как минимум.

Основное, на мой взгляд, наше достижение состоит в том, что мы научились учить. Сделать из хорошего программиста (человека порой замкнутого) яркого преподавателя и хорошего оратора, способного по-настоящему заинтересовать студентов — задача очень сложная. Любому технарю важно очень чётко поставить задачу, и когда технарь понимает, что ему нужно сделать — он это обязательно сделает. А поскольку практически все наши разработчики — перфекционисты, то когда они видят цель, они уже не могут быть плохими. В итоге мы получили прекрасных преподавателей-практиков. У нас есть методичка, примерно на 100 страниц, где подробно описано, как проектировать образовательную программу и отдельные занятия, как оценивать работу студентов, как заходить в аудиторию, как работать с ассистентами и очень много всего другого. По сути, это наш образовательный стандарт.

Преподаватели Mail.ru Group

Георгий Иванов
Программист группы анализа запросов Поиска Mail.Ru, ведет курс «Алгоритмы и структуры данных»
Артём Мезин
Программист группы frontend-разработки Почты Mail.Ru, ведет курс «Фронтенд-разработка»
Евгений Чернов
Руководитель группы разработчиков группы анализа запросов Поиска Mail.Ru, ведет курс «Методы распределенной обработки больших объемов данных в Hadoop»
Павел Нестеров
Программист-исследователь группы машинного обучения в департаменте рекламных технологий Mail.Ru Group, ведет курс «Методы обработки больших объемов данных»
Дмитрий Архангельский
Программист подразделения разработки проекта «Одноклассники», ведет курс «Разработка на Java»
Вячеслав Ишутин
Программист iOS-проекта «Агент Mail.Ru», ведет курс «Разработка на C++/Objective-C»
Какое участие во всём этом принимают сами вузы?

Мы работаем в формате дополнительного образования. Поэтому вуз для нас в первую очередь является хостинг-партнёром, который предоставляет площадку, помогает с инфраструктурой и организацией учебного процесса. В таком формате сотрудничества есть несколько резонов. Во-первых, мы не хотим ввязываться в историю с ФГОСами и бюрократическими процедурами. Во-вторых, нам нужно, чтобы воронка студентов была как можно шире. Если бы мы встраивались непосредственно в вузовские образовательные программы, у нас на входе были бы только те студенты, которые выбрали конкретную специальность, факультет и кафедру. Этих студентов мало, и это не всегда будут те, кто нам нужны — все из-за того же отсутствия профориентации. При этом наши преподаватели всё глубже проникают в вузы и начинают преподавать непосредственно на кафедрах. То есть потихоньку происходит процесс возвращения выпускников в альма-матер и появления среди вузовского преподавательского состава практикующих специалистов из IT-индустрии.

Какой у вас сейчас план набора?

Этой осенью у нас обучается уже 1201 студент, из них 252 — на двухлетних образовательных программах, остальные на полугодовых дополнительных курсах.

Это студенты какого курса?

По-разному. Например, на физтехе третий курс самый загруженный, в Бауманке наоборот. В МГУ есть своя специфика, там учится много очень одарённых ребят из так называемых СУНЦев. У них была очень серьёзная программа в школе, и им скучно учиться на первом курсе. От этого теряется мотивация и навык обучения, и они часто просто вылетают. Поэтому мы стараемся брать их сразу с первого курса и загружать по полной.

Насколько жёсткий отсев?

Примерно 25% студентов доходят до конца. И это уже не студенты без опыта, это «звери», в хорошем смысле этого слова. 100% из тех, кто прошел нашу программу, сразу трудоустраиваются. К нам или в другую крупную IT-компанию.

Как происходит отбор в Mail.ru Group

Какую долю в процессе обучения занимают практические занятия?

Основа всех наших программ — это learning-by-doing, практико-ориентированный подход к образованию. В нашем понимании обучение — это пережитый опыт. Студент начинает что-то слышать и понимать по-настоящему только тогда, когда ошибется, пытаясь сделать что-то сам. Стратегическая задача преподавателя — не доводить этот промах до стадии потери мотивации, а превращать его в действительно ценный опыт и практические знания.

Исходя из этого, мы проектируем все наши дисциплины одинаково: с самого начала студенты вместе с преподавателями формулируют образ своих будущих проектов. Это должно быть что-то реальное, работающее, полезное в жизни и применимое на практике. Каждый курс заканчивается презентацией и защитой своего проекта. Наши специалисты выступают в роли наставников, которые делятся своей экспертизой и помогают студентам делать проекты. Поэтому в первую очередь при разработке программ мы рассчитываем, сколько нужно семинарских занятий, чтобы эти проекты можно было нормально реализовать. И только после этого планируем лекционную часть — для того, чтобы самую необходимую информацию дать от лица эксперта и систематизировать знания. Всё остальное студенты находят сами в интернете, читают книги и мануалы. Обучение длится два года. В каждом семестре есть 4-5 дисциплин, каждая из которых обязательно заканчивается проектом. Каждый из этих проектов можно показать.

Были случаи, когда студенческие проекты становились коммерчески успешными?

Нет, думаю, что это утопия. Я бы не обманывал ожидания будущих студентов, которые изучают IT. Коммерчески успешный проект — это не столько про программирование, это даже вообще не про программирование. Это про маркетинг, продажи и много всего другого.

Из чего состоит программа?

I семестр

В первом семестре студенты выполняют различные проекты по курсу «Углубленное программирование на С/С++» — это может быть игра, мобильное приложение. Весной 2015 года одна из команд выбрала в качестве проекта разработку системы управления роботом. Система состоит из TCP клиента (робота) и сервера (панели управления). Видеозапись с открытой защиты

II семестр

Во втором семестре студенты выполняют общий проект по двум дисциплинам «Углубленное программирование на Java» и «Фронтенд-разработка». Как правило, студенты делают игру для 2-3 пользователей, которую презентуют в командах в конце семестра на открытых защитах. Видеозаписи доступны на YouTube-канале.

III и IV семестры

В течение последнего полугодия выпускники разрабатывают итоговый проект. Как правило, это мобильное приложение для Android или iOS — игры, социальные приложения. Видеозаписи защит также можно посмотреть на канале Технопарк Mail.Ru Group. В Техносфере студенты разрабатывают в командах свою поисковую систему — весной 2015 года это были системы поиска новостей на основе портала Lenta.ru.

 

Получается, что ваши программы только для избранных. Попасть к вам могут только студенты трёх ведущих российских вузов. Что с остальными?

Да, это так. У нас очень много заявок (порядка 6000 за последний год) от студентов из самых разных регионов с просьбой что-то придумать для них. И мы сейчас постепенно выходим в регионы, ведём переговоры с местными университетами и администрацией, чтобы стать их методическими партнёрами при создании аналогичных проектов. В сентябре мы открыли IT-школу в Саранске совместно с Мордовским государственным университетом и агентством инновационного развития Республики Мордовия. Там всё сейчас очень активно, много драйвовых людей, которые хотят что-то делать, выходить на новый уровень. С ними приятно иметь дело. Скоро к нам приедут коллеги из Казанского (Приволжского) федерального университета, Пенза и Ульяновск тоже интересуются. Нам очень интересно расширять географию наших образовательных проектов.

А что у вас с онлайн-курсами?

Мы уже запустили несколько пилотных онлайн-курсов. Это курс по информационной безопасности на Stepic и курс по тестированию на Универсариуме. А в ноябре мы ждём релиза 18-ти наших курсов на платформе Stepic, из них будут составлены две полноценные программы, которые можно будет пройти онлайн и бесплатно. Может быть, благодаря расширению географии и выходу наших курсов в онлайн нам удастся что-то сдвинуть и в плане профориентации и повышения престижности профессии.

Как вы думаете, почему в нашем обществе профессию программиста до сих пор считают непрестижной?

Считается, что это сложно, непонятно, нужно многому и долго учиться, а перспективы при этом не очень ясны. И, конечно, есть распространённое мнение, что программисты — это такие замкнутые, скучные люди. Это восприятие нужно менять. Для нас это большой и острый вопрос, и, скорее всего, мы им займемся в ближайшее время.

Вы и дальше планируете своими силами готовить себе кадры? Что должно произойти на уровне государства и системы образования, чтобы в IT-индустрии всё стало хорошо с кадрами?

Прежде всего, должна появиться правильная профориентация в школах, чтобы у молодых людей как можно раньше формировалось представление о будущей профессии и ожиданиях, связанных с ней. Тогда мы будем получать больше мотивированных и заинтересованных студентов. Вот это задача государственного масштаба, которую, несомненно, должны решать Минобрнауки и Минкомсвязи. Справедливости ради стоит сказать, что мы не готовим себе кадры исключительно своими силами. Мы являемся практико-ориентированной надстройкой над вузом. В вузе дают фундаментальный базис, который очень важен. То, что в университетах студенты не получают свежих практических знаний и навыков, и то, что вузы не выпускают готовых специалистов, — это конечно, проблема. Но ничего страшного, мы доучим. Конечно, будет очень хорошо, если вузы сами научатся приглашать больше молодых специалистов и интегрировать их в свои образовательные программы.

Сейчас многие любят говорить, что нужно менять образовательные программы, что стандарты устарели. Но в новых ФГОСах очень большая вариативная часть — делай, что хочешь. То есть это проблема не Минобра и системы образования — сами вузы должны этим заниматься и реформировать свои программы. И еще важный момент: государство должно создать такие условия для бизнеса, чтобы бизнесу стало выгодно заниматься поддержкой образования. Например, когда мы покупаем в вуз компьютеры, оформляя их по договору жертвования, то по нашему законодательству мы обязаны заплатить с этого налог. И это только один пример. Бизнесу элементарно невыгодно такое сотрудничество, это нужно менять, создавать специальные условия и льготы.

Российские программисты часто побеждают на международных соревнованиях и конкурсах. Это отдельные талантливые ребята или наши программисты круче всех?

Да, наши программисты очень крутые. Но есть ещё одна огромная проблема — они уезжают. Особенно в последнее время, в связи с экономической ситуацией, прямо беда. Хлынул поток, как в 1990-е годы. Вопрос в том, как их удерживать. Усугубляется это тем, что если уезжает один «головастик», то он утаскивает за собой ещё несколько таких же головастых ребят.

И что с этим делать?

Смотрите, у нас есть IT-компании мирового масштаба и известности. Нам есть чем гордиться. Но при этом в США $40 млрд. в год оставляют на чай в ресторанах, а в России объём всей IT-отрасли составляет $34 млрд. (по данным на 2013 год, IDC. — Прим. ред. ). Нужно развивать отрасль, развивать экономику. Нужна помощь с кадрами, с профориентацией. И всё будет хорошо.

Александр Каючкин
Александр Каючкин, руководитель проекта Учёба.ру
07 октября 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты