Структура экзамена
ЕГЭ по информатике состоит из 27 заданий — 10 заданий базового уровня, 13 заданий повышенного уровня и 4 задания высокого уровня сложности. В работу входят 9 заданий, для выполнения которых, помимо тестирующей системы, необходимо специализированное программное обеспечение, а именно редакторы электронных таблиц и текстов, среды программирования. Ответы на все задания представляют собой одно или несколько чисел или последовательность символов (букв или цифр).
Изначально все задания оцениваются в первичных баллах, за каждый из вопросов можно получить от 1 до 2 баллов в зависимости от уровня сложности. Максимально работа оценивается в 30 первичных баллов. После экзамена набранные первичные баллы переводятся в тестовые по 100-балльной шкале.
Чем разрешено пользоваться на экзамене
Для выполнения работы необходим компьютер с установленной на нём операционной системой, редакторами электронных таблиц, текстовыми редакторами, средами программирования на языках: Школьный алгоритмический язык, С#, C++, Pascal, Java, Python.
Темы, уровень сложности и оценка заданий
№ задания | Формат ответа | Уровень сложности | Перв. балл | Тема |
1 | 1 | Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) | ||
2 | 1 | Построение таблиц истинности и логических схем | ||
3 | 1 | Технология хранения, поиска и сортировки информации в реляционных базах данных | ||
4 | 1 | Кодирование и декодирование информации | ||
5 | 1 | Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд | ||
6 | 1 | Основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания | ||
7 | 1 | Определение объёма памяти, необходимого для хранения графической и звуковой информации | ||
8 | 1 | Методы измерения количества информации | ||
9 | 1 | Обработка числовой информации в электронных таблицах | ||
10 | 1 | Информационный поиск средствами операционной системы или текстового процессора | ||
11 | 1 | Подсчет информационного объёма сообщения | ||
12 | 1 | Анализ результата исполнения алгоритма | ||
13 | 1 | Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы) | ||
14 | 1 | Позиционные системы счисления | ||
15 | 1 | Основные понятия и законы математической логики | ||
16 | 1 | Вычисление рекуррентных выражений | ||
17 | 1 | Создание собственных программ (20–40 строк) для обработки целочисленной информации | ||
18 | 1 | Обработка вещественных выражений в электронных таблицах | ||
19 | 1 | Анализ алгоритма логической игры | ||
20 | 1 | Поиск выигрышной стратегии игры | ||
21 | 1 | Построение дерева игры по заданному алгоритму и поиск выигрышной стратегии | ||
22 | 1 | Анализ алгоритма, содержащего ветвление и цикл | ||
23 | 1 | Анализ результата исполнения алгоритма | ||
24 | 1 | Создание собственных программ (10–20 строк) для обработки символьной информации | ||
25 | 2 | Создание собственных программ (10–20 строк) для обработки целочисленной информации | ||
26 | 2 | Обработка целочисленной информации с использованием сортировки | ||
27 | 2 | Создание собственных программ (20–40 строк) для анализа числовых последовательностей |
Изменения – 2021
В 2021 году экзамен будет впервые проводиться в компьютерной форме, что позволило включить в КИМ задания на практическое программирование (составление и отладка программы в выбранной участником среде программирования), работу с электронными таблицами и информационный поиск. Таких заданий в работе 9 из 27. Остальные 18 заданий сохраняют преемственность с экзаменом прошлых лет. При этом, они адаптированы к новым условиям сдачи экзамена в тех случаях, когда это необходимо.
Так, например, задание № 6 является преемником задания № 8 экзамена предыдущих лет. Раньше школьникам нужно было выполнить фрагмент программы вручную, что в условиях доступности компьютера со средами программирования делает задание тривиальным. Поэтому теперь постановка вопроса скорректирована в сторону анализа соответствия исходных данных программы заданному результату ее работы.
В отличие от письменной модели экзамена, в этом году выполнение заданий по программированию допускается на языках программирования: С++, Java, C#, Pascal, Python, школьный алгоритмический язык. Из примеров фрагментов кода в заданиях в связи с невостребованностью исключены примеры на Бейсике.