Выбор программы: информационные системы и технологии в МИРЭА

Как поступить в МИРЭА, когда физику тебе преподает учитель ИЗО, зачем хранить информацию в живых организмах и почему зимой некоторые преподаватели ходят в шортах, а студенты — в резиновых шлепанцах? Об этом рассказал выпускник МИРЭА Евгений Анисимов.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
07 августа 2015
Что привело тебя в МИРЭА?

К моменту поступления в вуз я более или менее отчетливо понимал, что хочу поступить именно в технический университет, так как в старших классах школы увлекся программированием. Хотя моя мама пыталась меня уговорить поступать в МИТХТ на микробиолога, и в 9-10 классах я интересовался химией, к моменту поступления я понял, что не хочу связывать свою жизнь с этой наукой, и решил пойти по стопам отца, который дважды закончил Бауманку. Он, видимо, был более нацелен на учебу, чем я. Поэтому он — физик-ядерщик по одному образованию и специалист по лазерам — по другому. Кроме того, важным критерием для меня было расположение вуза: МИРЭА оказался в 15 минутах езды от моего дома, и это стало решающим фактором, из-за которого я туда поступал. Факультет кибернетики я выбрал потому, что на него был не слишком высокий конкурс, да и специальность, по которой я учился, меня устраивала.

Как ты готовился к поступлению?

Готовился, посещая подготовительные курсы в институте, а также решая задачи дома, самостоятельно. На курсах я изучал математику и физику. В целом, занятия были полезны. Мы решали задачи и разбирали темы, которые присутствовали потом на вступительных экзаменах. Правда, у меня со школы еще были проблемы с физикой, так как в старших классах ее было некому у нас вести. Поэтому ее вели все подряд — от учительницы ИЗО до учителя информатики, поэтому очень быстро я перестал что-либо понимать на курсах МИРЭА по физике, и начал их время от времени прогуливать. Но на курсы по математике ходил исправно. В итоге физику я сдал хуже всего, и год отучился на платном отделении. Однако в дальнейшем, удачно сдав экзамены в конце первого курса, я перевелся на бюджет.

Сдавал ли ты дополнительные вступительные экзамены в МИРЭА?

Когда я поступал, ЕГЭ еще не было: его только вводили, и оно было добровольным. Я сдавал только ЕГЭ по русскому языку. Остальные экзамены сдавал уже в институте. В МИРЭА я сдавал физику и математику. Это были письменные экзамены, на которых я решал задачи из билетов. Если говорить о сложности этих задач, думаю, все относительно. Для тех, кто действительно готовился, эти задачи вряд ли были очень сложными. Для меня была сложна физика, проблемы с которой, как я уже сказал, у меня были еще со школы.

Какие у тебя были первые впечатления от вуза?

Сложно описать впечатления в двух словах, так как само поступление в вуз было так или иначе очень нервным и волнительным мероприятием. Поэтому, когда в конце концов я увидел свое имя в списке зачисленных, это был невероятно счастливый момент. Ну, а институт в целом можно считать новым этапом в жизни, и мне этот этап кажется самым классным. В МИРЭА на тот момент можно было не просто учиться по профессии, но и всесторонне развиваться благодаря факультативам. От самого обучения, когда начался учебный год, у меня были только положительные впечатления.

Какие плюсы и минусы обучения ты можешь выделить?

Плюсы, я думаю, заключаются в том, что, если вдруг у тебя не получилось сразу сдать экзамен, тебе дают достаточно много шансов подготовиться еще раз и сдать. Из минусов я могу сейчас вспомнить то, что приходилось очень долго ждать некоторых преподавателей, чтобы попасть к ним на консультацию, да и просто взять тему для курсовой работы. Кроме того, насколько я помню, во время обучения можно было пойти на курсы английского языка при институте, и в итоге получить сразу два диплома о высшем образовании. Я не ходил на них.

Какие предметы были основными в обучении?

Первые два курса делается акцент на общие для большинства специальностей предметы — на математику, физику, русский язык. С третьего курса начинается изучение предметов, относящихся к конкретной специальности. В большинстве случаев обучение состоит из общих лекций и семинаров, на которых мы с преподавателем в небольшой аудитории более подробно разбираем темы, решаем задачи и отвечаем на вопросы.

Можешь рассказать, что изучает кибернетика?

Кибернетика — это наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество. Кибернетика включает изучение обратной связи, черных ящиков и производных концептов, таких, как управление и коммуникация в живых организмах, машинах и организациях, включая самоорганизации.

А как можно получать, хранить, передавать и преобразовывать информацию в живых организмах?

Вот над ответом на этот вопрос и трудятся кибернетики по всему миру. На самом деле, в процессе обучения наш факультет кибернетики, на который я поступал, был переформирован в факультет информационных технологий (ИТ), так что до каких-то тонкостей конкретно этой науки мы так и не дошли.

И, все же, зачем нужно передавать информацию через живые организмы?

Я думаю, для того, чтобы управлять ими. Кибернетика берет начало в философии — как наука об управлении государством. Речь идет не о программировании живых существ на какие-либо действия, а, скорее, на повышение эффективности этих действий. Вообще, у нас в институте было много подобных интересных дисциплин и работ. Помню, у нас был предмет «моделирование систем». Мне досталась курсовая работа на тему «Модель интеллектуальной рекурсивной машины, решателя вспомогательных задач — подзадач, концептуальная модель задачи». Поначалу я был в замешательстве, не зная, с чего начать. Но после нескольких консультаций с преподавателем все стало более или менее ясно. Так что главное — прикладывать усилие, хотя бы минимальное, тогда все получится.

А какие именно задачи эта машина призвана решать?

Лучше всего рассматривать эту тему с конца. То есть, сначала необходимо создать модель задачи. Так как задачи могут быть самыми разнообразными, то и модель одной задачи будет отличаться от другой. Соответственно, машина способна решать любые задачи, модель которых можно составить.

Говоря о задаче в данной теме, подразумевается системная задача, то есть совокупность внутренних связанных компонентов задачи, взаимодействие которых направлено на достижение какой-то конкретной цели задачи.

Например, наше интервью — это задача. Конечный результат — готовый материал для сайта. А вопросы — это компоненты задачи, задавая которые, вы получите конечный материал.

Какие еще подобные интересные дисциплины у вас были?

У нас еще был интересный предмет — теория принятия решений. Если честно, я смутно помню, чему нас там учили, и что вообще происходило на занятиях. Я его сдал и забыл. Эта область исследует то, как люди решают те или иные проблемы, выбирают пути решения данных проблем и задач.

Что ты можешь сказать о преподавателях МИРЭА?

В целом, преподавательский состав очень хороший. Это люди, которые давно и упорно занимаются наукой. Конечно, МИРЭА — это технический вуз, поэтому есть преподаватели с некоторыми странностями. Например, помню, был преподаватель, который круглый год ходил в шортах. Он никак не объяснял эту странность: все делали вид, что это нормально. Был еще преподаватель по физике, который очень монотонно вел лекции, а, учитывая, что у нас стояло две пары физики подряд (а это, считай, три часа), вынести это было крайне сложно, в связи с чем лично меня хватало только на одну пару. Но я могу сказать с уверенностью, что все преподаватели хорошо знают предмет, который ведут.

А у студентов, которые с тобой учились, были какие-нибудь подобные странности?

Был один парень, который зимой ходил в резиновых шлепанцах. А так вообще, в основном, просто были студенты-отличники, и все остальные, к которым относился я — те, кто учился более или менее неплохо, но с тройками, иногда с пересдачами. В целом атмосфера в нашем коллективе была нейтральной. Несмотря на то, что перед первым курсом у нас было мероприятие, которое было направлено на сплочение и знакомство всей группы, в итоге дружили все небольшими группами, а сейчас, спустя четыре года после окончания вуза, большинство одногруппников я больше вживую не видел.

Какие перспективы есть у выпускника твоего факультета?

МИРЭА — довольно известный вуз, диплом которого ценится, но я думаю, что перспективы выпускника зависят он него самого, а не от факультета. Время от времени на нашем факультете вывешивали предложения от ведущих IT-компаний. Возможно, кто-то ими воспользовался, но я о таких случаях среди своих одногруппников не слышал. Выпускник моего факультета может работать аналитиком, программистом, инженером — одним словом, тем, кто как-либо связан с IT-технологиями. Но тут, мне кажется, очень важно самообразование. В институте дают знания, но, если говорить о моей специальности — «информационные системы и технологии», — то эти знания очень обширны, так что в любом случае студенту нужно самому примерно понимать, чем в итоге он хочет заниматься.

А ты сам чем занимаешься?

Я занимаюсь программированием и музыкой. Если говорить о программировании, то я работаю сам на себя: разрабатываю сайты. Для меня очень тяжело работать по графику, а предложений о работе в офисе, где можно было бы приезжать, скажем, к 13 часам и уезжать часов в 9 вечера, я не встречал. Можно сказать, я работаю на фрилансе. При этом я особенно никогда заказы на разработку не искал: у меня очень много знакомых, которым что-то надо разрабатывать, и так по цепочке от одного к другому передаются заказы.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
07 августа 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты