Выбор программы:
экология человека в РУДН

Чем хороша Болонская система образования и зачем экологу знать геологию? Об этом рассказала студентка экологического факультета РУДН Анна Арефьева.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
07 июля 2015
Как ты заинтересовалась экологией?

Наверное, интерес к экологии у меня появился от большой любви к природе. Кроме того, в школе у нас были дополнительные занятия, включавшие в себя биологию и основы экологии. Походив на них, я поняла, что означает понятие «экологическая проблема», да и экология в целом. Экология — это не только уборка мусора и защита амурского тигра, это целый комплекс знаний, которые очень интересно изучать.

В этот комплекс входит множество наук — биология, география, геология, физика, химия. Если говорить коротко, экология — это наука об окружающей среде. Следовательно, все науки, с помощью которых можно изучать окружающую среду, так или иначе связаны с экологией.

Почему ты остановила свой выбор на экологическом факультете РУДН?

Экология интересовала меня и до поступления в университет, так что с выбором факультета я особенно не мучилась. На выбор именно РУДН повлияла возможность изучать иностранные языки и по окончании бакалавриата получить еще и диплом переводчика.

Как ты готовилась к поступлению?

Я занималась с репетиторами и посещала занятия в Вечерней экологической школе — это подготовительные курсы, которые организовал факультет.

Чем мне помогли репетиторы? Знания, полученные в школе, нужно было систематизировать, ведь географию, например, или биологию изучают на протяжении нескольких классов. Нужно было вспомнить очень многое, а кое-что и выучить впервые. Репетиторы помогли восполнить пробелы в знаниях.

Что тебе дали занятия на курсах?

На курсах мы занимались в группе из 8-10 человек, была возможность выбрать, по каким дисциплинам ты хочешь посещать занятия. Нам преподавали математику, русский язык, географию и биологию. Вели занятия преподаватели нашего факультета. При поступлении эти занятия мне очень помогли. Преподаватели очень грамотно подходили к подаче материала, мы не только разбирали варианты ЕГЭ, как это часто делается, но и получили неплохую базу знаний, которая очень пригодилась в процессе учебы.

А чем занятия на курсах отличались от занятий с репетиторами?

С репетиторами я занималась индивидуально, естественно, все время занятия уходило только на разбор моих собственных проблем. На курсах преподаватель должен был уделить время каждому в группе, и помимо этого была определенная программа, которую мы должны были охватить.

Расскажи о плюсах и минусах обучения?

Я очень довольна и своей основной специальностью, и дополнительными программами для получения диплома переводчика. Кто-то может со мной поспорить, но мне кажется плюсом действующая болонская система. В большинстве случаев она существенно упрощает процесс обучения. Система баллов позволяет оценить свою успеваемость и понять, на какую оценку стоит рассчитывать в итоге. А если, например, не получилось хорошо сдать экзамен при наличии достаточного количества баллов, набранных за семестр, можно не беспокоиться по поводу пересдачи. Основной минус состоит в том, что наш экологический факультет расположен достаточно далеко от главного здания, в связи с чем мы по большей части отрезаны от всей университетской общественной жизни.

На выбор именно РУДН повлияла возможность изучать иностранные языки, а по окончании бакалавриата получить еще и диплом переводчика.

Какие предметы — основные, и что вы делаете на занятиях?

Мы изучали много геологических и биологических дисциплин. На семинарах проводятся практические работы. Это может быть работа как с компьютерами, так и с какими-либо образцами (гербариями, микропрепаратами, минералами).

На ботанике, например, мы занимались с определителем растений: нужно было по высушенному или свежему образцу определить вид растения, пользуясь определителем. На дисциплинах, связанных с оценкой воздействия на окружающую среду, работали со специальными программами. Программы мы использовали для изучения картографии, для составления отчетов ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду).

Какие предметы ты можешь назвать своими любимыми и почему?

Больше всего нравится биология и предметы, связанные с экологией человека. Почему — трудно сказать: биология мне нравилась и в школе. После поступления я полюбила и геологические науки, хотя воспринимаю их немного сложнее. Эти науки очень важны для эколога. Когда речь идет о мониторинге окружающей среды или о составлении отчетов ОВОС, необходимо в полной мере представлять себе, как действует экосистема и какие ее компоненты могут подвергаться вредному воздействию. Речь идет не только о живых организмах, но и о ландшафте, о почвах, о климате, о воздухе и воде.

Расскажи о преподавателях?

Как и в любом коллективе, есть преподаватели хорошие, есть не очень хорошие. В общем и целом могу сказать, что мне очень повезло, и оправданных ожиданий было гораздо больше, чем разочарований.

Конечно, у каждого преподавателя есть своя методика. Один держится со студентами дружелюбно, другой — более строго, у третьего получается преподносить материал так, чтобы было легко и интересно, у кого-то на лекциях волей-неволей клонит в сон. Хочу отметить преподавателя по неорганической химии. У него я без особенных проблем выучила то, с чем мучилась на протяжении всего времени с тех пор, как начала изучать химию вообще. Очень интересно было на лекциях и понятно на семинарах.

Что скажешь об однокурсниках?

С ними мне, опять же, очень повезло. На потоке нас было не так уж и много, около 70 человек, так что все друг друга знали и хорошо друг с другом общались. В группе отношения сложились очень теплые, и, что самое главное, у нас принята взаимопомощь. Нет никаких проблем с тем, чтобы найти конспект лекции, которую пропустил, или раздобыть ответы на контрольную, если у кого-то они есть. Так как у нас университет дружбы народов, с нами учится много иностранцев, были ребята из Латинской Америки, Африки, с Ближнего Востока.

Какие перспективы есть у представителей твоей будущей профессии в целом и выпускника твоего факультета в частности?

Наиболее популярные направления — это экологический мониторинг и работа в сфере рационального природопользования. Кто-то уходит в науку, занимается, например, системной экологией. А вообще образование получается такое, что позволяет пойти потом куда угодно, углубиться в любую область знаний, которые мы изучали.

Например, выпускники могут заниматься составлением отчетов оценки воздействия на окружающую среду. Если речь идет о мониторинге, то это может быть сбор образцов или их обработка. Можно проводить судебную или общественную экологическую экспертизу, это тоже довольно популярное направление.

Чем занимается экология жилья?

Исследованием и созданием благоприятной обстановки в жилых зонах. Например, выявлением в помещении аллергенов и разработкой мер по борьбе с ними.

Как ты оцениваешь состояние сферы экологии в России?

Существует достаточно много возможностей для развития, однако по большей части всё тормозится, когда дело упирается в деньги. Притом, что вроде бы для развития экологии делается достаточно много, существует масса экологических нарушений и случаев пренебрежения состоянием окружающей среды. Так, например, через особо охраняемые природные территории тянут шоссе или при проектировании предприятий не учитываются экологические риски.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
07 июля 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты