Личный опыт: CELSA, Высшая школа коммуникаций

Во французские вузы легче попасть тем, кто занимается наукой, IT или лингвистикой. А что делать, если ты журналист или пиарщик? Попытайте счастья и отправьте документы в CELSA, Высшую школу коммуникаций и журналистики, входящую в состав Сорбонны.
Маша Кособокова
Маша Кособокова, Journalist, producer, filmmaker
17 февраля 2015

Подача, удар, гол!

Когда в начале 2012 года я подавала документы в разные университеты Франции, слабо верилось, что получится поступить. Во-первых, дорого. Стипендий на всю Россию выдают очень мало. Во-вторых, уровень языка для журналистов и пиарщиков требуется высокий — нужно сдать экзамен DELF С1. Но попробовать стоило. Собеседований во Франции никаких не требовалось, нужно было только сдать экзамен по французскому, выбрать из огромного списка 10 университетов, отправить вовремя свое досье с мотивационными письмами, резюме и официальными документами через сайт Campus France и ждать.

С1 я так и не сдала, осилила только B2. В числе моей выборки было много университетов не в Париже — казалось, в провинцию попасть все легче, чем в столицу. А случилось с точностью до наоборот. Я поступила в школу коммуникаций при Сорбонне, в других местах отказали. До самого моего приезда в Париж не осознавала, насколько мне повезло. Просто перепроверила десять раз, что нужно было заплатить всего десять тысяч рублей в год, и пошла собирать чемодан.

Как устроена CELSA

Уже в Париже выяснилось, что школа моя находится у черта на куличках, на самой последней станции болотной ветки метро в городке Нейи-сюр-Сэн. Правда, городок оказался далеко не из бедных — всюду бизнес-центры да современные фасады. Сама Сэльза внутри совсем не пафосная, занимает всего 2 этажа. Из отличительных черт — библиотека с огромными экранами Mac и симпатичный внутренний дворик, в котором можно было обедать и устраивать пикники.

Мой поток назывался «Маркетинг, реклама, коммуникации». Нас разделили на 3 группы, в среднем по 20-25 человек: «Стратегические коммуникации и маркетинг», «Брендинг и маркетинг» и «Брендинг и маркетинг» для тех, кто совмещает работу и учебу. Заочка, по-нашему. Меня определили в первую группу, обещали выучить на стратега в рекламное агентство. Это тот человек, который делает конкурентный анализ, проводит кучу социологических исследований, фокус-групп, ищет инсайты и выдает идеи для креативного отдела. Но учили нас, само собой, не только этому. Предметы разные: от введения в маркетинг, антропологии и семиологии до медиапланирования, дизайна и брендинга. Все преподается на французском, но есть отдельные пары и даже экзамены на английском.

Система обучения второй магистратуры следующая: пять месяцев лекций, семинаров, мастер-классов, работы в проектных группах. Дальше месяц экзаменов, большинство из которых — презентации командных проектов перед реальными клиентами. Потом стажировка — от трех до девяти месяцев. И финишная прямая — диплом. Минимум 70 страниц на сложнейшем научном французском языке с оригинальным исследованием, личными открытиями, сносками и проч., и проч.

Расписание в Сельзе жесткое. Начинали в 8.30-9 утра. Заканчивали, бывало, в 17, а бывало и в 20. Пары по 3-4 часа с маленьким перерывом. Форма преподавания часто классическая — лекции со слайдами, кейсами и видео. Сами преподаватели — это клад! Большинство из них — ведущие специалисты рекламных агентств или рекламных отделов известных французских и международных компаний. А если попадаются преподаватели-теоретики, то такие, чьи книги являются бестселлерами. Частенько наша группа ходила на пары прямо в штаб-квартиры агентств вроде Saatchi-Saatchi или Publicis. Приходишь утром, дают бриф и кейс. А вечером ты должен вместе со своей командой перед реальными сотрудниками агентства выступить в готовой презентацией и идеями. Адреналин!

Сэльза — школа хипстеров. Ребята действительно все очень красивые и стильные. Больше девчонок, но мальчишки, если есть, то отличные. При этом уровень интеллектуального развития зашкаливает. Все потому, что самим французам в Сэльзу поступить очень сложно. Для этого нужно пройти два этапа конкурса — письменный и устный. Многие целый год, а то и два готовятся. В другие университеты пробуются, но все-таки престиж Сэльзы имеет чудодейственное свойство. Отправляешь резюме будущему работодателю, тот посмотрит на название школы — и вуаля, собеседование гарантировано. А там уж выкручивайся на месте, показывай себя. Иностранцев на нашем потоке было всего четверо. Я, двое мальчиков-бразильцев и девушка из Америки. Получается, что все не из Евросоюза. Я назвала это положительной дискриминацией.

Послесловие

Прошло уже 3 года с тех пор, как я поступила в Сэльзу и год, как я ее закончила. Стратега в рекламном агентстве из меня не вышло, зато получился коммьюнити-менеджер коворкинга, потом пресс-атташе международного кинофестиваля, а сейчас я работаю оператором и журналистом. Оглядываясь назад, понимаю, что самой сложной и увлекательной задачей было написание диплома. Хотелось действительно открыть для себя и для коммуникационной науки что-то новое. Грамматические ошибки мои проверяли всем миром, помогали все друзья и знакомые французы. В итоге, все получилось. Поэтому, друзья, вдохновения вам и большой удачи! Сэльза — это потрясающий опыт.

Маша Кособокова
Маша Кособокова, Journalist, producer, filmmaker
17 февраля 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты