Мой город — Москва
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Как экономисты-международники ВАВТ импортировали мексиканские кактусы и что из этого получилось

Международные проекты позволяют студентам получить практический опыт в профессии, подтянуть уровень иностранных языков и развить бизнес-компетенции. Студентки 4 курса факультета экономистов-международников Всероссийской академии внешней торговли Екатерина Рыбинская и Елизавета Гашко принимали участие в совместном проекте с университетом Monterrey Institute of Technology and Higher Education в Мексике, реализуемом на базе Академии. Они рассказали порталу «Учеба.ру» о своем опыте.

Факультет экономистов-международников Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ выпускает специалистов, которые представляют экономические интересы компаний и государства в России и за рубежом. Студенты получают знания в области экономики, комбинированные с дисциплинами с международным уклоном, изучают техники международных расчетов, экспортных и импортных операций, внешнеэкономический анализа бизнеса и многое другое. Важный аспект обучения — изучение 2 иностранных языков на уровне, позволяющем выпускникам работать с зарубежными партнерами без переводчика. Специальность, получаемая на ФЭМ, позволяет выпускникам работать экономистами-международниками, экспертами в области мировой экономики, консультантами в сфере внешней торговли и т.д.

Екатерина Рыбинская,
студентка 4-го курса
факультета экономистов-международников ВАВТ
Елизавета Гашко,
студентка 4-го курса
факультета экономистов-международников ВАВТ

Екатерина Рыбинская и Елизавета Гашко узнали о возможности принять участие в международном проекте Академии еще в 2018 году: они стали участниками пилотного эпизода сотрудничества с университетом ТЕС Monterrey.

Проект совместного исследования рынков для продвижения товаров в России и Мексике — это проект с мексиканским университетом ТЕС Monterrey, где студенты из двух вузов, работая в одной команде и общаясь на испанском языке, исследуют рынки стран-партнеров и готовят стратегии продвижения реальных продуктов. Ряд проектов презентуется компаниям-производителям и получает экспертную оценку от потенциальных работодателей.

«Проект привлек меня с первых секунд: это была одна из первых возможностей делового общения на испанском языке, да еще и с носителями из Мексики, — рассказывает Елизавета. — Это шанс, который предоставляет Академия, чтобы мы могли реализовать свой потенциал. Именно мы с Екатериной и были первыми участницами такого сотрудничества. Обучаясь на втором курсе, мы впервые попробовали свои силы, нам понравилось, и уже в 2019 году мы снова приняли участие в проекте».

«Когда это происходило впервые, мной руководила идея, что это нечто новое, с чем я ранее не сталкивалась, — делится Екатерина. — Когда осознаешь ценность опыта, который можешь получить, понимаешь, что оно того стоит. А тогда почему бы не попробовать? У этого кейса есть как минимум одна уникальная особенность — взаимодействие с потенциальными партнерами, будущими коллегами. Было интересно ближе познакомиться с мексиканской культурой, о которой в России так мало знают. Это была отличная возможность погрузиться в профессиональную сферу, которую ты изучаешь на протяжении нескольких лет в Академии. И безусловно, это большой вклад в профессиональные знания».

О чем проект

В рамках международного проекта студенты обеих стран исследовали возможности внешней торговли между Россией и Мексикой на примере конкретной продукции. Коллеги из Латинской Америки предложили экспортировать в Россию кактус нопаль. Стоит отметить, что в Мексике нопаль — универсальный продукт: его употребляют в пищу, используют в медицине, делают на его основе косметику и многое другое.

Мексиканские студенты отправили в Россию посылку с образцами продукции. В ней были тортильи из нопаля и консервированный нопаль. Россиянки попробовали продукт и отметили, что вкус у кактуса специфический, а значит, такая продукция спросом в России пользоваться не будет. Поэтому предложили поменять тип продукта — им стал шампунь на основе кактуса.

Группа студентов ВАВТ предложила экспортировать в Мексику клюкву в сахаре. Но вскоре стало понятно, что конкуренция на рынке кондитерской продукции в стране и так слишком велика. К тому же население Мексики страдает сахарным диабетом и ожирением. Эти особенности студенты учли в проекте 2019 года. Тогда мексиканская сторона предложила исследовать потенциал экспорта в Россию кофе из Латинской Америки, а российские студенты презентовали российскую пастилу без сахара.

«Хочу отметить, что наше видение проекта и видение его мексиканскими студентами отличается, — рассказала Екатерина. — Для российских студентов участие в проекте не обязательно, все по собственному желанию. А для мексиканцев наоборот: учебной программой предусмотрено, что они должны провести исследование возможности вывода национального продукта на зарубежные рынки. В первую очередь, конечно, они работают со странами Латинской Америки. Но получилось, что они вступили в коллаборацию с нами и исследовали российский рынок, а мы им в этом активно помогали».

Как проходила работа над проектом

На вводной встрече участники обсудили цели и задачи, составили план действий и установили дедлайны. После внутри групп, работающих по проекту, началось распределение задач.

«На первом этапе мы выбирали продукт и описывали его. На втором этапе изучали рынки: проводили маркетинговые исследования на рынке косметической продукции, а в 2019 году рассматривали кофейный рынок. По результатам каждого этапа мы по Zoom созванивались со студентами из Мексики, чтобы обсудить ход работы. На третьем, заключительном этапе мы составляли план действий по продаже и сбыту товара в России или в Мексике», — вспоминает Елизавета.

«В проекте с кофе мы попросили коллег найти информацию о том, какие существуют производители в Мексике, какие уникальные особенности у товара, который они выпускают. А мы должны были предоставить им анализ рынка кофе в России. Далее рассматривали логистику, таможенные и правовые аспекты, обсуждали тип упаковки. Мы предоставляли мексиканским коллегам информацию о том, какие российские предприятия будут заинтересованы в этом продукте. В итоге получился целый бизнес-план», — рассказывает Екатерина.

Вся работа над проектом, включая исследования и переговоры с мексиканской стороной, заняла у студенток около двух месяцев. Хотя всю работу учащиеся вели полностью самостоятельно, им приходилось обращаться за консультацией к преподавателям.

«Организация такого проекта не могла обходиться без помощи людей, имеющих более обширный опыт в этой сфере, — рассказывает Екатерина. — Большую часть времени мы контактировали с мексиканскими коллегами. У наших групп были кураторы, они направляли нас в работе, наблюдали за сроками исполнения, но работали мы полностью самостоятельно. Только студенты принимали участие в обсуждении дальнейшего хода действий, предлагали свои идеи. При этом мы всегда могли обратиться за помощью к преподавателям, которые занимаются изучением данной сферы. Такая помощь понадобилась, когда мы дошли до момента продвижения продукта на рынке. Тогда нам организовали внеплановую лекцию преподавателя по маркетингу и подсказали некоторые моменты».

О трудностях перевода

Россию и Мексику не назовешь похожими странами — ни в плане климата, ни в плане менталитета. Но студенты ВАВТ смогли почувствовать то, что эти культуры объединяет.

«Познакомившись поближе с мексиканскими студентами, мы поняли, что в чем-то мы с ними даже похожи, — говорит Елизавета. — Несмотря на разный темперамент, они так же, как и мы, очень чувствительны, могут сопереживать или разделить с кем-то радость. Со временем мы смогли свободно общаться не только в рамках проекта, но и на отвлеченные темы: о культуре, о каких-то разговорных элементах языка».

«Как мне кажется, в России очень плохо знакомы с мексиканской культурой. А там очень много интересного, — рассказывает Екатерина. — Вообще, мой опыт общения с мексиканцами выходит за рамки данных проектов. Дело в том, что в Академии организуют и другие коммуникации с иностранными студентами. Например, в ВАВТ с 2015 года проходит студенческая конференция на испанском языке „Форум Россия-Мексика“ совместно с Автономным университетом Чапинго. Ежегодно группы мексиканских студентов (в среднем 30 человек) приезжают к нам в Академию. В этом году из-за непростой эпидемиологической обстановки форум и визит мексиканских студентов пришлось отменить. Я непосредственно общалась со студентами и подметила особенности коммуникации. В первую очередь, это языковой аспект. Например, у мексиканцев очень быстрая речь».

Исследовательская работа

Одним из ключевых этапов работы по проекту стали маркетинговые исследования. Студенты самостоятельно проводили их, чтобы понять, насколько целесообразно импортировать тот или иной вид товара, в частности кофе или же косметическую продукцию из кактуса.

«Для этого мы изучали рынки кофе и косметики, а также тенденции потребления на российском рынке и исследовали импорт, — говорит Елизавета. — Например, в случае с кофе, как только мы проанализировали импорт, поняли, что более разумно ввозить не обжаренный, а зеленый кофе, поскольку он занимает лидирующее место в структуре импорта».

Екатерина рассказала о возникших на данном этапе проблемах. «В интернете практически отсутствует доступная свежая и качественная информация по интересующему нас рынку. Маркетинговые исследования стоят несколько десятков тысяч рублей. Поэтому мы пытались самостоятельно искать информацию, находить какие-то тенденции. Иногда приходилось основываться на информации прошлых лет». Из-за этого работа над проектом длилась дольше, чем могла бы. Но зато студентки отмечают, что получили практический опыт по поиску информации, который пригодится им в дальнейшем.

О ценном опыте

Учащиеся рассказали о преимуществах, которые приобрели за счет участия в международном проекте.

«Проект дал нам очень много, — говорит Елизавета. — Во-первых, по части усовершенствования языковых навыков, причем как устной, так и письменной речи. У нас была возможность ознакомиться с мексиканским диалектом, который отличается от официального испанского языка, и адаптироваться к нему. Во-вторых, мы получили практику делового общения на иностранном языке. В-третьих, это огромный кладезь знаний, которыми мы овладели в рамках исследования рынков: мы узнали, как именно проводятся такие исследования. Для нас этот проект стал своеобразным драйвером, который способствовал участию в конкурсах и конференциях».

В конце 2019 года студентки Академии приняли участие в международной научно-практической конференции,посвященной взаимодействию России и Латинской Америки. Со своим докладом о возможностях внедрения на российском рынке мексиканского шампуня из нопаля Екатерина и Елизавета заняли второе место.

«Был сделан огромный вклад в профессиональные знания, — рассказала Екатерина. — В ходе непосредственного погружения в практику мы делали множество исследований, выполняли полноценную работу. Это было огромным открытием для меня, и этот опыт, конечно, трудно переоценить. Он выходит за рамки учебной программы. Вообще участие в таких проектах — это огромный плюс, его можно внести в свое резюме».

«Еще один аспект — это знакомство с мексиканской культурой, — отмечает Екатерина. — Она представляет большой интерес, там есть много того, во что можно погрузиться и изучить. Я с большим удовольствием расширяла свои познания об этой стране. Знакомилась не только с тем, как мексиканцы шутят, на каком сленге говорят, но и с тем, как они ведут переговоры, какие особенности потребления у жителей Мексики. Как производители преподносят товар, какие товары там в принципе популярны. Когда ты экономист-международник, такие аспекты нужно знать».

О перспективах

Международный проект полноценно погрузил студентов в реалии будущей профессии. Он был не просто теоретическим симулятором, а настоящим бизнес-тренажером, на котором учащиеся в современных реалиях смогли опробовать свои навыки.

«На мой взгляд, такие практические проекты необходимы студенту, изучающему экономику, — говорит Елизавета. — На практике мы поняли, как осуществляется процесс выхода на внешние рынки, и теперь в данном вопросе мы как рыба в воде. Такого результата невозможно достичь лишь только в рамках изучения учебной программы вуза. Поэтому проект — уникальная возможность погрузиться в реальный кейс, а также познакомиться со своими будущими торговыми партнерами еще на этапе обучения».

«Проект с университетом ТЕС Monterrey — это бизнес-кейс, который дает практические знания, — сформулировала Екатерина. — И в принципе все проекты и кейсы, которые организовывают в рамках Академии или за его пределами — все это очень важно, это дает ценный опыт. В университете ты получаешь теоретические знания, прорабатываешь некоторые практические моменты. А в бизнес-проекте происходит непосредственное применение их на практике. Проект, как правило, организовывается в каких-то группах, командах. И тут важно, что ты также получаешь опыт коммуникаций. Ведь слаженная работа в коллективе — это то, чему нужно учиться. Благодаря таким проектам можно открыть новые стороны в себе и научиться взаимодействовать с командой».

Студентки отметили, что такой опыт участия в международных проектах во время обучения однозначно стоит указывать в своем резюме. Это может стать существенным плюсом в глазах будущего работодателя.

Подробную информацию об условиях поступления и обучения вы можете узнать на странице Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития РФ

 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты