Образование — главная инвестиция в будущее, вот почему во многих странах мира с экономической точки зрения эта сфера растет быстрее, чем нефтяная отрасль. В XXI веке ни природные ископаемые, ни земли, ни оружие не приведут государство к успеху: основная ценность постиндустриального мира, как говорят, — это человеческий капитал. «Лидерами будут те страны, в которые поедут самые талантливые люди», — считает Вероника Зонабенд, сооснователь UWC Dilijan College. На образовательном форуме World Schools Show, где собрались эксперты образования, педагоги и создатели образовательных учреждений, была поднята важная тема: как сделать так, чтобы система образования притягивала и поддерживала эти таланты?
Пока обычная, традиционная школа увлеченным детям нередко кажется «маленькой тюрьмой». Именно так выразился один из участников форума, девятиклассник Гоша Бондарь. «Настоящая жизнь» для него начинается за пределами школы — в ней, по подсчетам, он проводит всего треть учебного года, а все остальное время готовится и участвует в олимпиадах по робототехнике или занимается рисованием. Педагоги это терпят, поскольку Гоша побеждает в конкурсах и зарабатывает для школы баллы — таким образом мальчику удается «откосить от системы». «То, что меня по-настоящему интересует — программирование и рисование, — не ценится в школе, — говорит он. — Нам не дают самые важные умения, не преподают главные предметы: философию, живопись, историю искусства, ораторское искусство. Учить надо тем вещам, которые помогут нам жить».
цель — не выучить файл, а найти путь к файлу
То, чем в большинстве школ дети занимаются 11 лет жизни, по их словам, скучно, оторвано от жизни, несовременно: многие ребята уверены, что школа не дает понимания явлений, а лишь «натаскивает» на ЕГЭ. Участники проекта «Voice of youth/Голос детей» жаловались на то, что сейчас в российском образовании возник огромный возрастной и ментальный разрыв между учителями и школьниками: педагоги учат по системе, сложившейся 200 лет назад, которая давно устарела. «Сегодня цель не выучить файл, а найти путь к файлу, к информации, — говорит Гоша Бондарь. — Интернет — самая устойчивая система, созданная человечеством, он есть во всем в мире, и можно за секунду узнать все что угодно». Из детской игрушки сам Гоша сделал мини-портативный сервер, который позволяет подключиться к сети где угодно. Мальчик рассказывает, что увлечение роботами помогло ему заинтересоваться математикой, химией и искусством.
Именно так, кажется, и видят современные дети идеальный учебный процесс: много практических заданий и проектов, у каждого своя траектория, и чтобы в центре стоял интерес, который позволит в будущем увлечься чем-то еще. Они говорят, что в школе должны быть «большие светлые учебные помещения» и молодые харизматичные учителя, которые будут для ученика друзьями, а не надсмотрщиками. Которые будут «учить учиться, а не ненавидеть школу».
Вероника Зонабенд тоже уверена, что главная цель школы не выдача аттестата и даже не передача знаний, а создание «привычки учиться, интереса к познанию». Она говорит, что в хорошей школе беспрерывно учатся все: дети, учителя и даже родители: «Образование — это не выбор программы, а диалог между детьми и учителями». Иными словами, Вероника считает, что школа должна стать средой, стимулирующей развитие, творчество и диалог.
главная проблема следующего поколения — найти смысл в жизни
Юлия Вешникова, учредитель московской «Новой школы», считает, что неправильно считать школу подготовкой к жизни. «Это и есть жизнь, дети не готовятся в школе к жизни, а живут», — говорит она. Поэтому основатели «Новой школы» еще на этапе создания проекта решили, что здесь должно постоянно что-то происходить, причем не только с точки зрения учеников — после уроков сюда приходят дети и взрослые «со стороны», поскольку школа позиционирует себя как открытая образовательная площадка «для людей с общими ценностями».
Все это затрагивает еще одну важную проблему — вопрос о психологическом здоровье современного школьника. На него, конечно, негативно влияют и нагрузки, и технологическая среда, но и это не самое главное. «Главная проблема следующего поколения — найти смысл в жизни, — считает Зонабенд. — Если раньше люди боролись за выживание, то сейчас такого не будет в большинстве стран. Встает вопрос: чем заниматься? Чем наполнить бессмысленность и пустоту? Научить детей думать, понимать, чем бы они хотели заниматься, искать свои таланты — это и есть главная задача современной школы».
Обсуждение материала
Оставить комментарий