Первое итоговое сочинение: Как это было

3 декабря российские выпускники впервые написали сочинение, которое с этого учебного года является допуском к ЕГЭ. В ожидании результатов абитуриенты рассказали Учёбе.ру, как это было.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
05 декабря 2014

Сочинение (для выпускников с ограниченными возможностями здоровья оно может быть заменено на изложение) введено в экзаменационную программу по распоряжению президента. Экзамен длился 3 часа 55 минут, можно было принести с собой орфографический словарь. Рекомендуемый объём работы − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов, ученик получает отрицательную оценку.

Темы сочинений в Москве

  • Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
  • Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне" (Ю. В. Друнина)
  • Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс
  • Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
  • Что важнее: любить или быть любимым?

Оцениваться сочинение будет как учителями, так и независимыми экспертами, по системе «зачет/незачет». Разработаны пять критериев оценки: соблюдение темы, умение аргументировать и пользоваться дополнительным литературным материалом, выдерживание композиции, качественный слог и, наконец, общая орфографическая и пунктуационная грамотность. Для получения общей оценки «зачет» важно, чтобы экзаменатор положительно оценил работу как минимум по трем критериям. При этом первостепенными являются два первых критерия, то есть выпускник не должен уходить от темы и не «плавать» по части владения материалом. Третий пункт может быть любым из оставшихся. Учащиеся, получившие «незачет», могут пройти это испытание еще дважды — в феврале и в апреле-мае.

Одиннадцатиклассники поделились с Учёбой.ру своими впечатлениями о прошедшем экзамене.

Дания Бархатова,
школа № 1253

Несмотря на то, что введение сочинения стало для нас неожиданностью, я не вижу в нем особой проблемы. За учебный год мы пишем более десятка сочинений по разным литературным произведениям и поэтому легко справились с заданием. Сама идея сочинения мне нравится, экзамен поможет выявить тех, кто владеет русским языком и мировой литературой свободно. Я писала по Лермонтову, поскольку являюсь его поклонницей и мне легко говорить о его творчестве. Особых трудностей не было, так как для нас были созданы все необходимые условия. Широкий спектр тем позволил выбрать каждому ученику ту, о которой наиболее удобно писать именно ему. К сочинению специально я не готовилась. Единственное что сделала, повторила содержание литературных произведений, прочитанных мной как в школе, так и в свободное время. А касательно русского языка, наш учитель за годы обучения сделала все возможное, чтобы мы могли излагать свои мысли свободно, не задумываясь над правилами и при это не допуская ошибок.

Евгения Ефимова,
школа № 2030

Хорошо, что ввели сочинение. Теперь старшеклассники будут к нему готовиться заранее, а значит, научатся выражать свои мысли и начнут больше читать. В этом году основная сложность заключалось в том, что на подготовку у нас была только пара месяцев. Последний раз мы обращали пристальное внимание на сочинение в 9 классе, перед ГИА по русскому языку. Но там сочинение «в формате ГИА», это совсем другое. А сейчас задача была — определить свою точку зрения на проблему и выбрать, какими произведениями ее доказать. Я выбрала тему о войне, мне легче всего рассуждать именно на эту тему, и произведений по ней я знаю много. Писала работу по «А зори здесь тихие» Васильева и «Судьбе человека» Шолохова.

Александра Самсонова,
школа № 654

Я считаю, что сочинение позволяет оценить уровень подготовки ученика, знание русского языка и литературы (как русской, так и зарубежной), умение излагать свои мысли. Я учусь в филологическом классе, поэтому мы на протяжении нескольких лет регулярно пишем сочинения, этот вид работы для меня привычен. В школе нас очень хорошо подготовили к сочинению, несмотря на то, что мы не знали, что придется его сдавать на экзамене. Накануне я еще и самостоятельно готовилась, перечитывала произведения, которые, на мой взгляд, можно было использовать для аргументации, учила стихотворения.

Я выбрала тему войны, поскольку военные события мне небезразличны, тем более в наши дни эта проблема приобретает все большую актуальность. Я много читала о войнах, поэтому не испытывала проблем при подборе аргументации при написании сочинения. В своей работе я обратилась к роману Ремарка «На западном фронте без перемен» и к лирике Друниной. Конечно же, я испытывала легкое волнение перед экзаменом, но темы оказались для меня интересными. Как только я начала писать, волнение прошло.

 

Марина Архипова,
школа № 179

Сочинение в качестве допуска к выпускным экзаменам — это очень хорошо. Современной молодежи не хватает собственного мнения и грамматика страдает у большинства школьников. Теперь у старшеклассников будет хотя бы небольшой стимул, чтобы подтянуть свои знания. Ведь всем хочется поступить в хорошие вузы, а для этого нужно сдать ЕГЭ, следовательно, нужно написать и сочинение. Я выбрала тему «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс», потому что мне особенно нравится читать произведения, где большую роль в повествовании играет природа. С сочинением я справилась очень легко, всего лишь за один час, сразу писала работу на бланк, без черновика, написала около 870 слов. Готовилась к экзамену в ночь накануне. Просто перечитала несколько рассказов, которые позже использовала в качестве аргументов в своем сочинении.

Полина Солодовникова,
школа № 1034

Сочинение в качестве допуска к ЕГЭ — не очень хорошая идея. Нельзя судить о знаниях выпускника по его умению выражать свои мысли. В школе мы готовились к экзамену с учителем, он давал нам инструкции, еще я читала специальную книжку по подготовке. Я выбрала тему про природу, потому что она ближе всего мне по духу. Тем не менее такая тема стала для меня неожиданностью, трудно было подобрать произведения. В итоге я писала по «Маленькому принцу» и стихотворению Пушкина «Зимнее утро», всего получилось около 300 слов. На мой взгляд, мои одноклассники отнеслись не очень серьезно к этому сочинению. Ведь если будет «незачет», можно переписать в феврале.

Анастасия Потапова,
лицей № 1535
Итоговое сочинение просто необходимо старшеклассникам. Оно помогает подготовиться к основному экзамену — ЕГЭ по русскому языку, в состав которого также входит сочинение в качестве задания повышенной сложности. Темы, которые были сейчас на экзамене, очень часто встречаются и в сочинении на ЕГЭ. Поскольку пять направлений были известны заранее, в классе мы их внимательно проработали и подобрали аргументы к каждому из них. Я писала сочинение по пятой теме — «Что важнее: любить или быть любимым?», мне всегда были ближе темы про нравственные качества и ценности человека. В работе я опиралась на романы «Триумфальная арка» Ремарка и «Пока я жива» Даунхем. Никаких сложностей, кроме волнения, этот экзамен у меня не вызвал.

 

Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
05 декабря 2014

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты