Выбор программы:
биология в МГУТУ

Как учат в вузе, в котором представлен спектр специальностей от юриста до парфюмера, зачем преподаватели заставляют студентов-биологов рисовать и для чего студенты отравляют дафний токсикантом, а затем пытаются их спасти?
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
01 декабря 2014
Алиса Данилова
Ты учишься на кафедре биотехнологии и ихтиологии. Как ты выбирала высшее образование и почему выбрала именно МГУТУ?

При выборе профессии я учла свой интерес к биологии и медицине. Однако у меня не было возможности полностью посвятить учебе семь лет (например, пять лет очного обучения в медицинском вузе и два года интернатуры). Мне нужно было более динамичное обучение, чем на медицинском факультете, и при этом приближенное к биологии. МГУТУ заинтересовал меня любопытным списком факультетов. Это университет, в котором можно выучиться и на юриста, и на парфюмера. Кроме того, стоимость обучения в сравнении с другими вузами была ниже. Я выбрала институт биотехнологий и рыбного хозяйства, в котором еще можно было выбрать специальность (экология и природопользование, биоэкология, водные биоресурсы и аквакультура). А динамичность (возможность перевода за заочную форму обучения) помогла мне в момент, когда нужно было устроиться на работу. Жаль только, что специалитет отменили.

Ты сказала, что не можешь полностью посвятить учебе семь лет. Получается, ты учишься на заочном и работаешь?

Второй год учусь на заочном. Бакалавриат длится 4 года, вот и получается, что половину я проучилась очно и доучиваюсь заочно. Сейчас нигде не работаю, летом в Краснодарском крае была «на разведке»: присматривала места, где смогу работать после получения диплома. Потом работала в зоомагазине, а сейчас уволилась, потому что с завтрашнего дня начинается сессия, а потом придется писать диплом.

Когда изначально зародился твой интерес к биологии и медицине?

Думаю, изначально он появился из-за моей семьи: мама занималась разными видами нетрадиционной медицины — акупрессурой, биоэнергетикой, костоправием. В школе биология казалась мне гораздо логичнее математики, а, значит, и понятнее. А любовь к природе и животным дает интерес к их изучению. Также думаю попробовать работать стажером в ветеринарии, ибо успешно лечу своих животных. А хорошие врачи, с учетом имеющихся, всегда нужны.

Как именно ты лечишь своих животных?

На данный момент у меня живет хорек и пять крыс. Лечу их разными способами. Я просто вижу, что им нужно, будь это витамины или антибиотик.

А твое лечение им всегда помогает? Не было случаев, чтобы ты ошибалась?

Конечно, я не «суперврач»: перед назначением лечения изучаю всю информацию о лекарствах, общаюсь с ратологами. В общем, практикую совмещение трезвого анализа и интуиции. Есть, конечно, случаи, когда нужно нести животных к ветеринару: например, проверить кровь. Однажды у одного детеныша возник диабет, а у крыс его нельзя вылечить до конца. Однако я смогла стабилизовать у него уровень сахара в крови. Конечно, иногда моих знаний бывает недостаточно: был случай, когда мы не доехали до врача и два детеныша в один день умерли от острой вирусной пневмонии. Но порой совсем не обязательно «вылавливать» ратолога в его смены и платить много денег, чтобы вылечить животных.

Тебе сложно было поступить в МГУТУ? Ты, кстати, подавала документы в другие вузы?

Поступить мне не составило труда, баллов ЕГЭ хватало. В другие вузы я не подавала документы. Правда, я не поняла, почему меня сразу определили на платное отделение, баллов, вероятно, хватало и для бюджетного. Со мной подавала документы подруга, но она сдавала ЕГЭ год назад, поэтому ей еще пришлось сдавать в университете вступительные экзамены, однако они ей легко дались.

Ты не пожалела о поступлении? Нравится учиться на этом факультете?

Не пожалела, конечно. Это образование мне пригодится. Иногда мне нравится учиться. Хороший преподаватель любой предмет может сделать интересным. На такие занятия действительно хочется ходить и слушать. А когда преподаватель кричит, несправедливо оценивает или заставляет все занятие перерисовывать цветными карандашами в альбоме рисунки с картинки, получается урок рисования, а не предмет. И тогда мне хочется задать вопрос: за что я плачу? Думаю, университету просто невыгодно искать новых преподавателей, поэтому тех, кто уже непригоден для обучения студентов, не увольняют.

Какие еще плюсы и минусы обучения ты можешь выделить?

Один из плюсов обучения — это, как правило, хорошие деканы, в том числе наш Алексей Львович Никифоров-Никишин. Его брат — также хороший преподаватель нашей кафедры, как и отец с сыном Козловы. С ними легко решаются все вопросы,возникающие в процессе обучения, они дают хорошие материалы, помогают. Главный минус обучения — его неорганизованность. Расписания выставляются внезапно, за пару дней до начала занятий. Письма о переносе сессии нам с подругой не пришли, никто не звонил. Девушки-выпускницы, работающие в деканате, абсолютно не понимают что у них спрашивают, не отвечают на телефонные звонки. Они даже испортили мою зачетную книжку, переписывая ее, когда я перевелась на заочное. Не сообщили нам, когда нужно платить за обучение, а потом грозили отчислением якобы за задержку оплаты. Однако в этом, может, есть и вина старосты. Заочникам преподают не так внимательно, потому что они, по большому счету, учатся ради диплома, а не ради знаний. Ну и, еще один минус — загадочные преподаватели, с которых «сыпется песок» и которые ничему не учат толком. А из-за их негатива и ходить к ним на занятия не хочется. Смотришь расписание и думаешь: «О, какой интересный предмет будет!». А потом приходишь на занятия по нему и преподаватель его просто портит.

Какие предметы у вас считаются основными и что вы на них изучаете?

При поступлении моя специальность называлась «биоэкология», а потом ее переименовали в «биологию». Изучаем много экологических вопросов, общую биологию. Изучаемые предметы довольно обширно охватывают биологическую тему: у нас есть занятия по географии, по изучению микроорганизмов и животных, генетике , социологии ( например, валеология и этика). У нас в расписании присутствуют даже технические дисциплины (принцип работы и методики). Однако преобладают экология и предметы, связанные с водными ресурсами.

Какие предметы лично тебе наиболее интересны?

Могу сказать, что мне наименее интересны технические дисциплины. А наиболее — те, которые могут заинтересовать чем-либо. Например, стоит провести интересную лабораторную работу (не в письменном виде, а с практикой), и предмет уже «затягивает». Так получилось с микробиологией и токсикологией.

А что вы делали на этих лабораторных работах?

На лабораторных работах по токсикологии, например, нам приносили живых дафний и два вида токсикантов на выбор. Мы разводили токсикант, каждый ловил по одной дафнии на стекло микроскопа и заменял ее воду на этот токсикант. Потом мы смотрели под микроскопом, как останавливается ее сердце. Пытались смотреть не до конца и спасать их, но часто теряли. На лабораторной работе по одному из ихтиологических предметов нам приносили очень много разной рыбы в формалине, и мы должны были определить, что это за рыба, и делать ее зарисовки.

Как тебе твои однокурсники?

Когда я училась на очном отделении, конечно, контингент учащихся там был более разнообразным. Со мной учились ровесники, по многим было видно, что они учатся ради знаний. Люди, которые учатся на заочном, часто гораздо старше, у нас с ними не чувствуется общности из-за того, что встречаемся редко. С некоторыми студентами на очном отделении пары встреч хватало, чтоб подружиться. Однако учебными материалами с готовностью могут поделиться и те, и другие. Но, разумеется, с первыми легче найти общий язык, чем с теми, кто приходит на занятия просто «для галочки» и искренне удивляется тому, что я не покупаю оценки. При этом на «заочке» учиться гораздо проще.

Алиса, а как ты считаешь, каковы перспективы твоей будущей профессии в целом?

Уверена, что перспективы у моей будущей профессии неплохие. Конечно, работу в России найти сейчас трудновато, особенно, с учетом того, что никакой отработки нам не предоставляют, а без опыта на работу не берут. Но, тем не менее, меня уже звали по окончании университета работать в лаборатории, занимающейся анализами крови. Можно также работать экологом на производстве и в исследовательских точках. Я собираюсь уехать после получения диплома обратно, к морю, где еще и рыбные хозяйства развиты. Моя специальность обширна, поэтому можно пойти работать туда, куда душа направит. А с учетом печального положения экологии на земле такие профессии непременно полезны.

А где бы ты все-таки хотела работать в идеале?

В идеале, конечно, я бы хотела работать не где-то, а на себя. Пока что меня больше всего привлекают ветеринария и рыбное хозяйство.

Для того, чтобы стать ветеринаром, нужно учиться дополнительно. А каково состояние рыбного хозяйства в России? Там есть чем заняться?

С этим вопросом в нашей стране все обстоит легче. Работают много прудов и фабрик. С производством возникают две проблемы. Первая — антисанитария. Даже если сравнить с фабриками в Беларуси, там гораздо выгоднее соблюдать нормы и чистоту, ибо подкупить инспекции нельзя и при попытке это сделать завод сразу закроют. А здесь все дают взятки. Один преподаватель говорил нам :"Если бы вы видели, как это готовят, вы бы этого больше не ели". Рыбу разводят, кроме того, у России есть богатые ресурсы. Здесь возникает вторая проблема: все очень дорого. Понятны причины высоких цен импортных товаров, ибо импорт несет дополнительные расходы. Но для своих же завышать цены — это странно. Существует еще одна проблема российского разведения рыб и животных: почти ничего не делается для сохранения видов. Их разводят для прибыли. Например, в американских зоопарках часто забирают и лечат раненых животных, потом выпускают на волю или держат парами для продолжения рода. А в России зоопарки — это клетки для прибыли, где животных просто держат в плохих условиях.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
01 декабря 2014

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты