ЕГЭ 2014: итоги от Рособрнадзора

В этом году в ЕГЭ приняли участие более 757 тысяч человек. Из них стобалльников — 3679 при том, что в прошлом году их число составило 10 060. Не получили аттестат в 2014 году 5302 выпускника (в 2013 — около 16 тысяч). Представители Рособрнадзора и Ростелекома рассказали об итогах Единого государственного экзамена этого года, а также о том, что ждет абитуриентов следующих лет.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
17 июля 2014
1 комментарий

 

Алексей Семенов

Сергей Кравцов,

руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

«Объективные результаты нужны не для наказания виновных»

 

Итоги ЕГЭ этого года

В этом году объективно и честно прошли досрочная, основная и вторая волны ЕГЭ. Именно об этом мы и говорили в начале учебного года. Все мероприятия, которые мы планировали для того, чтобы экзамен прошел в соответствии с законом, были реализованы. В этом нет ничего удивительного: это просто наша работа. Все школьники на экзаменах находились в одинаковых условиях. Выпускнику из любого уголка нашей страны была дана возможность честно сдать экзамен, закончить школу и поступить в вуз. Цель, которую мы перед собой ставили, достигнута. Однако мы не собираемся останавливаться на достигнутом и планируем так же объективно провести экзамен в этом и следующем году. Хочу сказать, что после антикоррупционной кампании этого года доверие к ЕГЭ возвращается, и это очень важно. По поводу второй волны ЕГЭ было поручение президента об организации пунктов проведения в странах СНГ, и мы реализовали его. В этом году ЕГЭ прошел и в Крыму. В Севастополе был проведен экзамен на базе школы Черноморского флота. Все прошло успешно: я сам там присутствовал и видел своими глазами. В следующем году мы также планируем проведение в Севастополе ЕГЭ по выбору.

 

Достигнутые цели

Хотелось бы подчеркнуть, что никаких утечек информации до проведения экзамена в этом году не было. В газетах писали, что произошла единственная утечка — школьнику удалось вынести экзаменационные материалы из школы. Однако на самом деле он сделал это после экзамена. Еще одна цель, которой нам удалось достигнуть — экзаменационные материалы не попали в интернет. Многие школьники, к сожалению, поверили мошенникам, которые утверждали, что выкладывают в интернет варианты ЕГЭ этого года. На поверку ими оказывались прошлогодние КИМы. Многие также не поверили в то, что на экзаменах будет работать видеонаблюдение, и что общественные наблюдатели будут следить за ними в режиме онлайн. Поэтому они пытались использовать шпаргалки и мобильные телефоны. Интересно, что наибольшее количество тех, кто пытался их использовать, пришлось на первые экзамены.

После того, как школьники убедились в реальности видеонаблюдения, попытки списать практически прекратились.

 

Нововведения

Мы открыли сеть независимых центров, чтобы ребята в течение года могли сдавать ЕГЭ. У нас есть договоренность с Москвой и Липецком, и, возможно, в скором времени таких центров будет десять: в каждом федеральном округе — минимум один. Беспрецедентный проект, реализованный Ростелекомом — полное видеонаблюдение. Всю инфраструктуру, всю технику, которая использовалась на выборах Президента РФ — компьютеры, видеокамеры, сети — передали безвозмездно в систему образования. Это колоссальные ресурсы, которые школа сможет использовать для дистанционного обучения, например. Мы ввели перекрестную проверку части С. Вы помните, какой она была в прошлом году: один эксперт ставил за работу 5 баллов, а другой — 20. В этом году такого не было. Проведена переподготовка всех региональных и федеральных экспертов и введена перекрестная проверка: результаты школьников из одного региона направлялись на проверку в другой регион, из другого — в третий. Все это было сделано с целью исключить подтасовки, которые, к сожалению, имели место в прошлом году.

 

Перспективы

В будущем Рособрнадзор будет развивать систему независимой оценки знаний школьников. Мы планируем организовать проект «Родительское оценивание» со следующего года. Этот проект запустится впервые. Благодаря ему родители получат доступ к базам данных и смогут сами оценить работы своих детей по каждому предмету в любом классе. Мы хотим исключить ситуации, когда преподаватели в школе утверждают, что ребенок учится хорошо, а на самом деле ситуацию нельзя назвать радужной. Благодаря этому проекту родители смогут понимать уровень образования своих детей и принимать меры для его улучшения. Кроме того, мы впервые хотим организовать мониторинговые исследования в начальной, средней и старшей школе. Необходимо понимать, каков уровень, например, биологического образования в том или ином регионе нашей страны. Мы осознаем, что введение дисциплин по выбору не дает полной картины и ясности уровня образования по данному предмету. Все это нужно нам, чтобы принимать меры по улучшению качества образования в России.

 

Преступление и наказание

Объективные результаты нужны не для наказания виновных, а для развития и совершенствования системы образования. Это — наш лозунг для дальнейшей работы. Задача Рособрнадзора — стимулировать развитие образования в нашей стране. Министр образования Дмитрий Ливанов недавно направил каждому губернатору письмо, в котором попросил не наказывать учителей из-за результатов ЕГЭ. Нужно, наоборот, использовать эту ситуацию для развития образования: направить учителей на повышение квалификации. Если эти рекомендации не будут исполняться, то только тогда принимать административное решение. Еще одно решение, которое мы приняли впервые — снижение минимальных баллов за экзамены по русскому языку и математике для того, чтобы школьники получили аттестаты. Мы уже объясняли, зачем это сделали: для нас важна судьба ребенка, и мы дали ребятам возможность получить аттестаты и пойти в учреждения среднего профессионального образования.

Но я подчеркиваю, что для поступления в вузы порог не снижен: минимальный балл за ЕГЭ по русскому языку по-прежнему составляет 36, а по математике — 24.

 

Контроль приемной кампании

Приемная кампания сейчас в самом разгаре. Мы постоянно мониторим ситуацию, чтобы не было снижения минимальных порогов и приемные экзамены прошли максимально объективно и честно. На прошлой неделе мы запретили прием в 8 негосударственных образовательных учреждений за неисполнение предписаний Рособрнадзора, а вчера — еще в 4. Среди этих учреждений — Современная гуманитарная академия (СГА), которая была проверена Рособрнадзором. В приемной кампании этого учебного заведения были выявлены нарушения, и они не были устранены.

 

Выпускникам 2015 года

У любой деятельности всегда есть область для улучшения. Своим коллегам из всех субъектов Российской Федерации, которые обеспечивали честность проведения ЕГЭ в этом году, по 100-балльной шкале я поставил бы 95 баллов. Мы делаем акцент на реализации мероприятий, которые планировали в начале года, чтобы сейчас выпускники 2015 года готовились к тому, что на экзамене нельзя будет заплатить или списать. Если учиться, ЕГЭ можно сдать точно не ниже порогового балла, и мы хотим, чтобы все школьники поняли это.

Ефим Пивовар

Ольга Румянцева,

Ростелеком, вице-президент по работе с корпоративным и государственным сегментами

«Наше оборудование останется в системе образования»

Проект действительно можно назвать абсолютно беспрецедентным, потому что в нем принимали участие абсолютно все субъекты РФ. Было обеспечено онлайн-наблюдение для большинства пунктов приема экзаменов. Онлайн-наблюдатели, следившие за проведением ЕГЭ, поставили более 200 тысяч меток — подозрений на нарушения. На одно и то же нарушение ставили метку несколько наблюдателей, некоторые подозрения не подтверждались, поэтому самих нарушений было выявлено около полутора тысяч. Со стороны Ростелекома было задействовано множество мобильных бригад, которые поддерживали эту систему, сотрудников, которые участвовали в ее организации. Все материалы, которые были сняты во время проведения экзаменов, будут храниться в центрах обработки данных Ростелекома. Эти данные мы можем перепроверить и пересмотреть. Инфраструктура действительно будет оставаться в системе образования. Она дает большие возможности для ее использования в российских школах.

 

Ирина Абанкина

Александр Бисеров,

заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

«Мы жестко контролируем вступительные экзамены»

Объективное проведение ЕГЭ плавно перетекает в контроль за проведением приемной кампании этого года. Меры информационной безопасности соблюдаются во время контроля. У нас есть определенные информационные ресурсы и федерально-информационная система государственной итоговой аттестации. Мы анализируем сайты образовательных организаций. Могу сказать, что мы жестко контролируем вступительные экзамены. Нам удалось выявить ряд нарушений в 12 образовательных организациях и после того, как они не были устранены, мы запретили им проведение приемной кампании. До конца этой недели общественность будет проинформирована о том, каким еще организациям будет запрещен прием обучающихся в этом году. Всю информацию можно найти на сайте Рособрнадзора.

 

Ирина Абанкина

Анзор Музаев,

заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

«Было развеяно множество мифов о Северном Кавказе»

Я как выходец из Северного Кавказа хочу рассказать, как экзамены прошли в этой части России. Из семи министров образования шесть впервые столкнулись с ЕГЭ. Всем им досталось очень тяжелое наследство прошлых лет. Каждому из них впервые предстояло провести объективный экзамен, и это было очень тяжело. В первую очень они столкнулись с непониманием общества, так как экзамены все эти годы проходили не на должном уровне. Люди стали воспринимать их как врагов. Им нужно было убеждать всех — и политиков, и общественность — в том, что, если в этом году экзамены не будут проведены объективно, система образования будет разрушена полностью. Но они выстояли. У нас было 700 общественных наблюдателей из Саратовской, Астаханской, Волгоградской областей. С ними произошел своеобразный культурный обмен. Они провели у нас в регионах два месяца. Многие ребята из РФ по-новому открыли для себя Северный Кавказ, и было развеяно множество страшных мифов о нем.

 

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
17 июля 2014
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты