Экономика знаний: как запустить образовательный IT-стартап

Рынок образовательных IT-стартапов, или «эдутех» (от английского «edutech» — «educational technology») — один из самых бурно развивающихся сегментов современной экономики. С развитием технологий дистанционное образование начинает всерьез конкурировать с обычным, а мир меняется так быстро, что постоянная учеба становится необходимостью даже для состоявшихся специалистов. «Учёба.ру» собрала вдохновляющие примеры и рекомендации для желающих создать образовательный проект.
Дарья Варламова
14 сентября 2016
Фото: Tim Geers / Flickr / CC BY-SA 2.0

Для кого вы это делаете

Конечно, можно заручиться поддержкой богатого мецената и какое-то время развивать проект исключительно ради общественной пользы (например, Khan Academy, специализирующаяся на микролекциях в онлайн-пространстве, существует в основном на пожертвования Google и Билла Гейтса), но история показывает, что даже крупные корпорации со временем устают вкладываться в неприбыльные проекты, а хорошо продуманный стартап может не только менять мир к лучшему, но и приносить деньги (скажем, широко известная Coursera «делает» 25 млн долларов в год). Поэтому стоит с самого начала задуматься о том, кому можно продать ваши образовательные услуги.

Потенциальных клиентов образовательного стартапа можно разделить на три сегмента. Первый — это физические лица: родители школьников или дошколят (последних не стоит сбрасывать со счетов даже любителям модных высоких технологий: азам программирования или робототехники можно учить уже лет с трех), либо студенты и взрослые, заинтересованные в дополнительном образовании. Второй — образовательные учреждения, готовые к инновационным решениям: можно предлагать интересные продукты школам и университетам (например, продюсировать онлайн-курсы для преподавателей ведущих вузов). И, наконец, третий — государство: чиновников министерства образования заинтересовать непросто, но и бюджеты здесь выглядят привлекательно.

Возможные форматы

  • MOOC (Massive Open Online Courses) — массовые открытые онлайн-курсы. Многие знаковые образовательные стартапы 2010-х используют именно этот формат — Coursera, стэнфордский проект для технарей Udacity, Khan Academy и другие. Некоторые престижные вузы создают собственные МООС-проекты — например, Калифорнийский университет в Беркли продает онлайн-курсы по 400-1000 долларов.
  • Обучение через игру. Платформы, основанные на игровой механике, привлекают детей и взрослых, желающих получить новые знания, но недостаточно усидчивых для того, чтобы пройти «серьезный» онлайн-курс. Cамый яркий пример среди российских стартапов — платформа для изучения иностранных языков LinguaLeo. За свою активность пользователь здесь получает виртуальную валюту — фрикадельки, которыми можно кормить забавного львенка.
  • Посредничество. Не обязательно предлагать какие-то образовательные услуги самим — можно придумать удобный способ связать тех, кто нуждается в знаниях, и тех, кто способен их дать. Например, ресурс Lang-8 позволяет студентам, изучающим иностранные языки, отправлять письменные работы на проверку носителям.
  • Простые решения для смартфонов. Конечно, любой из вышеперечисленных сервисов можно выпустить и в формате app (часто их создатели так и поступают), — но у разработчиков мобильных приложений есть и множество других вариантов. Можно придумать удобный алгоритм подготовки к ЕГЭ, создать красивую астрономическую карту или интерактивную шпаргалку по строению человеческого скелета.

Бизнес-модель

Поскольку рынок существует совсем недавно, устойчивые бизнес-модели тут еще толком не успели сформироваться. Вот несколько возможных вариантов монетизации знаний:

  • Платный сертификат. Это то, что предлагает Сoursera — курсы можно пройти бесплатно, но если вы захотите подтвердить полученные знания официальным документом, придется платить. Учитывая, что только 6% пользователей проходят хотя бы один курс до конца, предложение рассчитано на самых мотивированных и оптимистичных студентов, так что эту модель нельзя назвать очень удачной.
  • Подписка. Предполагает безлимитное пользование продуктом или сервисом в течение определенного периода (месяц, три месяца, полгода, год) за фиксированную плату. Эту модель использует популярная (20 млн пользователей) платформа для изучения иностранных языков Babbel — за скромную сумму (от семи долларов в месяц) можно получить целый набор разноуровневых курсов по одному языку (помимо самых ходовых есть и экзотические варианты — например, индонезийский и турецкий). По подписке работает и старожил на рынке MOOC Lynda.com — далеко не такая известная платформа, как Сoursera, но гораздо более прибыльная (приносит около 150 млн долларов в месяц). Преимущество такой бизнес-модели в том, что, даже перестав пользоваться платформой, многие рассеянные пользователи просто забывают отписаться, поскольку сумма ежемесячного взноса невелика.
  • Freemium. По такой модели обычно работают образовательные платформы, основанные на игровой механике, — например, LinguaLeo. Предполагается, что пользователь заинтересовывается бесплатной игрой, а потом процесс затягивает его, и вот он уже готов покупать дополнительные опции.

Где «добрать» необходимые знания и навыки

К счастью, уже появились первые обучающие проекты для стартаперов в сфере онлайн-образования. Например, Digital October запустил «Лабораторию новых профессий», где можно выучиться на продюсера онлайн-курсов (в качестве альтернативы можно попробовать пойти и на неспециализированные курсы видеопродакшна). Можно воспользоваться и Coursera, где есть курсы как конкретно по онлайн-образованию, так и по отдельным полезным технологиям, применяемым в эдутехе, — например, геймификации. Кроме того, на стадии прототипа можно обратиться в акселератор (компанию, предлагающую интенсивные групповые программы развития бизнеса). Это позволит обучаться на практике, получая консультации у менторов и экспертов разнообразного профиля. Небесплатно, конечно, но многие акселераторы готовы работать за долю от будущей прибыли — правда, и стартапы они будут выбирать придирчиво. Существуют международные акселераторы, помогающие именно образовательным инициативам: в числе самых известных — LearnLaunch, Imagine K12, Y Combinator и 4.0 Schools. В России можно попробовать податься в любой акселератор, работающий с IT-проектами, — например, акселератор ФРИИ, iDealMachine или Futurelabs.

Как найти инвестора

В России в образовательные технологии официально вкладываются фонд ФРИИ (объем предпосевных инвестиций — до 2,1 млн рублей, критерии можно посмотреть здесь) и Prostor Capital. Но, опять же, можно искать венчурные фонды, которые занимаются IT-рынком в целом, — например, Runa Capital, Frontier Ventures и iDealMachine. За рубежом вариантов гораздо больше и все их не перечислить, но вот 10 фондов, в которые можно обратиться:

Дарья Варламова
14 сентября 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты