«Междисциплинарные специальности — это тренд будущего»

Куда поступить этим летом? Или, может быть, через пять лет? Выбирать ли целевой прием или ехать в другой регион? «Учёба.ру» поговорила с руководителем проекта «Социальный навигатор» Натальей Тюриной о том, как правильно делать выбор, если ты абитуриент.
Сергей Зотов
29 июня 2016
1 комментарий
Наталья Тюрина,
заместитель руководителя Центра социальных рейтингов «РИА Новости»,
руководитель проекта «Социальный навигатор»
В июне вы представили масштабное исследование, в рамках которого проанализировали абитуриентские кампании по всей в России. Вы не учитывали данные по магистратуре — значит ли это, что работа предназначена в первую очередь для тех, кто закончил школу?

Да, мы ориентировались в первую очередь на тех, кто поступает на бакалавриат. Это связано с открытостью данных. По закону, на сайтах университетов должны быть обнародованы приказы о зачислении тех, кто поступает на бакалавриат. С магистратурой сложнее. К тому же мы можем адекватно «мониторить» только тех, кто поступает на дневное, очное отделение по результатам ЕГЭ. Также мы не учитывали собственные испытания государственных и негосударственных вузов, пытаясь сравнивать университеты по сопоставимым параметрам, сходным данным.

Например, в МГУ мы брали статистику только по баллам ЕГЭ, то есть основной конкурс. Остальные данные носили бы дополнительный характер. К примеру, победитель всероссийской олимпиады автоматически получает 100 баллов (при подтверждении на ЕГЭ не менее чем 75 баллов) — таких людей мы не учитывали. Вообще, МГУ — особый вуз. Там впервые стали учитывать дополнительные баллы для того, чтобы убедиться в соответствии абитуриентов заявленному высокому уровню подготовки. Учитываются баллы за сочинение, ГТО, победы в различных олимпиадах, то, что называется «портфолио» абитуриента. Наш мониторинг начался осенью 2015 года, когда происходило становление этой системы, и поэтому мы учитывали только целевой прием, бюджет, то есть стабильные данные. Так как система поступления после ЕГЭ долго была экспериментальной, трудно было выработать единый стандарт, учитывая все разнообразие параметров. Когда система станет более понятной, а ситуация «устаканится», мы сможем включить все данные.

Крупные вузы часто требуют от абитуриента дополнительных результатов. К чему это приводит?

В целом это приводит к росту количества баллов, необходимых для поступления. К примеру, НИУ ВШЭ самостоятельно перепроверяет все сочинения. А технические вузы, как МГТУ им. Н.Э. Баумана в этом году, сочинения, наоборот, часто вовсе не учитывают, поскольку в рамках их приема качество таких работ большой роли не играет. МГТУ учитывает портфолио и олимпиады. И это правило работает в большой части вузов — не только технических, но и экономических.

Некоторые университеты опираются на данные ВШЭ, не проводя самостоятельных экспертиз. Ведь для этого вуз должен был бы набрать целый штат филологов и провести проверку сочинений, что не каждому по карману и не всегда целесообразно. В педагогических и гуманитарных вузах другая крайность — они могут учитывать вообще все, даже городские олимпиады: например, МПГУ обращает внимание даже на победы в квесте «Парки и музеи Москвы».

Почему в вашей системе существует поиск по регионам, а не по городам? Значит ли это, что в России сейчас активно развивается студенческая мобильность?

Да, мобильность есть, и мы решили, что необходимо показать абитуриентам возможности внутри «ареала их проживания». В первую очередь рост студенческой мобильности обусловлен развитием транспортной инфраструктуры. Возьмем Центральный округ: на поезде за четыре часа можно доехать до Москвы от Смоленска, Воронежа и Нижнего Новгорода. Причем в поисках бюджетных мест и подходящей специальности люди едут не только из регионов в столицу, но и наоборот.

Главная задача нашего проекта — это помочь семье абитуриента сформировать долгосрочную траекторию инвестиционной политики. Ведь в поступление нужно вкладывать время, усилия, деньги. Например, следующая тенденция: среди социально-экономических вузов две трети стали внебюджетными, однако качество приема все равно остается высоким. Для поступления сюда все равно нужны высокие баллы, а значит, необходимо готовиться, инвестировать в репетиторов или в учебу.

Другая история — это олимпиадное движение. Чтобы стать студентом МГИМО, НИУ ВШЭ, РЭШ, надо быть не просто 100-балльником, а иметь за плечами победы на олимпиадах. Для этого требуется не один год. Абитуриент и его родители должны позаботиться о выборе специальности заранее: для поступления в топовый вуз понадобится минимум два-три года серьезной работы. Планировать свою карьеру загодя очень полезно — к примеру, в США откладывают средства на колледж с детского садика.

в этом году наблюдается необычайный рост интереса к вопросу о будущем трудоустройстве до поступления в вуз

А какие тенденции сейчас есть в сфере педагогического и технического образования?

Педагогические университеты часто развиваются по следующей модели: баллы для поступления начинают расти, университет становится привлекательнее и оказывается вынужден что-то менять. Он предлагает другие программы, даже не только педагогические, и начинает дополнительно занимать социально-гуманитарный сектор. Само количество педагогических университетов при этом снижается, особенно в регионах. Если они становятся неэффективными, их сливают с крупными вузами или ликвидируют. Поэтому абитуриент должен заранее подумать о том, какие университеты по его специальности выглядят сильными.

Технических университетов в России сейчас больше всего, они ведут самый большой прием и здесь больше всего бюджетных мест. Ведь опорные университеты в регионах привязаны к секторам экономики, а в их рамках работают крупные инжиниринговые центры. Наш навигатор «Прием в вузы» показывает, как университеты меняются, как двигаются специальности — и нужно подчеркнуть, что это инструмент для выбора сегодня. Он необходим для долгосрочного выбора. Впрочем, мы получаем отзывы, что и в последние дни перед подачей документов он многих заставил задуматься — ведь каждому придется провести в вузе шесть-семь лет. Для тех, кто сдавал ЕГЭ недавно, есть другой навигатор. Абитуриенты хотят инвестировать свое время в прирост знаний, квалификацию и будущее трудоустройство. Последнее стало самым актуальным в этом году — наблюдается необычайный рост интереса к вопросу о будущем трудоустройстве до поступления в вуз.

Вам удалось выявить какие-то неожиданные тенденции?

В принципе, в этом году для нас не было ничего неожиданного — ведь мы оперировали данными, которые собирали с сентября 2015 года. Но мы удивились, когда выложили все данные в одну плоскость и распределили их по времени. Выяснилось, например, что среди технических университетов почти нет негосударственных, зато их очень много в социально-экономическом секторе. При этом ни один негосударственный вуз не реализует программы педагогического образования.

Еще одна странная тенденция — почти у всех у аграрных и горнодобывающих вузов традиционно самое низкое качество приема. Конечно, тут есть и топовые университеты — Ветеринарная академия и РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Но, как ни удивительно, именно аграрные вузы с низкими проходными баллами оказались самыми востребованными. Абитуриенты из сел или малых городов, приближенных к аграрному производству, чаще всего выбирают именно их. Профессии, которые дают аграрные университеты, сейчас очень популярны в России: это не только агрономы, но и инженеры, технологи, фермеры. Особенно востребованным аграрный сектор стал на юге: в Ставропольском крае, Башкирии и Дагестане в аграрных вузах бывают высокие проходные баллы. Достоинство нашего проекта в том, что впервые за 20 лет мы увидели, что происходит не в одном конкретном университете, а в образовательной сети. Увидели, как реально сеть вузов связана с рынком труда. Это позволяет абитуриентам выбирать профессию не по принципу «пойду куда проще» или «вроде мне интересно», а принимать решение, ориентируясь на будущую карьеру.

ЕГЭ действует четыре года, и если вы сделали плохой выбор, можно перейти из экономического университета в естественно-научный со своими старыми баллами на следующий год

Стоит ли распыляться и подавать документы сразу во много вузов? Или лучше идти целенаправленно в какой-то один?

Надо заниматься любимым делом. Сейчас можно подавать документы в пять вузов по трем направлениям. Но сегодня абитуриенты выбирают не только бакалавриат — после него их ждет магистратура, ведь бакалавриат — это, по сути, неполное высшее. В рамках магистратуры специальность может быть совершенно другой: например, педагог может перейти в социально-экономический сектор. Надо помнить, что ЕГЭ действует четыре года, и если вы сделали плохой выбор, университет вас разочаровал, а при поступлении в голове были мифы, чужие советы и ложные ощущения, то можно перейти из экономического университета в естественно-научный со своими старыми баллами на следующий год. Если какие-то экзамены вы не сдавали, их можно досдать в качестве выпускника прошлых лет. Сейчас студенты очень легко меняют направление. Многие уходят с платного отделения на «бюджет» или наоборот, либо идут в более востребованные вузы.

Какие профессии будут востребованы через пять лет?

Технические специальности, инжиниринг, химия, разработка новых материалов, в области полимеров, в приборостроении, самолетостроении, а также профессии на стыке физики и химии. В чуть меньшей степени — IT. Но не те информационные технологии, к которым мы привыкли, а те, что соединяют структурную лингвистику и физику.

Междисциплинарные специальности — это тренд будущего. Уже в этом году вузы начали отходить от жестких программ и склоняться к программам междисциплинарным. Как выглядит такая специальность? К примеру, чтобы спроектировать информационную систему, нужны структурные лингвисты, которые умеют программировать.

Конечно, традиционные IT, оборудование и техника тоже не останутся в стороне. Будут развиваться медицина, появится много направлений и новых профессиональных стандартов на стыке медицины и техники. Также станет актуальна педагогика — как социально-гуманитарное направление, связанное с поддержкой коммуникаций и психологией.

А какие профессии не стоит выбирать? Что наименее востребовано?

Сложно говорить, от чего можно отказаться. Бывают неожиданные случаи. Например, в области среднего профессионального образования самой востребованной оказалась специальность музыканта в Ростовском педагогическом колледже. Это связано с тем, что в городе активно развивается туристическая сфера. Образование в этом колледже стоит около 224 тысяч — дороже, чем во многих вузах.

Кто такой философ? Это аналитик, он анализирует то, что происходит в мире. Посмотрите перечень вузовских направлений — здесь нет специальности «Аналитик». На рынке труда эти места занимают философы

Выпускникам гуманитарных специальностей, в отличие от технических, судя по результатам, вузы редко помогают с трудоустройством. Значит ли это, что для них меньше работы?

В гуманитарных, классических вузах есть программы для таких прекрасных специалистов, как философы, историки, культурологи, и часто говорят, что им в жизни некуда податься, профессий для них нет. Нам хотелось бы объяснить, что это не менее прекрасные направления подготовки, чем технические и экономические, и и во многом они даже лучше! Философия, литература, история — все эти направления готовят исследователей, аналитиков. Кто такой философ? Это аналитик, он анализирует то, что происходит в мире. Посмотрите перечень вузовских направлений — здесь нет специальности «аналитик». На рынке труда эти места занимают как раз философы — достаточно посмотреть данные любого рекрутингового сайта. Зарплата аналитика выше средней по любому другому направлению. Нужны аналитики рынка, права, среды и др. Однако системных программ для них нет, и все будущие аналитики сейчас учатся в классических университетах, на этих якобы неприкладных направлениях.

Многие вузы предлагают направления на работу, но стоит ли выбирать такой вуз? Не делает ли это студента инфантильным, инертным? Ведь он знает, что все уже предопределено.

Людей, которые выбирают целевой пример, все больше. Это те, кто сразу готов подписывать рабочий контракт. Ведь в таком случае абитуриент заранее знает, что после учебы у него будет рабочее место. Страх не найти работу его не тормозит, а это способствует активному освоению профессии и серьезному отношению к учебе. Это повышает ответственность: не только перед собой самим и семьей, которая инвестировала деньги в подготовку к поступлению, но и перед будущим работодателем. Целевой прием, к сожалению, сейчас в основном есть только в технических вузах, ведь его организуют при содействии крупных корпораций. Но мы полагаем, что скоро он постепенно завоюет популярность и по другим направлениям.

Сергей Зотов
29 июня 2016
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты