Начнем с «Просвещения»: единые учебники в школах

Департамент образования Москвы рекомендовал столичным школам перейти на учебники издательства «Просвещение». Ведомство посоветовало директорам выбирать серии «Школа России» и «Перспектива» при заказе литературы на 2016 учебный год. «Учёба.ру» попыталась разобраться, в чем причина подобной инициативы и каковы могут быть ее последствия.
Дина Батий
13 мая 2016
2 комментария

По закону школы могут сами выбирать подходящие учебники. Однако выбор этот ограничен — необходимо использовать только те пособия, что входят в федеральный перечень. Он формируется Научно-методическим советом по учебникам на основании нескольких экспертиз: научной, педагогической, общественной, а в некоторых случаях — еще этнокультурной и региональной. Всего в список включено около полуторы тысяч книг, по несколько изданий на каждый предмет. Так что преподаватель может подбирать наиболее подходящую методику. Только педагогические соображения не всегда играют решающую роль при выборе учебников.

Просвещение или торговля?

Сейчас на рынке присутствуют учебники более 20 издательств, и большинство школ отдают предпочтение крупным «китам» вроде «АСТ-пресс», «Дрофа» и упомянутому «Просвещению». Многие ученики младших классов уже знакомы с учебно-методическими комплексами «Школа России» и «Перспектива», так что им не придется перестраиваться на новую систему.

Впечатления у родителей от пособий противоречивые. Например, мама третьеклассницы Ольга Баринова недовольна программой: «Особенно плохо составлен русский язык. Нет системы вообще. Дети не понимают, что от них хотят. Сейчас я делаю с дочкой уроки, и прямо плакать хочется. Особенно мне нравится, что «правила» они называют «орфограммами». Тексты упражнений взяты из классики, а лучше бы составные. Половину слов детки не понимают: «светляки», например. Моя дочь знает только светлячков». Менее категорично оценивает пособия мама первоклассницы Рита Маркова: «Программа «Перспективы» довольно простая, скорее для шестилеток. Мы пошли в школу в возрасте 6,3 лет — и нам нормально. Тем, кто на год старше, по этой программе учиться неинтересно».

Естественно, сложно отыскать учебники, которые одинаково нравились бы педагогам, ученикам и их родителям. К примеру, многие родители ратуют за включение текстов из классики в учебники начальной школы или приветствуют легкие задачи по математике, с которых детям проще начинать обучение. Подобрать объективно лучший учебник невозможно, тем более что многое зависит от работы самого преподавателя.

Большинство школ отдают предпочтение крупным издательствам учебников. Фото: Pixabay.com

В основном пособия отличаются способом изложения материала и идеологией. УМК «Школа России» нацелен на «развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах. Программа «Школа России» призвана развить у ребёнка природосберегающее «чувство дома», воспитать «любовь и уважение к природе во всех её проявлениях». УМК «Перспектива» тоже особое внимание уделяет формированию духовно-нравственных ценностей, а главное отличие от первого комплекса в том, что учебники создавались параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС). Только нельзя сказать, что учебники других издательств не соответствуют этому стандарту.

Некоторые эксперты книжного рынка утверждают, что особое внимание к «Просвещению» объясняется рыночными интересами, так как одним из миноритарных владельцев издательства является Аркадий Ротенберг. ИД «Коммерсантъ» отмечает, что доля «Просвещения» на рынке учебной литературы Москвы выросла с 0,23% в 2013 году до 93,2% в 2015-м для УМК по начальной школе. Издательство «Просвещение» не давало официальных комментариев по поводу этой статистики и рекомендаций Департамента образования.

Право учителя

В целом, учителя отзываются об УМК «Школа России» одобрительно. «Педагоги плясали от радости, когда им разрешили вернуться к УМК «Школа России». Говорят, что методическое сопровождение лучше, чем у «Планеты знаний». И программа проще», — рассказала школьный библиотекарь Ирина Липская. Тем не менее, учителя имеют право выбирать и другие пособия.

Еще в 1966 году ЮНЕСКО сформулировало положение о правах учителей, среди которых есть и такое: «Свобода выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников». В России оно закреплено законом, поэтому любые попытки давления в этой сфере вызывают бурную реакцию у родителей и учителей. В мае прошлого года в Госдуму был внесет законопроект о создании единых учебников по литературе, русскому языку, истории и математике. Автор проекта Ирина Яровая заявляла, что такая мера необходима, для того чтобы дети одинаково готовились к ЕГЭ, а также чтобы им было проще переходить из одной школы в другую. Но педагоги возмутились, родители также выступили за разнообразие, и в итоге закон не был принят.

Пока преподаватели вольны сами определять учебную программу. Они формируют список пособий и передают их руководству, которое, в свою очередь, отправляет заказ на реализацию региональным властям. Иногда учителя вовсе пренебрегают рекомендованными учебниками, заказывая их для галочки, а в реальности программу строят на индивидуально подобранных материалах. Подобным творческим подходом могут похвастаться далеко не все. Часто ситуация складывается иначе: школа вынуждена заказывать самые дешевые учебники, которые потом пылятся на складе, а дети учатся по книгам, купленным на средства родителей. Так что если чиновников действительно волнует просвещение детей, то вопрос с учебниками необходимо решать комплексно: начиная с работы над качеством книг и заканчивая финансированием их закупки.

Стоит подчеркнуть, что сейчас Департамент образования Москвы именно рекомендует школам, а не заставляет их заказывать учебники издательства «Просвещения», и неизвестно, прислушаются ли к этой рекомендации директора.

Дина Батий
13 мая 2016
2 комментария

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты