Не та корочка: как вузы остаются без госаккредитаций

За последний год Рособрнадзор исключил из реестра множество вузов. Эти образовательные учреждения продолжают работать, но их учащиеся больше не могут рассчитывать на государственный диплом и отсрочку от армии. Чем ближе защита диплома или сдача ЕГЭ, тем больше студенты, абитуриенты и их родители волнуются о будущем выбранного вуза. «Учёба.ру» попыталась разобраться, почему ведомство приостанавливает аккредитации, что происходит в этом случае со студентами и преподавателями, и можно ли избежать подобной ситуации.
Дина Батий
04 мая 2016
1 комментарий

По разным данным, за последние два года проверку Рособрнадзора не прошли от 300 до 600 институтов, хотя в 2013 году лицензии лишились всего пять вузов. У массового отзыва госаккредитаций и лицензий есть свои причины, в которых необходимо разобраться, чтобы понять, говорит ли эта тенденция о снижении качества образования или о недостатках бюрократической системы.

В начале был закон

25 апреля 2014 года в Госдуме был зарегистрирован проект, который многие эксперты расценили как «ориентированный на закрытие вузов». Он расширил контрольные полномочия Рособрнадзора: раньше для того, чтобы лишить институт или университет аккредитации, необходимо было судебное решение, теперь же у ведомства появились полномочия действовать во внесудебном порядке.

Стоит отметить, что отзыв аккредитации не означает закрытие вуза. Он продолжает работать, но лишается важных привилегий: больше не выдает дипломы государственного образца, не предоставляет юношам отсрочку от армии и не выписывает работающим студентам справки на прохождение сессий. Образовательное учреждение закрывается лишь после того, как ведомство приостановило лицензию, а суд одобрил его решение.

Общественное движение «Обрнадзор» раскритиковало проект, потребовав антикоррупционной экспертизы. Кроме того, специалисты предложили Рособрнадзору выносить вердикты «открыто, коллегиально с использованием публичной интернет-трансляции процесса принятия решения на основе официально установленных методик». Однако ведомство не приняло это предложение, так что решения об аккредитациях по-прежнему принимаются за закрытыми дверями, и мало кто понимает, по каким причинам вузы лишаются их.

Фото: news.vse42.ru

Был бы повод?

Глава комитет Госдумы по образованию Вячеслав Никонов уверял, что госаккредитации будут изыматься в тех случаях, когда вуз «организует образовательный процесс неудовлетворительно, дает некачественное образование или же специалисты которого не востребованы». Существуют качественные и количественные критерии аккредитации, в которые входит оценки целей и содержания программ, профессорско-преподавательского состава, материально-технической базы, финансов и т. п.

С одной стороны, ведомство должно контролировать качество образовательных услуг, и в большинстве случаев отзывы аккредитаций оправданы. Проверку не проходят вузы, которые, по мнению чиновников, не соответствуют государственным стандартам. Часто аккредитации лишаются непрофильные направления специализированных университетов, тогда как основные программы сохраняют право выдавать государственные дипломы. Кроме того, ведомство устанавливает высокую планку для институтов, которые рассчитывают на государственную поддержку.

С другой стороны, соответствовать всем требованиям крайне сложно, а причиной приостановки аккредитации могут стать формальности, а не низкое качество образования. Так произошло с Европейским университетом в Санкт-Петербурге. В начале апреля Роспотребнадзор приостановил действие его лицензии, хотя ЕУСПб включен в рейтинг Лондонской экономической школы «100 лучших европейских центров политических наук».

Исполняющий обязанности ректора Европейского университета Николай Вахтин в одном интервью прояснил ситуацию: «У нас нашли формальные нарушения, на исправление которых дан месяц. Например, в наших правилах не прописаны условия для поступления жителей Крыма. Мы пропустили постановление правительства о соответствующих поправках (крымчане могут поступать с украинскими документами об образовании, это должно быть прописано). Или, например, наличие на сайте информации, которая должна там быть по регламенту, но расположена не там, где ее может найти программа Рособрнадзора».

Судьба студентов и преподавателей

Студенты Европейского университета отделались легким испугом, чего нельзя сказать о будущих выпускниках Московского государственного лингвистического университета. В марте этого года без лицензии здесь остались три направления: «Экономика и управление», «Сервис и туризм» и «Теология». Будущим выпускникам предложили получить диплом негосударственного образца или же перевестись в РЭУ им. Г. В. Плеханова и другие вузы. Студентов такой расклад не устроил, так что они отправили петицию министру образования и науки РФ Д. В. Ливанову с просьбой «приостановить действие неаккредитации и дать время на устранение недостатков».

Петицию подписали более 12 тысяч человек. Министерство образование пока никак на нее не отреагировало, хотя, судя по комментариям к обращению, студенты находятся на грани нервного срыва: «Я студентка 4 курса направления „Гостиничное дело“. Были семестры, когда мы даже по субботам учились до шести часов в Ростокино, а в воскресенье у меня не было времени встретиться с друзьями — весь день делала домашние задания по английскому языку. Я столько сил, нервов, времени, слез вложила во всю свою учёбу, я шла на красный диплом, и я до сих пор не могу поверить в то, что все это происходит в реальности. Это кошмарный сон, который стал явью. Мне не нужен диплом ГУУ. Я хочу диплом государственного образца МГЛУ, я его выстрадала, я его заслужила. До сих пор не могу понять, почему выпускники в подобных ситуациях остаются столь незащищенными и бесправными. У меня начались проблемы со здоровьем на нервной почве. Очень хотелось бы, чтобы нам кто-нибудь помог».

Не меньше студентов ситуацией озабочены преподаватели — не только МГЛУ, но и других вузов, действие аккредитаций которых приостановлено. Ведь оценка Рособрнадзора отражается на престиже образовательного учреждения, а значит и на потоке абитуриентов, экономическом благосостоянии вуза и карьере педагогов. Кроме того, на сотрудников наваливается много «бумажной» работы, связанной с переводом студентов в другие образовательные учреждения, и нередко они просто не справляются с ее объемом. Это приводит к печальным последствиям. Так, например, в Смоленске было возбуждено уголовное дело после того, как стало известно, что работники Российского государственного университета туризма и сервиса оформляли подложные академические справки при переводе студентов в другие институты.

Фото: progorodnn.ru

Различия дипломов

В сложившейся ситуации стоит отметить, что всех волнует прежде всего качество диплома, а не качество образования. Ведь преподаватели, дисциплины и учебный план не меняются после отзыва аккредитации. Чем же отличается диплом государственного образца от так называемого диплома установленного образца? Во-первых, различия касаются внешнего оформления, то есть той самой «корочки». На государственном дипломе присутствует символика Российской Федерации и водяные знаки. Во-вторых, только с этими дипломами можно претендовать на штатные должности в государственной и бюджетной службе, а также поступать в аспирантуру. Для остальных работодателей качество диплома зачастую не играет принципиальной роли.

Что делать?

Не стоит паниковать, если Рособрнадзор остался недоволен результатами проверки вашего вуза. Для начала выясните, как именно сформулировано решение ведомства. Приостановка аккредитации означает, что вузу необходимо исправить недочеты в указанное время, после чего всё вернется в прежнее русло. Отзыв аккредитации говорит о том, что отныне вуз выдает диплом не государственного, а установленного образца, хотя институт еще может обжаловать это решение в суде. Обычно в таком случае студентам предлагают варианты перевода в аккредитованные институты, причем обе стороны стараются максимально упростить этот процесс. Самые серьезные последствия ожидают образовательные учреждения, которые лишились лицензии: после этого они больше не могут продолжать работу.

Абитуриентам, мечтающим получить государственный диплом, необходимо учитывать несколько факторов. Во-первых, нужно выбирать профильные образовательные программы. Как показала история с МГЛУ, громкое имя университета не всегда способно стать страховкой, и под угрозой могут оказаться в том числе и непрофильные направления крупных вузов. Впрочем, сейчас большинство крупных университетов реализует непрофильные программы. Например, направление «Юриспруденция» есть в Московском государственном университете геодезии и картографии. Проходной балл — 240, стоимость обучения составляет 135 тысяч рублей в год. Обучение по той же специальности в Московском государственном юридическом университете имени О. Е. Кутафина стоит в два раза больше — 297 тысяч в год. При этом абитуриенту необходимо набрать 350 баллов ЕГЭ. И всё-таки в условиях массового отзыва аккредитаций лучше лишний раз задуматься, куда поступать.

Во-вторых, стоит заранее выяснить, какой диплом выдается на выбранном факультете — обычно эта информация содержится на сайте института (если ее нет, можно позвонить и выяснить всё по телефону). И, в-третьих, проверить вуз всегда можно по спискам Рособрнадзора, а узнать новости об аккредитациях — на сайте общественного движения «Обрнадзор». Ведь, к сожалению, иногда университеты дезинформируют поступающих или продолжают обучать студентов без лицензии.

Дина Батий
04 мая 2016
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты