Глаз-алмаз: как устроена профессия фотографа

Фотография — очень популярное хобби среди молодых людей. Многие из них полагают, что от аккаунта в Instagram до специалиста, чьи снимки появляются на страницах ведущих журналов, — один шаг. Но так ли это на самом деле, где учиться фотографии и как получить свой первый крупный заказ? Подробности — в новом гиде «Учёбы.ру».
Катя Убодоева
29 апреля 2016
Фото: catk.de

О профессии

Где учиться
в фотошколе или в университете
Высшее образование
Россия — НИУ ВШЭ, ИГУМО; другие страны — Istituto Marangoni, University of the Arts London, Goldsmiths University of London, UCLA, Fashion Institute of Technology, Yale University и др.
Курсы фотографии
Photoplay, БВШД, «Академия фотографии», МГУ им. Ломоносова, Школа Родченко, МГУДТ, Школа визуальных искусств, FINE ART, ВГИК
Уровень зарплаты
30-100 тыс. руб.
Популярные жанры
архитектурная, документальная, интерьерная, пейзажная, fashion, свадебная, рекламная, уличная фотография, still life, портрет, фотожурналистика
Место работы
фотоателье, издательские дома, информагентства, фотостудии, рекламные агентства: в штате или фриланс
Качества и навыки
теоретические и практические знания в области фотографии и фототехники, графических программ (Adobe Photoshop, CorelDraw и ряда других) и психологии, общительность, любовь к искусству, творческое мышление, креативность, открытость, умение принимать критику, ответственность
Кем пойти работать, если не фотографом
дизайнером, арт-директором, ретушером, продюсером съемок, при наличии большого опыта в фотографии — преподавателем

Как преподают фотоискусство в вузах

В России получить высшее образование в области фотографии сейчас можно, однако это очень редкое направление подготовки, которому обучают лишь в нескольких университетах.

Как таковой бакалавриат по фотоискусству есть только в ИГУМО. Для поступления нужны результаты ЕГЭ по русскому, истории и обществознанию. Очное обучения длится четыре года, заочное — три или пять лет, в зависимости от того, какой курс выберет абитуриент: ускоренный или обычный. Занятия в институте ведут преподаватели-практики (арт-директоры, члены Союза фотохудожников, дизайнеры), на базе учебного заведения функционируют фото- и art-студии, выставочный зал, дизайн-мастерская, лаборатория аналоговой фотографии. Студенты постоянно заняты в различных практических проектах, один из самых масштабных — это фестиваль DOCA, в котором принимают участие известные иностранные и российские деятели искусства.

Похожая программа обучения также функционирует в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Здесь предлагают за четыре года изучить взаимодействие дизайна и фотографии. На факультете есть бюджетные места, всего их 55 (на семь профилей подготовки, включая фотомастерство). Для зачисления на первый курс нужно сдать ЕГЭ по русском и литературе, а также пройти творческий конкурс, который состоит из собеседования, создания творческого проекта и участия в авторской мини-выставке (она представляет из себя тематическую подборку из 6-12 фотографии разных авторов). Куратор программы — фотограф Иван Скориков, успевший поработать со многими известными изданиями и брендами (Buro 24/7, Vogue, Cyrille Gassiline, Google). После окончания обучения можно стать не только фотографом, но и продюсером съемок, арт-директором или художником.

В МГИК, СПбГИК и СПбГИКиТ действуют кафедры фотомастерства, которые готовят по профилю «Руководство студией кино, фото, видеотоворчества». Чтобы стать первокурсником этих вузов, нужно сдать ЕГЭ по русскому и литературе, а также успешно выдержать вступительные испытания — экзамены по практике, теории и истории фотографии. При выборе университета стоит обращать внимание на то, при каком факультете функционирует кафедра, это будет накладывать свою специфику на образовательный процесс. Так, МГИК — единственный университет в России, где фотомастерство преподают при факультете медиакоммуникаций и аудиовизуальных искусств, в СПбГИК обучение реализовано на факультете искусств, а в СПбГИКиТ кафедра фотографии имеет дополнительную специализацию в области народного творчества и действует на базе факультета фотографии, дизайна и журналистики.

В остальных российских вузах можно пройти курсы фотографии с выдачей сертификата установленного образца. Такие программы есть, к примеру, в МГУДТ, БВШД и РГГУ. Отдельно стоит упомянуть ВГИК и МГУ им. Ломоносова. В первом учебном заведении есть фотошкола «Фотограф» с программами для подростков и взрослых, а во втором действует интересная специализированная программа по фотожурналистике, пожалуй, единственная в стране.

Иван Скориков,
фотограф, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ,
Работал с ведущими московскими («Большой Город», Vogue, Harper’s Bazaar, «Афиша»)
и зарубежными (Vice, The Guardian, Dazed, The Look) журналами

Студенты Школы дизайна не только обладают навыками фотографии, но и разбираются в дизайне и современном искусстве

«Школа дизайна НИУ ВШЭ — это ведущий художественный вуз страны и часть одного из лучших российских университетов — Высшей школы экономики. После ее окончания студенты становятся профессионалами, которые не только обладают ключевыми компетенциями в фотографии, но и разбираются в дизайне и современном искусстве. В самом начале они проходят интенсивный базовый курс дизайна, практически полностью посвященный воспитанию проектного мышления: учащиеся создают фирменные стили, изучают основы визуальной коммуникации, пробуют себя в искусстве иллюстрации и коллажа, в оформлении многостраничных изданий. Большой упор на 1 курсе сделан на изучении компьютерных дизайн-программ компании Adobe, а в рамках дисциплины «Арт-практика» студенты занимаются фотоскетчингом, жанровой съемкой и выполнять фотопроекты.

Все студенты «Вышки» на 2-3 курсе выбирают для себя блок «майноров» — непрофильных для своего направления дисциплин. Это может быть психология, социология, экономика или информатика. Это помогает получить дополнительные компетенции. Таким образом, учащиеся могут выбрать собственную траекторию профессионального обучения и постоянно расширять свой кругозор.

В Школе дизайна преподают известные специалисты сфере графического дизайна, анимации, визуальных коммуникаций, моды, современного искусства и фотографии: Эрик Белоусов, Павел Борисовский, Игорь Гурович, Анзор Канкулов, Евгений Корнеев, Анна Кулачек и многие другие, так что студенты могут постоянно практиковаться. При школе также действует лаборатория дизайна, которая нередко выполняет коммерческие проекты для крупных клиентов. Большое значение имеет атмосфера университета. Студенты участвуют в профильных конкурсах и мероприятиях, устраивают собственные выставки, перформансы и модные показы. Их работы можно увидеть на «Пикнике „Афиши“», TEDxMoscow и на «Библионочи».

Для абитуриентов в Школе дизайна НИУ ВШЭ действуют специальные курсы, летние интенсивы или в интернет-школа. Кроме ЕГЭ по литературе и русскому языку, для поступления нужно пройти творческий конкурс, который состоит из собеседования по истории искусств и просмотра заранее подготовленных проектов. Даже если абитуриент не проходит на бюджетное место, в вузе действует система скидок (от 25 до 75%). А если баллов всё равно не хватает, можно воспользоваться программой образовательных кредитов.

Мой главный совет начинающему фотографу — не искать вдохновения в чужих работах, особенно фотографов, дизайнеров, художников. Вдохновляйтесь у биологов или риэлтеров, у кого угодно из другой среды! Что же до Instagram, то его можно использовать как инструмент развития, если подписаться исключительно на аккаунты по интересам. Но сделать это сложно: в большей степени Instagram, конечно, подталкивает к покупке новых кроссовок, беременности, выпиванию бокала вина на фоне закатного моря, что тоже, пожалуй, иногда необходимо».

Фото: Иван Скориков

Как выбрать фотошколу

На сегодняшний день в России действует очень много фотошкол с программами на любой вкус и кошелек. Чтобы не ошибиться в выборе, стоит обращать внимание на отзывы студентов и выпускников, а также на достижения преподавателей — есть ли у них награды, участвовали ли они в выставках, с какими компаниями и изданиями сотрудничали.

Одна из самых известных фотошкол — Школа Родченко, которая наряду с Мультимедиа Арт Музеем входит в структуру «Мультимедийного комплекса актуальных искусств», директором которого является искусствовед и режиссер Ольга Свиблова. Учебное заведение носит имя известного живописца, графика и фотографа Александра Родченко с разрешения его семьи. Для поступления на бюджетное отделение основной трехлетней программы нужно пройти вступительные испытания — конкурс портфолио и собеседование. В школе есть программы дополнительного образования, а также лекции и мастер-классы для широкой аудитории. Это могут быть не только начинающие фотографы, но и те, кто интересуется историей фотографии. Кроме того, здесь есть образовательные курсы для детей и подростков.

Другая ведущая фотошкола Москвы — Photoplay, расположенная в современном лофте в центре города. Днем на ее студиях идут съемки рекламных кампаний и глянца (Esquire, L’Officiel и др.), а вечером в том же здании проходят занятия. Кроме курсов (их тут несколько десятков), есть также лекции и семинары. Еще Photoplay — одно из немногих учебных заведений, предлагающих дистанционные курсы фотографии, на которые могут записаться жители других городов или стран.

В Школе визуальных искусств, расположенной на территории ЦСИ «Винзавод», преподают ведущие искусствоведы, фотографы, художники и фоторедакторы. Директором школы является журналист Наталья Ударцева, обладательница правительственной награды за вклад в культуру. Кроме нее, в занятиях принимают участие такие эксперты, как двукратный лауреат World Press Photo Сергей Максимишин, заведующая отделом искусства фотографии ГМИИ им. Пушкина Ольга Аверьянова и руководитель объединенной фотослужбы РБК Варвара Гладкая.

При выборе фотошколы можно обратить внимание и на образовательный проект FINE ART, где есть много авторских курсов молодых, но хорошо себя зарекомедовавших фотографов (участников выставок и обладателей различных премий), а также на одну из старейших фотошкол России «Академия фотографии» (у нее есть филиалы в Санкт-Петербурге, Владивостоке и других городах).

Иван Князев,
фотограф, преподаватель фотошколы Photoplay,
арт-директор (проекты для «Винзавода», Artplay, дизай-завода «Флакон»), член Союза фотохудожников.
Сотрудничал с «Афишей», Elle, Marie Claire, Lamoda, Tsvetnoy, Puma, Porsche, JNBY.

новичку нужно быть сильным духом и стремиться максимально честно оценивать себя

«Главные заблуждения начинающих фотографов — «фотограф — это профессия, которая подходит многим», «техника определяет все», «всё и так знаю, зачем учиться», «в журналах меня все ждут», «найти работу просто» и «зачем учить историю искусства, лучше заняться техникой». Тому, кто делает свои первые шаги в фотографии, нужно уметь договариваться и работать в команде, быть наглым, но в том же время и скромным, не бояться обсуждать денежные вопросы.

Кроме того, новичку нужно быть сильным духом и стремиться максимально честно оценивать себя. Это поможет ему выявить свои сильные стороны, понять, в какую сторону двигаться дальше, и попасть туда, где он действительно сможет пригодиться. Как только он определится с этим, можно попробовать получить первую приличную работу. Она должна быть постоянной, ведь совершенно очевидно, что как фрилансер вы будете никому не нужны. Как это сделать? Можно собрать 20-30 фотографий, подумать, кто из ваших друзей имеет хоть малейшее отношение к фотографии, и начать действовать. Со временем уровень фотографа и его авторитет в сообществе могут помочь с подработкой, а то и с постоянной занятостью вне штата.

Профильное фотографическое образование помогает создать систему, упорядочивает часть знаний, сделать их менее хаотичными. На мой взгляд, многое, если не всё, зависит от преподавателя. Если он хороший, вы сэкономите три-четыре года, пройдя проверенную временем полугодовую программу. Еще я советую не лениться и стараться постоянно узнавать что-то новое. Кстати, фотографам очень помогает хорошая осведомленность не только в области искусствоведческих наук, но и в области психологии.

В современном мире фотографические жанры тесно переплетены, поэтому тренды здесь выделять нет смысла. Фотограф, скорее, сам предлагает зрителю свой особенный, «фотографический», взгляд на вещи, а тот решает, интересен он ему или нет. Интересно, что лучший способ чему-то научиться в этой профессии — преподавать. Это позволяет постоянно взаимодействовать со множеством людей. Это бешеный обмен энергией, благодаря которому ты постоянно получаешь что-то новое».

Фото: Иван Князев
Алена Березина,
выпускница «Академии фотографии» и Central Saint Martins,
официальный фотограф «Мисс Россия», работала с изданиями Cosmopolitan, L’Officiel, Vogue Spain.

Новичкам нужно постоянно что-то делать, неважно, плохо или хорошо. Так появится опыт, а за ним придет успех

«Работа фотографа, который специализируется на съемке людей, на 80% связана с психологией. Нужно уметь находить подход к человеку, чтобы общаться с ним и показывать его внутренний мир, ведь фотография как таковая нужна именно для этого. Когда модель просто смотрит в камеру, снимок получается статичным, неживым. Совсем другое дело, если он передает особенности личности.

Для меня нет большой разницы, кого снимать: я сразу нахожу общий язык с моделью, неважно, знаменитость это или обычный человек. Я не пытаюсь чем-то специально заинтересовать человека: просто начинаю разговор, он чувствует, что мы на одной волне, расслабляется и за беседой даже не замечает, как проходит съемка. Сложности у меня, пожалуй, возникают только во время работы с детьми. Может, потому, что у меня пока нет собственных.

Нужно ли fashion-фотографу следить за модой? Мне кажется, да. В сообществе фотографов много специалистов, которые вроде считаются «модными», но когда они приходят на площадку, ты смотришь на них и думаешь: «Как эти люди могут проводить fashion-съемки, если они сами так далеки от мира моды?». И я, и моя команда стараемся не отставать от последних трендов. По долгу работы приходится ежедневно встречаться со множеством разных людей из индустрии моды: стилистами, визажистами. Так что всё познается на практике. Но за работой коллег-фотографов я не слежу: когда так делаешь, начинаешь неосознанно копировать чужой стиль.

Мне часто присылают резюме начинающие фотографы, которые хотят поработать ассистентами, чтобы влиться в модную тусовку. Но большинство соискателей пишет: «Можно я буду приходить к вам в студию два раза в неделю? У меня есть дети (другая работа, учёба, etc.)». Таким людям я обычно говорю: «Если вы хотите стать профессионалом в какой-либо сфере, надо полностью посвятить себя делу, не распыляться». Новичкам нужно постоянно что-то делать, неважно, плохо или хорошо. Так появится опыт, а за ним рано или поздно придут выгодные предложения и успех.

У меня самой было долгое начало карьеры. Я пришла в профессию, накопив определенную сумму за несколько лет работы в другой отрасли. Первые два года я училась, экспериментировала, зачастую работала бесплатно. У тех, кто решил сделать первые шаги в мире фотографии, должны быть определенные финансовые возможности. В профессии фотографа нужно сперва заработать себе имя, потратив на это довольно много времени, чтобы потом ваша репутация сама работала на вас.

Что же до личных качеств фотографа, то надо уметь видеть и понимать людей, быть открытым и, наверное, максимально простым и легким, без «звездной болезни»: она отталкивает окружающих и пагубно сказывается на работе. И лучше никогда не думать о деньгах, которые может принести фотография, просто хорошо делать свое дело. Кроме того, не стоит забывать читать книги, учиться: к примеру, изучать новые схемы света, а потом пробовать их раз за разом. Да и вообще рекомендую тратить свободное время с умом».

Фото: alenaberezina.com
Виктор Березкин,
фотограф, выпускник программы профпереподготовки «Фотожурналистика» в МГУ им. Ломоносова,
работал для ТАСС, «Советского спорта», «Русского репортера», «О спорте»

Для каждого человека важно найти себя, подобрать нишу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно

«Я работал инженером-проектировщиком, но постепенно хобби — фотография — начало захватывать меня все больше. И всё же я не мог определиться с тем, какой жанр мне интересен, не знал теорию и не владел некоторыми практическими навыками, которые помогли бы мне как фотографу. Затем на форуме, посвященном фотографии, я познакомился с одним из преподавателей МГУ, замечательным учителем и фотографом Дмитрием Линниковым, который рассказал мне про тематические курсы в МГУ. Я показал ему свои работы, но одобрения не получил — надо было еще многому учиться. Так я стал студентом программы переподготовки «Фотожурналистика», определившей мою специализацию.

Если вы планируете работать фотографом, то, как и в любой профессии, этому нужно учиться. Когда ты посещаешь курсы, у тебя всегда есть опытные преподаватели. В МГУ, к примеру, нам часто устраивали встречи с известными российскими и зарубежными фотографами, это было очень интересно. Эксперты, которые много знают о профессии, помогают выбрать правильный вектор развития, подсказывают, что делать в тех или иных случаях, делятся опытом, дают задания. Самостоятельно всё это очень сложно делать, а обучение дает необходимую базу. Ведь очень часто в начале своего развития фотографы сами не знают, чего хотят, и учёба как раз может выявить их склонности и развить их. Другой наиважнейший плюс фотокурсов — это одногруппники. Это дружная команда. Когда вы делитесь опытом, обсуждаете что-то, это подталкивает к освоению новых знаний. Кроме того, таким образом создается некий соревновательный дух, и это, без сомнения, отличная мотивация для учёбы.

Под лежачий камень вода не течет. Нужно писать издательствам, бегать по съемкам и предлагать материалы в СМИ, а при встрече показывать только лучшие фотографии. Я распечатывал свои самые удачные снимки и показывал их возможным работодателям, ведь фотография — это всегда в определенным смысле печатный продукт. Конечно, сейчас на рынке много фотографов, и конкуренция высокая. При собеседовании будет важен не только опыт работы: большим преимуществом будет, если соискатель имеет высшее профильное образование. Да, да именно высшее.

Я занимаюсь в основном репортажной съемкой, иногда работаю в студии или на улице. Чаще всего снимаю спорт и моду. Я заранее готовлюсь к съемке — не только подготавливаю оборудование, но и продумываю сюжет. В то же время, во время съемки могут возникнуть интересные незапланированные ситуации, так что надо быть настороже.

Нравится ли мне фотографировать? Я этим живу, даже держу камеру под подушкой, вдруг что-то хорошее приснится... Нет, это я пошутил. А если серьезно, то не представляю себя в другой профессии. Я считаю, что для каждого человека очень важно найти себя, подобрать ту нишу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Это может появиться как после окончания школы, так и позже. Главное — понять, что именно вы хотите делать и заниматься этим».

Фото: Виктор Березкин
Катя Убодоева
29 апреля 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты