Приключения Вышки и Стрелки в городе: как устроена магистратура по урбанистике

В октябре на «Стрелке» стартует магистерская программа, созданная совместно с Высшей школой урбанистики НИУ ВШЭ. «Учёба.ру» поговорила с куратором программы Анастасией Смирновой и узнала, что такое advanced urban design, как будет проходить обучение и где смогут работать выпускники.
Анастасия Нарушевич
20 апреля 2016
Анастасия Смирнова,
программный директор магистерской программы Advanced Urban Design,
программный директор образования Института «Стрелка» (2012–2015)

«Передовые практики городского проектирования» — это первый совместный проект «Вышки» и «Стрелки». С какой целью создается эта магистратура?

Образовательная программа Института «Стрелка» всегда были экспериментальной лабораторией проектного образования. Слово «проектного» в данном случае ключевое, потому что мы обучали людей разных специальностей — социологов, культурологов, дизайнеров, архитекторов, кураторов — работать над решениями комплексных задач, разрабатывать оригинальные концепции для современного города. Нам многое приходилось придумывать заново, поскольку классические образовательные алгоритмы, которые раньше работали, например, в сфере Urban Design (работа с физическими элементами города) или Urban Studies (изучение различных аспектов городского контекста), сегодня несколько устарели. Город и его жители изменились, да и сами дизайнеры и исследователи уже мыслят иначе, и систему образования, которая еще буквально 15-20 лет назад казалась адекватной, приходится довольно радикально пересматривать. Это и происходит сегодня во многих архитектурных и урбанистических школах: посмотрите на Колумбийский университет, на Дельфтский технологический, на новую Лондонскую школу архитектуры — везде идут поиски следующей образовательной парадигмы.

При помощи таких людей, как архитекторы Рем Колхас и Винни Маас, методист Дэвид Эриксон и социолог Пол МакКейб, «Стрелка» создала программу, в рамках которой можно было быстро экспериментировать, ошибаться и делать замечательные открытия. За пять лет у нас собралась неплохая коллекция оригинальных упражнений и приемов, которые развивают концептуальное, дизайнерское и критическое мышления, а также позволяют «навести мосты» между исследованием и дизайном. Собственно, в основе метода «Стрелки» лежит простая идея: проектирование и дизайн в самом широком смысле должны опираться на качественное разносторонее исследование существующей ситуации. Сформулировав основные положения этого метода research-based design, мы поняли, что следующим логическим шагом на пути к достижению новых результатов должен стать союз с сильной академической институцией. Высшая школа экономики, а если точнее, Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ, — идеальный партнер в этом смысле. Вместе мы создали по-настоящему современную международную программу, которая опирается одновременно и на передовые проектные практики и на компетенции мирового уровня исследователей и экспертов из «Вышки».

В чем отличие этой магистратуры от уже существующих программ урбанистики?

Во-первых, — хорошо продуманная мультидисциплинарная система. Мы не просто хотим объединить в нашей магистратуре людей из разных профессиональных сфер: архитекторов, дизайнеров широкого профиля, планировщиков городов, исследователей-аналитиков, социологов, политологов, культурологов и журналистов — мы знаем, как это делается, и можем гарантировать взаимное обогащение дисциплин. Во-вторых, — сочетание классических курсов — например, «Истории урбанизма» — с новыми оригинальными курсами. Такой комбинации нет почти нигде в мире. Например, «Основы критического мышления», «Кураторские практики в городских проектах», «Методы проектной коммуникации», «Современные подходы к работе с информацией и данных», «Город как объект культурологического исследования».

В третьих, программа позволяет будущим специалистам научиться работать в нестабильных социоэкономических контекстах, и это довольно необычно. Но при этом студенты поймут, как сегодня построено проектирование в Европе и Америке, и узнают, как эти знания и умения применять в совершенно других условиях — в таких странах, как Россия, Китай, Индия, ЮАР, где существут не только много специфических проблем, но и много новых возможностей и новых рынков, а также связанный с этим рост спроса на просвещенных проектировщиков.

Кстати, география программы тоже необычна. Мы собираемся заключить соглашение с одним из лучших на данный момент университетов ЮАР Witwatersrand University и на второй год обучения организовать исследовательскую поездку в Йоханнесбург. Пара городов Москва-Йоханнесбург дает много материала для сравнительного анализа и создания проектов. Руководить этим филд-трипом будет профессор Рональд Уолл (Нидерланды-ЮАР), который читает у нас новый курс «Urbanisation in Developing Countries».

Нам кажется очень важным оставить за студентом право не сразу выдавать какой-то продукт

Как будет проходить процесс обучения? Программа уже утверждена?

Да, программа утверждена и подробно описана на сайте. Что же касается обучения, то оно устроено нестандартно. Курсы тесно связано с проектными модулями — всё, что студенты узнают во время лекций, можно сразу же применить на практике в рамках простого или сложного задания. Мы начнем с упражнений, ориентированных не на результат, а на процесс, — на ранних этапах мы не ждем никаких достижений, а смотрим, как люди пробуют разное, ошибаются и находят решения. Нам кажется очень важным оставить за студентом право не сразу выдавать какой-то продукт. Поэтому значение имеет не формальная оценка результатов, а осознанные «разборы полетов» — в конце каждого задания мы будем подробно обсуждать образовательную траекторию каждого.

Естественно, со временем сложность задач будет расти и к концу первого года требования к результатам будут уже довольно высокими. А на второй год магистратуры всё станет совсем серьезно. Например, в ЮАР студентам нужно будет в короткие сроки провести качественное исследование и на его базе сделать проектное предложение. По возвращении, в течение двух месяцев студенты будут проходить практику в лучших проектных и исследовательских компаниях Москвы — это важнейший опыт, который потребует напряженной работы и сможет открыть блестящие карьерные перспективы. Финальным этапом станет защита диссертации, которая в нашем случае будет состоять из проекта на основе исследования.

Какие возможности дает обучение? Куда идти потом?

Выпускники смогут по-разному реализовать себя. После двух лет работы с преподавателями такого уровня у них появится возможность работать в лучших проектных бюро — архитектурных, дизайнерских и урбанистических. Они смогут реализовать себя в культурном программировании и проектировании, сотрудничать в компаниях, которые занимаются фестивалями и soft-программами для города, участвовать в проектах, связанных с реконструкцией, перепланированием, сохранением культурного наследия, управлением и т. д. Кроме того, среди потенциальных работодателей будут консалтинговые компании — скажем, McKinsey или КБ «Стрелка». Я думаю, что выпускники смогут найдут работу как в России, так и за границей. Их компетенции особенно пригодятся для проектирования в международных командах, которые работают на новых, развивающихся рынках.

Большая часть преподавательского состава — иностранцы?

У нас есть три равные группы преподавателей. Первая — практики и исследователи из Голландии, Швейцарии, Австрии и Великобритании. Это отличные профессионалы широкого профиля, которые хорошо разбираются в дизайне благодаря проведенным исследованиям и сами отчасти занимались формированием подхода в этих рамках. Многие из них уже участвовали в программах «Стрелки», хотя есть и те, кто будет преподавать в России впервые.

Вторая группа — российские специалисты, преподаватели «Вышки» и не только: исследователи, критики и практики. Они дополняют европейцев и обеспечивают глубокое понимание московского и российского контекста. А третья группа — это молодые российские специалисты, которые учились и получили степень за рубежом: в Гарварде, Лондонской школе экономики и политических наук, Массачусетском технологическом институте, — а затем вернулись в Россию и успешно применяют здесь полученные знания на практике. Их опыт трудно переоценить, они, я думаю, станут прекрасными инструкторами для начинающих.

А как устроены вступительные экзамены?

Устроено всё очень просто. Нужно прислать свое портфолио, содержание которого зависит от того, чем человек занимался раньше. Это могут быть реализованные или задуманные проекты, исследования, публикации или тексты, написанные «в стол». Кроме того, всем поступающим нужно написать эссе на свободную тему, связанную с городом: оно может быть небольшим по размеру, но обязано быть интересным по содержанию.

Тех, чьи портфолио понравятся комиссии, пригласят на интервью. Это будет не экзамен, а разговор, который позволит понять, что это за человек и как с ним можно работать вместе. К интервью нужно будет прочитать несколько любопытных статей на английском языке, скоро их опубликует журнал Strelka Magazine — эти тексты будут обсуждать во время беседы.

Анастасия Нарушевич
20 апреля 2016

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты