Выживут только сильнейшие

С переходом на систему бакалавр-магистр и внедрением ЕГЭ изменения в российском образовании не закончились. К 2015 году все школы до 9 класса, а к 2020-му — полностью — должны перейти на новую систему с загадочным названием ФГОС. О том, как она изменит жизнь школьников и их родителей, рассказывает педагог Катерина Тарновская.
07 февраля 2014
Фото: www.kanoazimmerman.com

 

Катерина Тарновская

ДОЛЖНОСТЬ Преподаватель истории и обществознания, экономики и права,
учитель 1-й квалификационной категории
образование Московский государственный педагогический университет
РОД ЗАнятий Специализируется на инновационной педагогике,
работает по системе внедрения ФГОС

Отправляя детей в школу, многие родители волнуются, что их чадам придется тратить время на ненужные предметы, получать массу дополнительных заданий и испытывать перегрузки. Однако хочется отметить, что наши дети в ту школу, которую мы все знаем, не пойдут. На смену старой школе приходит система Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Меняется сама основа школьного обучения — на смену изрядно надоевшим всем ЗУН (аббревиатура расшифровывается как «знания, умения, навыки»), которые ребенок выносил из каждого урока, вычерчивая таблички и схемы, зазубривая материал, приходят УУН — «универсальные учебные навыки».

Главное, чему должна учить ребенка современная школа — извлекать информацию из любой информационной среды, ориентироваться в ней и уметь мыслить. Это называют «мыследеятельностным подходом», при котором способности формируются на основе культурных образцов: мышления, понимания, действия, коммуникативных способностей, рефлексии, воображения. Школа теперь не дает знания, она учит учиться.

Основная черта ФГОС — ребенок остается наедине с информацией.

С минимумом информации учебника (учебникам предстоит поменяться), с отсутствием зазубривания, выучивания на уроке. И с минимумом информации от учителя — учитель вам «бросает» мысль о патриархе Никоне, а вы ему сами потом рассказываете, что нужно искать в учебнике, и какой смысл имела церковная реформа XVII века.

На практике — пока никто не знает, как внедрять «мыследеятельностный подход». Детей продолжают «натаскивать», потому что и сами учителя поставлены в очень двойственное положение: первоначально у многих возникло ощущение, что ФГОС ничего не изменил, ведь творческие уроки существовали и раньше, были мини-проекты и работа с разными источниками. Но на самом деле теперь школа должна создавать учебное пространство для развития ребенка, а не учить в привычном понимании этого слова.

На мой взгляд, главным огрехом данной системы на данный момент являются проверочные, диагностирующие и мониторинговые работы, а также ЕГЭ. Ведь объем знаний, который проверяется этими формами оценки, остался прежним. Его ученики получали, выполняя типовые домашние работы, слушая учителя, задавая ему дополнительные вопросы. Это тот объем, который требует и зубрежки (и не разовой перед экзаменом, а систематической), и частого повторения, и «набивания руки», но никак не творчества. Отсюда двойственность в положении учителя: с одной стороны, «мыследеятельность», с другой — проверочные работы по старинке.

Максимум работы в системе ФГОС снова ложится на плечи родителей — именно они будут учить с детьми уроки.

Речь, конечно о родителях, которые хотят, чтобы их ребенок получил системные знания. У учителя отныне нет задачи «научить» ребенка, дать ему информацию. И дети, выполняющие минимум учебника, никогда оценку выше «тройки» не получат. Выживут в этой системе только сильнейшие. Ученики, которые научатся учиться сами, без «натаскивания» — действительно получат знания. ФГОС еще сильнее, чем раньше, разделит детей на тех, кто активен, заинтересован и хочет учиться, и тех, кому ничего не надо — им будет сложно получить даже минимум знаний.

Логично будет предположить, что старшие дети смогут сами ставить перед собой учебные задачи и решать их. Младший школьник же, оставленный один на один с информацией, элементарно растеряется. И папа или мама вместе с ним, придя с работы, будут искать информацию, клеить макеты и делать презентации. Просто хорошо учиться в школе, выполняя все задания, будет недостаточно. Если школьник хочет сдать экзамены, ему придется учиться самому. В первую очередь, это должны осознавать родители. Нельзя будет теперь отдать ребенка в школу, и через 9 лет ждать «готовый продукт». Школа только научит ребенка извлекать информацию, а в конце проверит — сколько и откуда он ее извлек.

07 февраля 2014

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты