Учитесь работать с информацией

Известный российский экономист рассказывает о том, что такое, с его точки зрения, качественное образование, и как его получить.
23 декабря 2013
Константин Сонин
   
Род занятий Преподаватель
Должность Проректор НИУ ВШЭ
Образование Мехмат МГУ
Чем известен Один из самых авторитетных российских экономистов из оставшихся в стране

Человек поступает в вуз не для «общего развития» и не ради тусовки, а для того, чтобы освоить определенные знания и навыки, с которыми он пойдет дальше по жизни. А ситуация в современном мире такова, что в вузе освоить специальность невозможно: все меняется слишком быстро, конкретные навыки устаревают за год, а в некоторых быстроразвивающихся отраслях — за месяцы! Работник, не умеющий учиться, причем учиться всерьез — схватывая на лету, осваивая все более сложные специальности — оказывается в заведомо проигрышном положении. Отсюда первый вывод: «идеальное образование» — это то, которое учит учиться.

Во-вторых, очень важна и программная «начинка».Чтобы определить, насколько хорош или плох тот или иной факультет, недостаточно знать о его репутации или репутации вуза в целом. Надо смотреть программы, а лучше всего просто сравнивать с программами соответствующих курсов в лучших университетах мира — Гарварде, Принстоне, Массачусетском технологическом институте.

Важное свойство качественного современного университета — способность быстро перенимать опыт, новации, только что появившиеся в других вузах, и включать их в свою программу.

Надо смотреть на публикации профессоров — без этого не определить, насколько современной является программа преподавания на этом факультете. Очевидно, что качество факультета, в конечном счете, определяется именно качеством его профессоров.

Если говорить об экономическом образовании, в чем я специалист, то стоит признать, что работать экономистом или финансистом — крайне увлекательное занятие. Не говоря уж о том, что квалифицированный экономист и, тем более, специалист по финансам, зарабатывает сравнительно много. По моему мнению, в России есть два вуза, которые всерьез конкурируют на международном уровне — Высшая школа экономики и Российская экономическая школа. На уровне магистратуры РЭШ является безусловным лидером экономического образования в нашей стране, Восточной Европе и, наверное, во всём мире за пределами Европы и Северной Америки. Вообще, заметная тенденция в мировом высшем образовании — перемещение многих программ в бизнес-школы.

На мой взгляд, подобно тому, как всевозможные «политехнические школы» были локомотивами образования в ХIХ веке, а «исследовательские университеты» — в ХХ веке, в ХХI веке самое интересное и новое будет появляться в бизнес-школах. Сейчас в них работают не только специалисты по экономике, финансам, маркетингу и управлению, но и специалисты по психологии, истории, политологии и даже биоинженерии. Если раньше от сотрудников бизнес-школ требовалось только качественное преподавание (студенты, которые платят деньги за обучение из своего кармана, очень требовательны), то теперь от профессоров требуется успешное занятие собственными научными исследованиями. Если профессор всерьез не занимается наукой, как можно быть уверенным, что он вовремя узнает о новых идеях и подходах?

Наконец, принципиальное отличие современного образования от всего, что было ранее — это упор на коммуникационные навыки. Современный специалист, в какой бы области он ни работал, должен уметь быстро осваивать и организовывать большие объемы данных (быстро читать, вычленять суть, эффективно запоминать самое важное). Он должен уметь суммировать сведения из разных источников, коротко и внятно формулировать свои соображения и подстраиваться под людей, с которыми вступает в контакт. Так что учитесь работать с информацией.

23 декабря 2013

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты