«Российским вузам не стоит переживать о месте в мировых рейтингах»

19 ноября в НИТУ МИСиС на XIV cеминаре-конференции «Проекта 5-100» выступили главный редактор THE World University Rankings Фил Бейти и мировой эксперт в области высшего образования Джамиль Салми. Они рассказали «Учёбе.ру» о преимуществах, недостатках и перспективах российских вузов.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
24 ноября 2015

Результаты рейтинга THE

В рамках семинара-конференции в МИСиС главный редактор THE World University Rankings Фил Бейти объявил результаты рейтинга университетов, которые предлагают  образование в области естественных наук, — Subject Ranking 2015-2016: Physical Sciences Top 100. Список возглавили три американских вуза: Калифорнийский технологический университет (California Institute of Technology), Стэнфордский университет (Stanford University), Массачусетский технологический университет (Massachusetts Institute of Technology). Интересно, что Кэмбридж, Гарвард и Оксфорд, которые всегда считались одними из лучших в этой сфере, заняли шестую и восьмую позиции: Кэмбридж и Гарвард разделили шестое место, а Оксфорд немного им уступил.

В Physical Sciences Top 100 попали и три российских вуза: НИЯУ МИФИ, МГУ и НГУ. Их позиции тоже выглядят удивительно: признанный «гигант» МГУ уступил МИФИ, заняв 59 место, в то время как последний расположился на 36 строчке. НГУ отстал от «соотечественников», разделив 86 место с Дрезденским техническим университетом и еще тремя вузами.

2015 год, похоже, станет поворотным в истории рейтингового позиционирования российского образования: в этом году число отечественных вузов, представленных в рамках THE World University Rankings, увеличилось с двух до 13. Это означает, что высшее образование в России объективно становится качественнее, — а значит, растет и его престижность.

Международный рейтинг World University Rankings ежегодно публикует Times Higher Education (THE) — еженедельный британский журнал об образовании. Кроме него, сегодня в мире существует еще два крупных рейтинга: QS World University Rankings (Великобритания) и The Academic Ranking of World Universities, или ARWU (Китай). В первом в 2015/16 гг. оказался представлен 21 российский вуз, а во втором — всего два.

Методология оценки

Для составления рейтингов THE World University Rankings сегодня используется 13 отдельных критериев оценивания. Все они объединены в пять категорий: преподавание (образовательная среда), исследования (объемы, доход и репутация), цитирование (влияние исследований), отраслевой доход (инновации) и международное взаимодействие (сотрудники и студенты). В категориях «преподавание» и «исследования» основным критерием являются результаты опросов, посвященных репутации в преподаванию, в категории «исследования» также важен подсчет доходов университета от исследований, а для оценки цитирования составители рейтингов сравнивают объем цитирования каждой конкретной научной работы с другими публикациями в этой области.

Исследование отраслевого дохода является самым простым: результат определяется единственным критерием — простым числом, отражающим доходы от исследовательской деятельности вуза по отрасли по сравнению с числом академических сотрудников. Ну а при оценке международного взаимодействия наиболее важным остается соотношение числа иностранных и внутренних сотрудников в каждом университете.

 

Фил Бейти
Главный редактор THE World University Rankings

США лидируют в рейтинге Physical Sciences Top 100, однако и у России есть большой потенциал: например, у МГУ наметился значительный прогресс в развитии. Среди российских вузов есть нишевые лидеры, которым просто нужно больше финансирования, в частности, Новосибирский государственный университет. С естественными науками в России дела обстоят хорошо.

Сегодня существует список российских вузов, которые почти вошли в наш рейтинг; они — тоже своеобразные лидеры. Его возглавляют СПбГУ, МГТУ имени Баумана, Санкт-Петербургский Политех, ТГУ. Для того, чтобы российские вузы занимали высокие места в рейтингах THE, во-первых, необходимо, чтобы преподавательская и научная деятельность здесь была на высоком уровне. Россия признает и понимает это, так что у российских вузов есть неплохие перспективы. Во-вторых, важен вопрос управления. В странах, где успешно реализуются проекты по академическому совершенствованию и конкурентоспособности, признаются такие качества университетов, как степень свободы, развитие предпринимательского духа, а также динамичное развитие структур. Если посмотреть, например, на Бразилию и другие страны Южной Америки, то мы увидим, что вузам тут мешает бюрократия и излишняя зарегулированность. Однако у России, как я уже сказал, перспективы достаточно радужные, так как правительство здесь понимает важность образования.

При составлении рейтинга мы учитываем мнения коллег по всему миру, в том числе коллег из программы «5-100». Мы планируем публиковать рейтинги по восьми различным направлениям и вскоре хотим перейти к 22 критериям, по которым и будет выстраиваться рейтинг. Наши рейтинги — всеохватывающие. Если вуз установит специализацию слишком узко, для него есть опасность затеряться в списке по этой причине. Если же говорить о формальных критериях, то самый большой вес тут имеет исследовательская деятельность, — ведь она находится на передовом крае науки. Понятно, что в России очень сильная исследовательская школа: здесь, скорее, возникает вопрос о правильной организации коммуникации. Важно правильно выбирать издания, в которых вы публикуетесь. Российским специалистам нужно больше публиковаться на английском языке, — тогда ученые из стран по всему миру смогут чаще знакомиться с их работами, и авторитет вузов повысится.

Конечно, качественная исследовательская деятельность невозможна без качественной кадровой работы и обеспеченности ресурсов. В России очень много талантливых кадров, но, к сожалению, не всегда проводится работа по их удержанию. Нередко российские физики и математики уезжают за границу, в частности, в США. Например, нобелевский лауреат из России работает сейчас в университете Манчестера. Нужно проводить системную работу для того, чтобы такие люди оставались здесь. Но для этого им нужно предлагать соответствующее материальное вознаграждение и определенные перспективы.

Джамиль Салми
писатель, мировой эксперт в академического совершенствования. В качестве советника по реформе высшего образования сотрудничал с правительствами 70 стран, возглавлял стратегическое планирование в университетах Колумбии, Кении, Мексики, Мадагаскара и Перу

Россия имеет богатые традиции образования, начиная с детских садов, младшей, средней, старшей школ. Это ценно, и поэтому у вас есть хорошие сильные университеты. Проблема заключается в том, что мир в последнее время менялся очень быстро, — и я говорю не только о Советском Союзе, но и о мире в целом. Университетам нужно быть более проворными, приспособленными, гибкими, интернациональными. Кроме того, им нужно ближе работать с РАН. Разрыв между университетами и РАН может плохо повлиять на исследовательскую деятельность.

В первую очередь, я бы посоветовал российским университетам не слишком сильно переживать о том, чтобы подняться в мировых рейтингах. Им нужно развивать стратегию и усиленно работать над ее осуществлением. Если они будут успешны в этом, то увидят, что поднимаются в рейтингах. В наши дни мы видим молодых людей разных поколений, которых называют поколением «Е» («Generation E»), и перед профессорами стоит задача сделать обучение более захватывающим, интерактивным, более связанным с миром работы. Я думаю, в будущем академическое преимущество будет за талантливыми людьми, если им дадут среду для инновационных открытий в сферах, к которым они питают страсть.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
24 ноября 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты