Выбор посредника

Преследуя свои интересы, работодатель, вуз, абитуриент часто ведут себя как лебедь, рак и щука из известной сказки. Правильное образование — это то, которое может выполнять в этом уравнении функцию посредника.
Дмитрий Лисицин
Дмитрий Лисицин, шеф-редактор Учёбы.ру
08 октября 2013

Родительский глас

«Я хочу управлять складами, как мой папа, а еще у нас под окном военная часть, может мне в военный вуз пойти?», — это лишь один из вопросов, заданных команде проекта «Учёба.ру» на прошедшем в субботу форуме «Московский день профориентации», где мы консультировали абитуриентов по выбору вуза. Неуверенность, страх, недоумение — вот стандартная гамма чувств абитуриента, подсаживавшегося к нашему столу. У одного из консультантов «Учёбы.ру» состоялся разговор со старшеклассницей, которая якобы собиралась работать в сфере организации праздников. «Подберите мне вуз, где обучают ивент-менеджменту», — очень робко попросила она, и отвернула взор в сторону. «Вы уверены, что хотите заниматься организацией праздников? Это же очень динамичная сфера, придется крутиться, нужно будет много работать с людьми», — поинтересовалась наша сотрудница. «Она хочет, это же престижная профессия», — вмешалась в разговор мама абитуриентки. Странная уверенность родителей в том, что они знают, как устроен и как будет развиваться рынок труда, конечно, удивляет. Но и работодатели не отстают.

Вопль работодателя

Несколько лет назад Александр Тимофеевский, известный журналист и выпускник ВГИКа, написал статью в журнал «Эксперт» под названием «Факультет ненужных вещей». «Журфак МГУ готовит журналистов, решительно не пригодных для работы», — таков ее лейтмотив. Впрочем, ничего нового в подобной постановке вопроса, в общем, нет. Российские работодатели очень любят ругать отечественные вузы и факультеты, и журфак МГУ здесь не исключение. «В институтах не учат на SEO-специалистов. Приходится готовить их самим. Это просто безобразие!», — голосят хозяева интернет-порталов. «Соискатели с дипломами PR-специалистов не способны выполнять даже работу офис-менеджера», — вторят им собственники PR-агентств. «Выпускники авиационных вузов не идут работать в авиацию», — присоединяются к критическому хору представители авиационных холдингов. С одной стороны, эти жалобы вполне резонны.

Работодателям нужны готовые молодые сотрудники, в обучение которых не нужно вкладывать денег.

Иначе зачем платить им зарплату? С другой стороны — сигналы, которые работодатели отправляют вузам, только портят положение. Чтобы выбрать для своего ребенка правильное образование, отчаянные крики работодателей стоит как раз заглушать.

Товаровед навсегда

Проблема в том, что вузы к этим крикам прислушиваются и зовут к себе. Как известно, в советское время профессия значила для самосознания человека очень много. Ее выбор был ответственным делом и осуществлялся до того, как человек шел учиться в вуз. Институты тогда были своего рода «инкубаторами людей», — в них попадали юными птенцами, а выходили полноценными членами общества. Сейчас все не так.

За последние 20 лет ситуация на рынке труда невероятно усложнилась. Дело даже не в том, что появилось множество новых профессий, вроде упомянутого SMM-специалиста. Просто профессия перестала играть доминирущую роль в процессе построения человеком самого себя. Он освоился в новом мире, и научился менять профессии, как перчатки. А вот система образования отреагировала на усложнение экономики другим способом: «мотоцикл продал, а привычка осталась». Она начала плодить новые профессиональные сущности по образцу советских. Только сейчас вузы готовят не инженеров, а менеджеров по туризму, товароведов и рекламистов.

Такой подход развращает абитуриентов, которые ничего не знают о том, как на самом деле устроен рынок труда. С помощью вузовского маркетинга в их головах складывается впечатление, что, если не выбрать сейчас нужную рынку профессию, то в будущем с ними может произойти катастрофа — они окажутся на обочине жизни. А дело обстоит как раз наоборот.

Профессии, которые предоставляют вузы сейчас, в будущем могут оказаться совершенно бесполезными.

«Возможности аналитических служб и государственных ведомств прогнозировать перспективную потребность экономики в работниках по отдельным профессиям в среднесрочной перспективе крайне ограничены. Спрос на труд сильно волатилен»,— утверждает директор Центра трудовых исследований ГУ ВШЭ Владимир Гимпельсон в одной из своих статей. Иными словами, мы попросту не можем сказать, что произойдет со спросом на профессию, которую сегодня выбирает выпускник школы, через пять лет, когда он закончит институт.

Охота за компетенциями

Первым делом стоит попытаться определить цели и задачи, которые вы ставите перед своим образованием. Если вы сами не поймете, чего вы хотите достичь с помощью образования (например, двигать науку или развивать бизнес), то с высокой вероятностью станете жертвой либо ложных призывов работодателей, либо вузовского маркетинга. В бизнес-науках есть такое понятие, перекочевавшее из психологии, — «компетенции». Компетенция — это ваша способность решать определенный класс задач, например, способность связно и внятно писать тексты, или влиять на собеседника в ходе переговоров. По большому счету, работодателю нужны ваши коптетенции, а не профессия. Имеет смысл выбирать вуз или факультет, который способен играть роль посредника между студентом и работодателем.

«Правильный» вуз, во-первых, активно работает с работодателями, во-вторых — пытается развивать компетенции, а не просто давать конкретные профессии. Чем-то подобным сейчас пытается заниматься тот самый журфак МГУ. Нет никакой социальной необходимости в том, чтобы большинство выпускников этого вуза шли работать в журналистику, если они, конечно, не хотят разориться. Поэтому журфак старается сблизить студентов с работодателями смежных сфер. На журфаке ведут заочный спор о моде дизайнер Влад Лисовец и историк моды Александр Васильев. Многие семинары ведут люди из бизнеса. Все это уже сейчас дает определенные плоды. Выпускники журфака, например, успешно устраиваются работать в PR-агентства. Не в газеты, но это и правильно.

Дмитрий Лисицин
Дмитрий Лисицин, шеф-редактор Учёбы.ру
08 октября 2013

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты