«Мы хотим видеть школу современной и комфортной средой»

«Учитель для России» — программа, которая привлекает для работы в школах выпускников лучших вузов страны. О том, как молодые специалисты могут изменить российскую систему образования, мы поговорили с Аленой Маркович, одним из  организаторов проекта.
Анна Розова
Анна Розова, Редактор проекта Учёба.ру
07 октября 2015
Алёна, расскажите, как устроена программа и какова ее цель?

Мы хотим привести в школьную систему образования лучших молодых специалистов и создать сообщество, которое сможет задать импульс для постепенных преобразований в системе. Мы хотим видеть школу современной и комфортной средой, в которой каждый ребенок может найти себя, свой личный интерес; которая не разрушает природную любознательность детей, а, наоборот, подпитывает ее. Школа, которая помогает учиться навыкам, умениям, действительно необходимым в жизни.

«Учитель для России» — это программа профессионального развития для лучших молодых специалистов всех специальностей, рассчитанная на 2 года и ориентированная не только на педагогов по образованию, но и на математиков, физиков, филологов и так далее. Программа разрабатывается совместно с НИУ ВШЭ, и по итогам двух лет учителя получают диплом от ВШЭ о том, что прошли программу профессиональной переподготовки по педагогике.

Мы тщательно отбираем лучших — тех, у кого есть потенциал стать отличными учителями и в долгосрочной перспективе — лидерами для системных преобразований в образовании в стране. После отбора все участники проходят пятинедельный летний институт. Это выездной курс-погружение, очень интенсивный. Участники живут вместе и занимаются по 12 часов в день почти без выходных — готовятся к выходу к детям.

Важная часть Летнего института — это работа с детьми. В этом году мы организовали городской детский лагерь в городе Талдом и три недели занимались с детьми всеми основными предметами школьной программы в интересной для детей форме — так чтобы они не сбежали от нас играть в футбол. После летнего института учителя выходят в школы.

В чем выражается поддержка учителей, когда они начинают работать в школах?

С первого дня в школе у учителей появляется мощная программа развития и поддержки. У каждого учителя есть личный коуч — специалист, который помогает определить участнику свои сильные и слабые стороны и работать над ними. Таким образом сложный опыт в школе превращается в поле для активной работы над собой. Учителя также регулярно занимаются с методистами — лучшими практикующими педагогами в стране, перенимают от них лучшие практики. Каждый месяц все участники встречаются для обмена опытом и дополнительных тренингов. Сюда мы приглашаем лидеров в сфере образования в стране — от экспертов до топ-менеджмента компаний.

Кого именно?

Программа быстро получила широкую поддержку среди лидеров как в образовании, так и в бизнесе. В управляющем совете программы — старший вице-президент Сбербанка Юлия Чупина, бывший замминистра образования и ректор МГПУ Игорь Реморенко, заместитель исполнительного директора Проектного офиса Программы академического превосходства «5 — 100», в прошлом — директор по стратегическим проектам Московской школы управления «Сколково» Елена Чернышкова, главный редактор «Журнала руководителя управления образованием» Дмитрий Фишбейн, бывший директор одной из лучших школ Москвы — лицея 1535 — Михаил Мокринский, основатель компании по подбору топ-менеджмента OdgersBerndtson Федор Шеберстов. Председателем попечительского совета стал Герман Греф.

В каких школах работают участники программы?

Мы работаем с самыми обычными общеобразовательными школами — не лицеями и гимназиями. Нам важно, чтобы в школе не было отбора детей на входе, чтобы у школы была потребность в дополнительных ресурсах. Это мы проверяем по ряду формальных критериев: балл ЕГЭ и/или ГИА на среднем или ниже среднего уровня по региону, сложный социальный контекст по социальному паспорту школы. Таких школ в стране много, но в партнеры школы мы отбираем очень тщательно: ищем директоров, которые открыты к экспериментам и хотят в своей школе перемен. По этой же причине мы работаем с вновь открытыми общеобразовательными школами, у которых еще нет результатов.

Мы хотим привести в школьную систему образования лучших молодых специалистов и создать сообщество, которое сможет задать импульс для постепенных преобразований в системе.

А что, если студент решает, что преподавание — это не его призвание?

Помощь в адаптации в школе и развитие педагогического мастерства участников — приоритет первого года. На второй год в программе развития появляется еще одна задача. Мы понимаем, что не все наши учителя найдут в преподавании свое призвание. Кто-то захочет остаться, а кто-то уйти. Мы видим наших выпускников в перспективе директорами школ, авторами собственных школ, авторами образовательных проектов, чиновниками в образовательных администрациях, сотрудниками успешных компаний — нам нужны единомышленники на всех уровнях для того, чтобы образования в России становилось современным и передовым. И второй год для участников — это время разработать свой план карьерного развития с помощью менторов, которых им подберет программа. Мы также активно поощряем разработку собственных образовательных проектов и будем организовывать для желающих тренинги по запуску и управлению проектами. Авторы лучших проектов по итогам двух лет смогут получить гранты на конкурсной основе.

Какую финансовую поддержку получают студенты?

Важная часть программы — финансовая поддержка. Участники программы трудоустраиваются в школы на одну полную ставку — 18 часов преподавания в неделю. В школе они получают зарплату начинающего школьного учителя, которая составляет 14 000 — 20 000 рублей в Московской области, 9 000 — 16 000 в Воронеже и Воронежской области, в зависимости от школы. Так как участие в программе требует полного погружения, многие участники переезжают в связи с участием в программе и совмещение с другой работой невозможно. В дополнение к зарплате от программы учителя получают стипендию 20 000 в месяц, а также средства на компенсацию съема жилья до 15 000 в месяц либо бесплатное жилье от администрации региона. Для военнообязанных программа может предоставить отсрочку от службы в армии.

В дополнение к зарплате от программы учителя получают стипендию 20 000 в месяц, а также средства на компенсацию съема жилья до 15 000 в месяц.

Проект Teach For All, по модели которого работает «Учитель для России», действует в 35 странах. Учитывается ли в реализации программы специфика стран и их систем образования?

Teach For All — это сеть независимых национальных организаций. У каждой организации своя система управления, свое финансирование, свое понимание проблем, которые нужно решить, и свое понимание способов эти проблемы решать — так называемые «теория проблемы» и «теория изменений». Все эти организации объединены восьмью общими принципами, соблюдение которых необходимо для того, чтобы оставаться в сети. В остальном — каждая организация адаптирует модель под свой уникальный контекст. Характерно, что методика работы с новыми организациями Teach For All — это отсутствие готовых ответов. Как правило, они высылают длинные списки вопросов, на которые новая организация должна найти ответы. Хотя, конечно, за долгую историю существования у сети накоплен большой багаж лучших практик, которыми организации делятся между собой.

Какие проблемы в российском образовании способна решить программа?

В России есть очень сильные по международным меркам школы, которые готовят победителей международных олимпиад или работают по авторским методикам и дают потрясающий багаж детям на старте. Однако таких школ мало, и общий уровень образования в стране достаточно низкий — об этом говорят цифры PISA, например. Причем самое слабое звено — это средняя школа, 5-9 классы. Сегодня важно повышать общий средний уровень качества образования в школах. Наша программа исходит из того, что у каждого ребенка в нашей стране должно быть право на образование, которое раскрывает его потенциал и откроет широкие возможности вне зависимости от места проживания и социального статуса семьи.

К сожалению, за редким исключением лучшие молодые специалисты не идут в учителя. В школах не хватает молодых учителей, не хватает сильных учителей-профессионалов, способных учить не только по учебнику, хорошо знающих свой предмет и способных им заинтересовать.

Ну и есть еще такая проблема — школа сильно устарела, и детям в школе неинтересно и некомфортно. Дети и учителя разговаривают на разных языках. Детей пытаются заставить учиться жесткой дисциплиной, что убивает их природную любознательность. Дети часто не видят связи между тем, что они проходят в школе и тем, что им требуется в жизни.

Детей пытаются заставить учиться жесткой дисциплиной, что убивает их природную любознательность.

Кто ваши партнеры и есть ли поддержка со стороны школ и администраций?

Наши основные партнеры — это Сбербанк и НИУ ВШЭ. Сбербанк сегодня выступает основным донором программы и почти полностью покрывает необходимое финансирование на работу программы. НИУ ВШЭ вместе с нами разрабатывает программу профессиональной переподготовки по педагогике, выдает дипломы участникам программы. Мы тесно сотрудничаем с администрациями регионов, в которые выходим. Сейчас это Минобры Московской и Воронежской областей. В данный момент налаживаем отношения с Тверью и Калугой. Школы нас, безусловно, поддерживают. Сильные школы становятся для нас обучающей площадкой — наши учителя ходят на уроки их лучших преподавателей, набираются опыта. Школы-партнеры программы, где работают наши учителя, — наши главные союзники. Они вступают в программу по собственному желанию, поэтому, очевидно, в ней заинтересованы.

Как стать участником программы? Какие требования?

Отбор проходит в 4 этапа: конкурс онлайн-заявок, скайп-интервью, очный тур и летний институт. Первое, что надо сделать, — подать заявку на сайте choosetoteach.ru. Заявки мы принимаем волнами, ближайший дедлайн — 20 октября, затем — до 20 ноября. У кандидатов должно быть законченное высшее образование от одного из лучших вузов страны, успеваемость не ниже 4 баллов, а также непременное владение иностранным языком. Среди неформальных критериев — осознанная мотивация, интерес и глубокое знание своего предмета, авторская позиция по отношению к своей жизни, эмпатия и уважение к окружающим. Предварительное предложение о работе выдается по итогам трех уровней. Последний этап отбора — это летний институт, где студенты могут проверить себя и нас в течение 5 недель, сделать осознанный выбор об участии в программе. В нашу первую приемную кампанию конкурс был 10 человек на место.

Как проходит подготовка учителей и из каких этапов состоит обучение?

Подготовка участников состоит из трех частей. Первая — это пятинедельный летний институт подготовки к работе в школе, который осуществляется в партнерстве с ВШЭ. Летний институт — это выездная программа, включающая в себя лекции, семинары от лучших преподавателей из сферы образования (по педагогике и психологии детей), тренинги из сферы бизнес-образования (коммуникации, работа в коллективе и пр.), актерское мастерство, работу с лучшими учителями и знакомство с их методиками преподавания, знакомство со школьным законодательством и стандартами и трехнедельную практику в летней школе.

С начала учебного года у учителей есть коучинговая поддержка и методическая поддержка от опытных учителей. Также ежемесячно все участники собираются в Москве на двухдневный обучающий семинар, включающий в себя посещение уроков в лучших школах Москвы, работу с коучами и преподавателями. Еженедельно в онлайн-режиме организованы вебинары для решения острых вопросов участников и возможности посоветоваться.

Какое место в программе «Учитель для России» занимает школьник?

На этот вопрос сложно ответить однозначно. Мы убеждены в том, что детям может быть интересно и комфортно в школе, только если и взрослым в школе хорошо и интересно. Ребенок, безусловно, центр в этой истории для наших учителей. Их главная задача на два года — показать результат по каждому ребенку в классе, дать детям новый кругозор, помочь им поверить в себя. Наша задача — развивать участников, давать им все необходимые условия, чтобы у них с детьми все получилось. Кроме того, мы понимаем, что те десятки, а в будущем сотни и тысячи учителей, с которыми мы работаем, — это капля в море, если мыслить в масштабах страны. Поэтому мы отбираем лучших и вкладываем в них много времени и усилий, чтобы они стали тем динамичным меньшинством, которое поможет разбудить жизнь в школе.

Можете ли рассказать о первых результатах? Как принимает школьный коллектив учителей-реформаторов?

Прошел только месяц с начала учебного года, и сложно говорить о результатах, но можно описать процессы, через которые проходят молодые учителя. На данный момент сам факт прихода в школу нескольких молодых учителей вызывает интерес как у детей, так и у коллег, а это уже очень здорово. С какими-то классами у учителей начинают складываться доверительные и хорошие отношения, которые, на наш взгляд, являются залогом успеха. В этих классах этот процесс проходит естественно и легко, а в каких-то классах адаптация явно будет не быстрой. Дети проверяют границы, зачастую им сложно поверить, что учитель, будучи человеком очень молодым, пришел работать к ним в школу, потому что сам этого хотел, и ему правда интересна математика или литература. Иногда уже к 6 классу у детей напрочь отбито желание учиться, и тогда учителям сложно идти дальше по программе, так как есть огромные академические пробелы из прошлого.

С коллегами процесс в чем-то очень похож на процесс с детьми: они приглядываются, иногда проверяют, при этом очень помогают и поддерживают. За месяц каждый учитель перепробовал целый арсенал подходов и образовательных практик, часть из которых получил во время подготовки, а часть изобрел сам; постепенно вырисовывается понимание, что из этого подходит именно им, что конкретно подходит конкретному классу, и конкретному ребенку, а главное что именно подходит ему — молодому учителю.

Анна Розова
Анна Розова, Редактор проекта Учёба.ру
07 октября 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты