«Абитуриенты не готовы поступать на образовательные программы по перспективным направлениям развития экономики»

О современной экономике, рейтингах вузов и качестве образования мы расспросили ректора Российского экономического университета Виктора Гришина в рамках проекта «Экономическое образование» .
30 сентября 2015
Расскажите, пожалуйста, о концепции образования Российского экономического университета?

Наш главный приоритет — подготовка высокопрофессиональных специалистов для инновационной экономики и обеспечения роста благосостояния граждан. Наша задача — преобразовать РЭУ в университет мирового класса, то есть научно-образовательный центр в сфере экономики, интегрированный в мировое и национальное научно-образовательное пространство. На период до 2020 года стратегия развития РЭУ направлена на интернационализацию научно-исследовательской и образовательной деятельности и повышение конкурентоспособности на международном уровне.

Чем образование в РЭУ принципиально отличается от других экономических вузов?

Мы храним традиции, заложенные ещё в начале прошлого века основателями тогда еще Московского коммерческого института. Это — практикоориентированность, использование в учебном процессе самых современных методик, технологий, оборудования, сочетание специализированной подготовки по наиболее востребованных направлениям и классического академического образования; широкий выбор учебных дисциплин, позволяющий сформировать индивидуальную траекторию обучения. Также в нашем Университете традиционно уделяется большое внимание языковой подготовке.

Если говорить о качестве получаемого образования, то в первую очередь оно характеризуется востребованностью наших выпускников работодателями — ведущими российскими и международными компаниями: Unilever, BMW, Daimler, PricewaterhouseCoopers, KPMG, Deloitte, Московская Биржа, Росбанк, Сбербанк, Роснефть, Газпром, ВТБ и др.

Существует мода на экономические специальности? Можете рассказать, на кого было престижно учиться 20, 10 лет?

До последнего времени популярным было направление международных экономических отношений — это наследие еще советских времен, когда поехать за границу было весьма проблематично, и специальность, связанная с международной деятельностью, давала такую надежду, пусть и эфемерную. Только в последние годы международники окончательно сдали позиции — как видите, мода продержалась почти 30 лет.

В начале 1990-х годов, на волне изменений экономической формации и смены общественных идеалов, все хотели стать банкирами. Чуть позже эпоха приватизационных чеков и МММ породила моду на брокеров, специалистов по фондовому рынку и так далее.

А какие направления популярны сегодня?

Сегодня мы переживаем период моды на маркетинговые дисциплины — бренд-менеджмент, рекламу, работу с клиентами и т.п. Стабильно очень высоким интересом в последние годы пользуются прикладные программы менеджмента в различных сферах народного хозяйства — спортивной индустрии, строительстве, индустрии гостеприимства... Неожиданно даже для нас самих в этом году «выстрелила» лингвистика.

Насколько образование в сфере экономики отвечает запросам времени?

С одной стороны, многие потенциальные работодатели хотели бы видеть в студентах готовых сотрудников, «заточенных» на выполнение конкретных видов работ с учетом специфики их деятельности. Но мы, как вуз, не можем угодить всем потенциальным работодателям. Наша задача — подготовить специалиста, который обладает базовой экономической подготовкой, позволяющей ему эффективно работать в разных организациях и адаптироваться под выполнение конкретных видов профессиональной деятельности.

С другой стороны, существует противоположная проблема — неготовность абитуриентов поступать на перспективные, но еще мало раскрученные образовательные программы. В этом году мы разработали уникальную магистерскую программу «Управление коммерциализацией интеллектуальной собственности» совместно с Республиканским научно-исследовательским институтом интеллектуальной собственности. Это очень перспективное направление, выпускники этой программы будут востребованы в ближайшие годы. Но на нее практически никто не пришел. То есть абитуриенты не готовы поступать на образовательные программы по перспективным направлениям развития экономики.

мы переживаем период моды на маркетинговые дисциплины — бренд-менеджмент, рекламу, работу с клиентами

А параллельно с открытием новых программ вам удается обновлять уже имеющиеся?

Анализ содержания образовательных программ и все необходимые обновления проводятся ежегодно. Многие программы, кроме внешней экспертизы представителями бизнес-сообщества, проходят процедуру международной и профессионально-общественной аккредитации.

Ни одна новая образовательная программа не может быть открыта без положительного заключения представителей бизнес-сообщества, включающего анализ ее содержания и оценку востребованности выпускников.

Вы следите за вашими позициями в рейтингах мировых вузов?

РЭУ активно участвует в национальных рейтингах с 2007 года, а в международных рейтингах — с 2012 года. В настоящее время РЭУ рейтингуется в 4-х международных рейтингах, включая рейтинг QS, который признан Правительством России как один из трех ведущих мировых рейтингов (наряду с Шанхайским рейтингом и рейтингом TimesHigherEducation).

Предметом особой гордости является вхождение РЭУ им. Г.В. Плеханова с 2012 года в один из наиболее авторитетных глобальных рейтингов — всемирный рейтинг университетов компании QuacquarelliSymonds — QS WorldUniversityRankings. В рейтинге 2015 года наш Университет занял позицию 701+, внутри этой группы мы поднялись на 46 позиций (с 799 места), всего в рейтинге участвовало около 3000 вузов мира.

За счет чего удается улучшать позиции в рейтинге?

Основными факторами, которые определили позицию нашего Университета, стали исключительно высокое мнение работодателей о выпускниках и соотношение числа преподавателей к числу студентов, доля иностранных студентов и доля иностранных преподавателей. Это результат реализуемой в РЭУ с 2013 года политики интернационализации деятельности. В частности, число иностранных преподавателей в РЭУ в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось в 2,5 раза (с 12 до 30).

С 2013 года РЭУ также участвует в рейтинге агентства QS для стран БРИКС — QSUniversityRankings: BRICS. В 2015 году наш университет вошел в топ-100 этого рейтинга на позиции 91, всего в этот рейтинг вошло 53 российских вуза. С 2014 года агентство QS запустило еще один региональный рейтинг — рейтинг стран развивающейся Европы и Центральной Азии. В этот рейтинг вошли 26 российских вузов, из которых мы на 20-м месте, общая позиция РЭУ в этом рейтинге составила 71-80. Поскольку Университет был включен в эти три рейтинга, мы получили право использовать специальные бейджи от QS на сайте и в печатных материалах.

Также мы отслеживаем свои позиции в интернет-рейтинге Webometrics, интернет-рейтинге 4 InternationalColleges&UniversitiesWebRanking, глобальном рейтинге сайтов Alexa.com. Это важное для репутации вуза направление работы, наши результаты в нем пока скромные, но мы серьезно изучаем методологию продвижения в сети интернет.

По результатам выполнения Программы повышения конкурентоспособности мы рассчитываем войти в топ-400 как рейтинга QSWUR, так и рейтинга TimesHigherEducation, в который мы пока не входим, но с этого года подаем сведения для участия. Более высокая конкурентоспособность позволит нам привлекать в 3 раза больше иностранных студентов, в 4 раза больше иностранных преподавателей. Мы планируем увеличить публикационную активность наших преподавателей примерно в 9 раз, цитируемость их работ — более чем в 20 раз.

У вас 30 филиалов в России и за рубежом. Как удается поддерживать качество образования?

Такая разветвленная сеть филиалов сложилась только в начале 2014 года, после присоединения Саратовского государственного социально-экономического университета и Российского государственного торгово-экономического университета. До этого в структуре РЭУ им. Г.В. Плеханова было только 3 филиала — в Екатеринбурге, Ташкенте и Улан-Баторе.

Фактически сразу мы начали переходить на единые учебные планы для всех филиалов, занялись обеспечением доступа студентов и преподавателей филиалов к электронным библиотечным ресурсам, проводили занятий и экзаменов в онлайн-режиме, привлекать студентов и преподавателей филиалов к научным конференциям. Ведущие преподаватели ездили в филиалы с лекциями и практическими занятиями.

В ближайших планах — организация обмена ведущими преподавателями между филиалами, привлечение ведущих преподавателей филиалов для чтения отдельных курсов в Москве, распространение в филиалах рейтинговой системы оценки знаний.

Университет помогает студентам понять еще в процессе учебы, каких компетенций им не хватает

Расскажите о ваших программах международного сотрудничества?

Мы сотрудничаем с более 100 вузами из 36 стран Европы, Азии и Америки. Это летние школы, студенческие обмены, программы двойного диплома, научные стажировки и преподавательская мобильность. На сегодняшний день у нас работает 17 программ двойного диплома. Международные программы позволяют студентам достичь более высокого профессионального уровня, развить дополнительные кросс-культурные компетенции, повышая таким образом конкурентоспособность выпускников Университета на рынке труда.

У РЭУ более 250 компаний-партнеров, где студенты проходят практику и куда трудоустраиваются после окончания вуза. Есть ли более и менее востребованные работодателями экономические направления?

Мы готовим специалистов, которые нужны практически любой компании, вне зависимости от формы собственности и рода деятельности. Так, компания по производству молочных продуктов, например, может просить нас направить к ним на практику и на работу почти весь спектр наших студентов и выпускников.

Выделить можно огромную потребность в налоговиках, бизнес- и финансовых аналитиках, в специалистах, способных решать вопросы информационной безопасности, в финансистах и экономистах всех видов, специалистов страхового дела. Появился большой интерес к выпускникам и студентам, желающим развивать себя в оценочном бизнесе. Серьезный интерес у компаний и структур к специалистам по решению экономических проблем в торговле — внутренней и международной.

Как решается вопрос с тем, что у выпускников, кроме практики, чаще всего нет опыта работы?

В решении этой проблемы нам активно помогают сами работодатели. Принимая на работу выпускника или студента, они в любом случае ставят свои условия, определяют строгие временные и качественные рамки, в которые работник должен вписаться. Иными словами, работодатель дорабатывает и доводит нашего выпускника до необходимой кондиции, дает ему возможность в кратчайшие сроки получить опыт.

Университет помогает студентам понять еще в процессе учебы, каких навыков, качеств, компетенций им не хватает, какие какие развивать, чтобы стать не просто необходимыми работодателю, но и незаменимыми. Учим уважать работодателя и предъявляемые им требования, критически относиться к себе, работать и учиться. Опыт приходит быстро. Надо его уметь получать. По нашему мнению, большинство выпускников РЭУ это умеют.

Какие, на ваш взгляд, специалисты в области экономики будут востребованы в обозримом будущем?

Можно с высокой долей уверенности сказать, что до конца десятилетия наиболее востребованными будут специалисты, занятые в сферах оптовой и розничной торговли, транспорта, операций с недвижимостью, финансовой деятельности.

Если говорить о конкретных направлениях экономики и управления, то, скажем, в сфере маркетинга и логистики это будут маркетологи, аналитики эксплуатационных данных, операторы кросс-логистики, персональные бренд-менеджеры. В менеджменте наибольший интерес работодателей будут, вероятнее всего, вызывать форсайтеры, менеджеры по кросс-культурной коммуникации, менеджеры по управлению онлайн-продажами, координаторы производств в распределённых сообществах, модераторы сообществ пользователей. В финансовой сфере будут требоваться оценщики интеллектуальной собственности (это сейчас своего рода научное «острие»), а также специалисты, работающие с каждым клиентом индивидуально — к примеру, разработчики персональных пенсионных планов, проектировщики индивидуальной финансовой траектории, менеджеры инвестиций в талантливых людей.

Поскольку мы находимся в Москве, необходимо учитывать также столичную специфику. В частности, мы предполагаем, что в ближайшие годы в нашем городе быстрыми темпами будет расти спрос на специалистов гостинично-ресторанного бизнеса и государственного управления; увеличится потребность в специалистах в сфере образования.

30 сентября 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты