Выбор программы: дипломатия в МГИМО

Чем корейский язык похож на речь магистра Йоды из «Звездных войн»
и каково учиться с детьми владельцев крупных компаний
и мегакорпораций? Рассказывает студент МГИМО Константин Уминский.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
21 июля 2015
Почему ты решил поступать в МГИМО?

На самом деле, большинство бывших абитуриентов описывают поступление в МГИМО как давно запланированный шаг, нечто, к чему они стремились и готовились, как минимум, несколько лет, мечтая о карьере дипломата и готовясь к сложному вступительному экзамену. Но в моем случае все было не совсем так — изначально я планировал связать дальнейшую жизнь с юриспуденцией и рассматривал МГИМО лишь как хороший запасной вариант. Не то, чтобы я думал, что у меня не будет шансов поступить туда — довольно успешное ЕГЭ их оставляло, — но я плохо представлял себе этот университет, за исключением постоянно ассоциирующихся с ним стереотипов — дипломаты, МИД, дорогие машины, иностранные языки. Собственно, это и был единственный вуз, где я не подавал на юридический факультет как таковой. Есть факультет международного права, но специальность там довольно узкая. Однако после того как я относительно успешно сдал вступительный экзамен, приемная комиссия МГИМО была первой, из которой мне позвонили, и мое отношение изменилось. Я решил, что не стоит пренебрегать предоставленной возможностью получить образование в самом престижном, на мой взгляд, университете России, несмотря на то, что я прошел и в другие вузы, куда подавал документы.

По сути, университет, в который я забавы ради подавал документы, стал для меня альма-матер, о чем я впоследствии не пожалел. Кроме того, мало кто из выпускников МГИМО не может после выпуска долго устроиться на работу по специальности — этот аргумент во многом и стал для меня решающим.

А почему ты выбрал факультет международных отношений?

Что касается факультета, то я должен сказать, что между факультетами в моем университете нет какой-либо решающей разницы: везде делается акцент на углубленное изучение иностранных языков, везде изучаются, так или иначе, основы международных отношений и права, поэтому студенту не составляет трудности перейти на магистратуру другой специальности (если это не международная экономика, где нужно владеть точными науками). Поэтому я думал не очень долго и выбрал факультет международных отношений, старейший и один из наиболее престижных в нашем институте.

Какие плюсы и минусы обучения на этом факультете ты можешь выделить?

В числе плюсов однозначно стоит отметить хорошее преподавание иностранных языков, в том числе редких, таких, как амхарский, суахили или пушту, возможность устроиться после учебы в МИД либо международную компанию, возможность ездить на различные стажировки в другие страны (например, мне выпала возможность побывать в такой закрытой и своеобразной стране, как КНДР). Кроме того, надо отметить и повышение общего уровня эрудиции в процессе учебы — в ином случае, в дипломатии не преуспеть. Что касается недостатков, то, прежде всего, среди них стоит отметить узость такой специальности, как «международник».

И действительно, есть выпускники юрфака — они юристы, есть выпускники строительного института — они архитекторы, а вот кто такой «международник»?

На какие он кнопки нажимает? На этот вопрос себе дать ответ могут не все. Кроме того, на факультете международных отношений у студента нет права самостоятельного выбора второго иностранного языка (помимо английского). То есть испанский и эстонский могут достаться вам с одинаковой вероятностью, и поменять язык возможности практически нет. Я, например, изучаю корейский и английский.

Какие предметы являются основными?

Основной акцент делается на изучении языков. Так, корейскому, который я изучаю, уделяется от 5 до 7 занятий в неделю, не считая дополнительных, вроде правил деловой переписки и тому подобного. Также много внимания уделяется истории международных отношений и прочим предметам, связанным с международным правом, дипломатией, мировой экономикой.

Расскажи немного о правилах деловой переписки.

На самом деле, если мы говорим о деловой переписке дипломата, или сотрудника МИДа, то здесь важно помнить, что в начале и конце любой ноты необходимо выражать уважение или делать комплимент противоположной стороне, уделять внимание обращению к адресату.

Например, слово «превосходительство» — вовсе не исчезнувший из языка титул в табели о рангах, а вполне обыденное обращение к высшему должностному лицу.

Существуют отдельные правила и шаблоны для оформления любого официального документа, будь то официальная нота, пояснительная записка, запись беседы, поздравление и многое другое. В переписке на корейском языке необходимо, помимо всего прочего, уделять внимание и степеням вежливости по отношению к собеседнику, коих в этом языке всего шесть.

Можешь их перечислить?

Я сразу поясню, что в корейском предложении на конце всегда стоит глагол, как в речи магистра Йоды из «Звездных войн». А степень вежливости определяется по тому, какое к глаголу подставляется окончание. Высшая степень вежливости практически не употребляется, и сейчас ее можно встретить лишь в Священном Писании. Что касается высокой степени вежливости, к окончанию глаголов подставляется сочетание «мнида». Так обращаются к людям, которые намного старше вас, старшим по должности в компании, преподавателям, главам государств. При нейтральной степени вежливости к окончанию глагола подставляется «ё». Она употребляется в большинстве бытовых ситуаций, таких, как разговор с незнакомым человеком, разговор с тем, кто старше вас (даже на один год), разговор с родителями. Книжная форма вежливости употребляется в письменной речи. Легкая форма вежливости используется для общения с друзьями, знакомыми, некоторыми коллегами. Отсутствие окончания формы вежливости как такового бывает тогда, когда вы разговариваете с теми, кто значительно младше по возрасту и ниже по положению в обществе, а также с близкими друзьями. Употребление же этой формы в иной ситуации считается грубым и оскорбительным. Есть и другие формы.

Почему такая иерархия степеней вежливости присуща именно корейскому языку?

В этом и заключается тонкая особенность не только восточных языков, но и менталитета в целом. Иерархия в обществе здесь превыше всего: если угодно, она в некоторой степени подавляет индивидуальность. Это находит отражение и в языке, когда необходимо узнать общественный статус человека или хотя бы его возраст, который определяет статус, прежде чем вступить в диалог. Поэтому в Корее первым вопросом зачастую является фраза «сколько Вам лет?», что нам, европейцам, покажется не совсем приличным.

Какие предметы ты можешь назвать своими любимыми?

Моим любимым предметом всегда была история, особенно всемирная, и я рад, что здесь она преподается на довольно высоком уровне. Кроме того, многие преподаватели освещают такие подходы к изучению этой науки, о которых я даже не задумывался. То же относится и к истории международных отношений и истории Востока. Помимо этого, мне нравится регионалистика. Разумеется, учитывая то, что корейский является моим профилирующим предметом, я бы хотел назвать любимым предметом и его, но, увы, из-за огромного количества грамматики и лексики, которую почти невозможно запомнить, сделать этого не могу.

А что именно тебя привлекает в истории?

Мне с детства нравилось читать о великих войнах и империях, наверное, поэтому, моя любимая тема в истории — Древний Рим. Уже позже мое увлечение переросло в серьезное изучение историей как наукой. Впрочем, похожие интересы есть у многих студентов моего университета. История, на мой взгляд, вообще является самым интересным предметом для изучения: здесь нет унылых формул или грамматических конструкций, напротив, изучается политика на фоне развития культуры, общественной мысли, военного дела. Следить за ходом подобных процессов и делать из него выводы чрезвычайно интересно. Ну, и мне особенно нравится изучать оружие, различные военные тактики и сражения. Я сам бывал в лагерях реконструкторов и примерял на себя доспех.

Расскажи подробнее о лагерях реконструкторов.

Это места, где собираются или живут некоторое время люди, увлекающиеся историей определенного периода (главным образом, ее военной составляющей). Там проходят реконструкции сражений или просто представления в духе того времени, которое реконструкторы изображают. Наиболее популярны в России реконструкции Наполеоновских войн и войн периода раздробленности и монгольского ига на Руси. Недавно в Коломенском была реконструкция Римской Империи — здесь были и сражения с варварами, и римский лагерь, и лагеря кочевников, и цирк, и многое другое. Сам я бывал там на экскурсиях или просто присутствовал в качестве зрителя. Помимо Подмосковья, я был еще в лагере под Тольятти, который назывался «Богатырская слобода». Там можно было посмотреть не только на поединки, но и на работу кузнецов, которые вручную изготавливают кольчугу, в целом ознакомиться с бытом военного лагеря и примерить на себя амуницию. Можно было даже провести пробный бой.

Кстати, а в МГИМО у вас есть какая-нибудь практика?

Да, безусловно. На третьем курсе студенты моего факультета проходят преддипломную практику в МИДе или какой-либо компании или СМИ. Я выбрал МИД, поскольку это один из вариантов моего дальнейшего трудоустройства, и мне представилась возможность его оценить и посмотреть на работу дипломатов. Кроме того, практика здесь не очень обременительна, есть возможность выбрать удобный график работы. Отбор на практику тоже не очень строгий — нужно лишь иметь общий академический рейтинг выше среднего и не иметь троек по иностранным языкам.

А что такое «общий академический рейтинг»?

Общий академический рейтинг — это индикатор общей успеваемости студента МГИМО. Здесь выводится среднее арифметическое в стобалльной шкале за каждый предмет. Кроме того, добавляются такие критерии, как посещаемость, эрудиция, участие в общественной жизни и даже вежливое общение с преподавателем.

Расскажи, пожалуйста, что ты делаешь на практике в МИДе.

В общем, тут нет каких-то особых задач, как и в любом другом месте для стажера. Я отправляю факс, заверяю ноты, выполняю прочую бумажную работу, иногда встречаю прибывающие для переговоров корейские делегации. Работать здесь весело и интересно, но, к сожалению, круг моих обязанностей существенно ограничен, в частности, я не имею доступа к документам любого уровня секретности. Я рассказал бы вам больше о своей работе, но нам запрещено об этом распространяться.

Ты доволен работой преподавателей МГИМО?

В МГИМО работает высокопрофессиональный преподавательский корпус, который, в большинстве своем, владеет своими предметами на очень высоком уровне. Я не ошибусь, если скажу, что здесь работают фанатики своего дела — все мы знаем плачевный уровень доходов деятелей науки и образования в нашей стране, и МГИМО здесь, увы, не исключение. Поэтому преподаватели МГИМО по-настоящему любят свои предметы, многие из них стремятся найти индивидуальный подход к студенту, а уровень их владения матчастью просто поражает. Более того, у каждого имеется огромное количество написанных научных работ и статей на различную тематику, которые публикуются в ведущих журналах и изданиях. Разумеется, и среди наших преподавателей есть неприятные исключения из подобного списка, но я о них мало что могу сказать — они не попадались мне.

А что насчет твоих однокурсников?

Вполне нормальные и адекватные ребята. С ними очень приятно работать и проводить досуг. Естественно, многим будет интересно, есть ли какой-то дискомфорт, когда рядом с тобой учатся дети владельцев крупных компаний и мегакорпораций. Во-первых, их совсем немного, а, во-вторых, на моем курсе сложились действительно неплохие отношения в коллективе, так что о вещах вроде разницы в доходах никто не задумывается. Кроме того, здесь учатся очень умные ребята с широким кругозором, поэтому практически с каждым можно найти какие-либо совместные увлечения. Широко распространены различные историко-политические игры, модели переговоров на высшем уровне, наиболее популярной из которых является знаменитая модель ООН. Все это помогает лучше вжиться в коллектив и найти общий язык со своими сокурсниками. Естественно, вечеринки для этих целей тоже никто не отменял.

Какие перспективы есть у представителей твоей будущей профессии в целом и выпускника твоего факультета и вуза, в частности?

Прежде всего, расчет делается на то, что большая часть выпускников моего факультета международных отношений пойдет работать в Министерство иностранных дел. С этой целью нам и преподаются редкие языки, а также предметы, связанные с дипломатическим этикетом или историей международных отношений. Но эта работа не для всех. Кому-то покажется невысоким уровень зарплат в центральном аппарате МИДа, кто-то не сможет жить в отрыве от своей семьи в загранкомандировке в течение нескольких лет. Поэтому с нашей специальностью можно устроиться и в компанию, имеющую связи с зарубежными партнерами или в солидную российскую компанию вообще, если вы — выпускник факультета международного права или международных экономических отношений. С факультета международной журналистики выпускники часто идут работать в СМИ. Не все, конечно, могут устроиться так, как им бы хотелось, но здесь уже в большей степени все зависит от желания человека. И, разумеется, крайне проблематично устроиться на работу по специальности сразу после бакалавриата. Нужно отучиться еще хотя бы в магистратуре.

А ты сам как видишь свое будущее в идеале?

Если честно, я пока еще не определился. Я мог бы пойти работать в МИД с расчетом на то, чтобы уехать в загранкомандировку — работа за пределами своей страны всегда меня привлекала, как и работа с людьми. Но я хотел бы взвесить все варианты, и, возможно, пойти на работу в частную компанию. В данный момент я планирую перейти после бакалавриата на магистратуру международного права, после окончания которой появятся новые перспективы.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
21 июля 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты