«Если тебе лень — никакая геймификация не поможет»

Как с помощью головоломок и сторителлинга удержать внимание слушателей и почему основные конкуренты онлайн-курсов в России — это кино и игры? Говорим об этом с Алексеем Симоненко, сооснователем HTML Academy, единственной российской платформы, обучающей верстке в интерактивном режиме.
Партнеры
проекта:
Алексей Симоненко
Веб-евангелист в HTML Academy
Что такое геймификация и как это работает?

У нас в курсах используется очень много геймификаций. Одна из них — техника «от простого к сложному», с заданиями для выполнения. Задания — это интерфейс, состоящий из двух текстовых редакторов, в одном человек должен писать html, в другом — css, и окошечко preview — того, что у него получилось. Будто настоящая веб-страница — и эта страница создаётся на основе того, что человек написал в двух предыдущих окошках. В одном таком задании обычно 3-4 цели. Цели очень простые: «сделать так, чтобы ширина у блока была 200 пикселей», «сделать так, чтобы цвет у ссылки был красным» и т. д. Курс состоит из 30 заданий, которые постепенно усложняются исходя из опыта, который получает человек. Это очень помогает людям, которые совершенно не понимают, как входить в эту систему и дальше проходить курсы.

Другой тип геймификаций — «головоломки». Они придуманы для профессионалов, которым уже скучно проходить задания, где всё «разжевано», они хотят что-нибудь посерьёзнее. В заданиях-головоломках перед человеком не просто стоит цель выполнить всё по пунктам, задача другая — приблизить свой вариант к нашему представлению о том, как это должно быть. И, соответственно, шкала выполнения здесь от 0 до 100%. Чтобы пройти это задание, достаточно 90 или 95%. Это как раз интересно тем людям, которые хотят показать себя. Нам очень часто говорят: «Я хочу идти дальше, но не могу, потому что хочу добить эти 100%». Одна девушка рассказала, что проснулась ночью, поняла, как сделать это задание, села за компьютер и у неё получилось.

Что вам кажется неправильным в существующих онлайн-курсах?

В большинстве онлайн-курсов, где требуется выполнение каких-то заданий, результат сразу не виден: ты вроде как выполняешь задание, но чтобы посмотреть результат, нужно нажать на какую-нибудь кнопку. Если человеку каждый раз приходится повторять одно действие, через какое-то время оно вызывает микростресс. У нас же — интерактивные задания, где идёт отработка реальных навыков вёрстки, то есть профессиональные верстальщики на работе делают ровно тоже самое, что делают ученики у нас на курсах. Есть мгновенная обратная связь, человек пишет — и сразу видит результат своей работы, ему ничего не нужно делать дополнительно. Максимальная обратная связь позволяет пользователям быстрее получать ответы и двигаться дальше.

Можно ли с помощью онлайн-курсов получить профессию, как сейчас предлагает Coursera, или можно только улучшить и расширить уже имеющиеся знания?

Наша практика говорит о том, что да — можно получить. Мы периодически проводим опросы среди тех, кто давно прошёл наш курс, узнаем, что они сейчас делают. Оказывается, что ребята устроились в одну компанию, в другую, или сами начали верстать сайты. Профессию получить можно, но никто не говорит, что это просто.

Нужна усидчивость и вера в свои знания, если тебе лень — никакая геймификация не поможет.

Поэтому у нас есть интенсивные курсы, где, грубо говоря, за каждым человеком закреплен человек, который «дает пинок». Это месячная программа, и ребята, которые выпускаются оттуда, готовы после выпуска идти на работу. Их навыков достаточно для того, чтобы справляться с профессиональными задачами.

Как вы работаете над удержанием пользователей? Бывает ли такое, что слушатели курса сдаются на полпути?

Да, конечно, такое бывает, и регулярно. У нас существует большой инструмент аналитики по всем курсам, мы видим, на каких заданиях люди начинают «отваливаться». Когда курс идёт постепенно, в начале курса — 100%, потом во втором задании — 98% и по чуть-чуть, по проценту, например, это число уменьшается — это нормально. Но когда вдруг резко число уменьшается на 10% — это значит, что что-то не так. Обычно мы читаем комментарии, смотрим, что в этом задании может быть непонятно. Часто переформулировка цели, перестановка двух слов местами сильно меняет этот процент.

Для удержания пользователей мы используем ещё один вид геймификации, storytelling. Придумываем историю в рамках одного курса, во всех заданиях ее используем и доводим ученика вместе с этой историей до конца. Например, в курсе css-трансформации мы придумали такую историю: существует вымышленный мир, где есть маг, он ходит по этому миру, на него нападает вымышленное существо, с которым он должен бороться.

Ученик перемещает мага, стреляет файерболами в мишени, убивает врага, и при этом отрабатывает важные навыки. Этот метод хорошо помогает удерживать внимание.

Есть ли у вас статистика того, как реагируют работодатели на сертификаты ваших курсов?

Скажем так, то, как реагируют на сертификаты, нам не очень интересно, потому что мы сами были когда-то работодателями. Бумажки или дипломы институтов на самом деле о способностях человека ничего не говорят. Самое важное — это навыки. Поэтому, когда принимают на работу верстальщиков, всегда в любом случае им дают тестовое задание. У нас есть положительные отзывы от компаний, в которые приходили наши ученики, — и оказывались с правильно поставленным пониманием задач и того, как их решать. На интенсивах, когда мы принимаем финальный проект учеников, у нас существует большое количество оценочных критериев. Мы рассказывали об этом на «Хабре», и получили положительный отклик профессионального сообщества.

И всё-таки, кого вы считаете своими конкурентами?

Если говорить про западные аналоги, это teamtreehouse.com и codeschool.com, за которыми мы внимательно наблюдаем. У них хорошо поставленная программа и есть примеры интерактивных заданий. Мы движемся в этом же направлении.

Наши конкуренты в России — это кино, игры, мы боремся с ними за время пользователя. А онлайновой платформы, интерактивно обучающей верстке, в России нет.

Каким вы видите будущее онлайн образования и HTML Academy, в частности?

Онлайн-образование в России только начинает зарождаться. Думаю, всё будет хорошо, онлайн будет развиваться. Сейчас есть много инициатив и на законодательном уровне, по поводу того, чтобы институты могли использовать частные курсы в рамках официальной программы университета. Здесь мы повторяем опыт Запада, где университеты уже могут сотрудничать с таким платформами, как Coursera или Codeschool. У нас всё только начинается, процесс пошёл, и это очень хорошо, потому что несколько лет назад казалось, что это вообще никогда не случится.

Что касается наших курсов, то мы собираемся, в первую очередь, полностью «добивать» тему верстальщиков, добавить программирование и выращивать настоящих специалистов, а не давать поверхностные знания. Это одна из проблем большинства онлайн-курсов: они дают информацию по верхам, всё, что и так можно получить, а вглубь не особо уходят, потому что для бизнеса это не всегда интересно.

 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты