Выбор программы: гидротехническое и специальное
строительство в МГСУ

Как наблюдение за установкой громоотвода может повлиять на выбор профессии? Об этом рассказал студент МГСУ Герман Кантиев.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
07 мая 2015
Как ты принял решение получить образование, связанное со строительством?

Ещё в детстве я стал свидетелем строительства нашего загородного дома. Мне было около 13 лет, и взрослые доверяли мне некоторые мелкие вещи: принести какой-нибудь инструмент или забить гвоздь. Такое незначительное действие, как, например, установка громоотвода, вызывало у меня восторг, и, хотя дом был небольшим, мне казалось, что я участвую в грандиозном строительстве. Возможно, в этот момент я и не задумывался о выборе профессии, но то, что я видел, вызывало у меня живой интерес. Позже отец, работающий в этой сфере, возил меня на объекты, которыми он в то время занимался. Показывал мне, как работают многотонные экскаваторы и другая специальная техника. 

Потом, в 11 классе, побывав на дне открытых дверей в МГСУ, я чётко утвердился в выборе университета. Строительная отрасль открывает широкие возможности для реализации себя как специалиста. Профессия строителя — это нужная и благородная профессия: я буду строить здания и сооружения, которые, возможно, ещё и меня переживут, буду улучшать жизнь своему и будущему поколению. Что касается выбора факультета, я, в первую очередь, ориентировался на выбор программы обучения. Мне повезло: в год моего поступления ещё набирали студентов на специалитет, но не на всех факультетах. Я остановился на факультете гидротехнического и специального строительства (институте гидротехнического и энергетического строительства), и теперь не жалею.

Сложно было поступить? Что требовалось для поступления в МГСУ?

Нет, не сложно. Поступление осуществлялось по результатам ЕГЭ и никаких дополнительных экзаменов на моём факультете не проводили. Баллов на ЕГЭ я набрал достаточно.

Как ты готовился к экзаменам?

Моя подготовка состояла из школьных занятий и уроков с репетиторами по физике и русскому языку. Учителя с начала 11 класса настроили нас на серьёзную работу: первые пару месяцев нам прививали систематику занятий. Каждый день мы учились уделять немного времени разным предметам, тем самым распределяя общий объём необходимых занятий. Это было важно, и помогает мне даже сейчас.

Какие плюсы и минусы обучения ты можешь выделить?

В первую очередь, огромный плюс — это хорошие преподаватели, которые обладают не только богатыми теоретическими знаниями, но и большим опытом работы непосредственно в строительстве. Всегда могут «на пальцах» объяснить любые непонятные вопросы, без проблем консультируют во внеурочное время. С такими преподавателями очень легко учиться. Тёплые и самые положительные слова стоит сказать в адрес деканата. Туда всегда можно обратиться не только по поводам, касающимся процесса обучения, но и любым другим вопросам жизни университета. Ну и, как истинный студент МГСУ, обязан упомянуть о нашей великолепной университетской столовой.

Поступая в наш университет, можете не бояться умереть с голоду, это исключено.

На самом деле, плюсов очень много и перечислять их можно бесконечно. Насчёт минусов — даже не знаю, что сказать. Лично для меня недостатком является удалённость места учёбы от дома. В день я трачу в общей сумме три часа на дорогу.

На какие предметы делается акцент в обучении?

Предметы, связанные с подземным этапом строительства — механика грунтов, инженерная геология, подземное строительство — изучаются особенно подробно. И, естественно, такие предметы подразумевают большое количество лабораторных работ, которые мы выполняем на компьютерах в виртуальной модели, а также выполняем опыты на различных приборах. Например, на лабораторных работах по дисциплине «подземное строительство» (кажется, она так называется) мы работаем в программе Z-soil. В ней мы моделируем поведение здания при прокладке под ним тоннеля. Задавая различные параметры грунту, мы определяем, как сместится фундамент дома.

Какие предметы из изучаемых тебе наиболее интересны?

Все дисциплины мне интересны в равной степени, потому что сейчас, на третьем курсе, у нас практически не осталось общих предметов — только философия и право. Но и они, порой, приятно разбавляют будничную скуку. Люблю предметы, на занятиях по которым нужно чертить. Вот сейчас, например, черчу разрез по строительной геологии, и, чем глубже вникаешь в задание, тем интереснее и, соответственно, проще его делать.

А что вы делаете на занятиях по строительной геологии?

На этих парах мы изучаем строение земли, на территории которой ведутся работы. Необходимо точно изучить весь комплекс инженерных изысканий, связанных с разведкой не только видимого участка, но и подземной части. Ведь, даже если основание здания находится на глубине 1,5-2 метра, нагрузка от него распределяется между слоями земли на десятки метров в глубину.

Как тебе преподаватели МГСУ?

Как я уже сказал, подавляющее большинство преподавателей ответственно относятся к своей работе. С пониманием относятся к опозданиям и легко идут на контакт со студентом. Были и такие (только на первом и втором курсах), к которым просто не хотелось идти на пары. Это происходило не из-за того, что они были слишком строгими: мне просто не нравилось, как они вели свои занятия. Но их было очень мало. Лично у меня всегда были хорошие отношения с преподавателями.

А что именно тебе не нравилось?

Представьте себе лекционную аудиторию на 60 человек. Ты приходишь, садишься на место где-то на передних рядах и смотришь, как лектор читает тебе по бумажке очередную тему по физике. Читает тупо, монотонно, не акцентируя внимание на основные моменты.

Такое ощущение, что лектор читает инструкцию от электромясорубки.

Потом он встает, вместе с этой бумажкой подходит к доске и начинает записывать формулы, на ходу исправляя какие-то недочёты, неправильно срисованные. Поймите меня правильно: я — далеко не отличник, и, может, говорить об этом с моей стороны лицемерно, но создаётся впечатление, что человеку не нравится его работа и он всем своим видом это демонстрирует.

А что ты можешь сказать о своих однокурсниках?

Я доволен своей группой. Это дружный коллектив. На мой взгляд, в нем нет ни одного случайного человека. Почти все пришли в университет ради того, чтобы в будущем работать в строительной сфере. Не могу вспомнить каких-то негативных моментов.

Какие перспективы есть у представителей твоей будущей профессии в целом и выпускника МГСУ в частности?

Если заявить, что перспективы безграничны, то это будет звучать слишком романтично. Однако в этом есть доля правды. Ну, а, если серьёзно, я точно знаю, что грамотные, хорошо подготовленные специалисты в любой фирме ценятся на вес золота. В данный момент строительные компании нуждаются в квалифицированных кадрах, а их сейчас как раз не хватает. На рынке труда идёт жёсткая, конкурентная борьба, которая, на мой взгляд, со временем, будет усиливаться. Мне трудно точно сказать, какие перспективы ждут представителей моей будущей профессии. Будем надеяться на лучшее.

Куда конкретно могут пойти работать выпускники твоего факультета?

Выпускники факультета гидротехнического и специального строительства смогут работать в различных областях гидротехнического строительства, строительства атомных и тепловых станций, освоения подземного пространства, высотного строительства, строительства объектов охраны водных ресурсов и инженерной защиты окружающей среды. Их должность будет зависеть от квалификации, стажа и опыта работы, от их амбиций, в конце концов. Понятно, что в начале карьеры всем будет нелегко. Придётся первое время своим трудом делать себе имя. Но профессия инженера — интересная и, к тому же, хорошо оплачиваемая, чтобы быть мотивированным на дальнейшее развитие.

Что ты сам планируешь делать после окончания вуза?

Не думал ещё об этом. Меня пока заботят мелкие проблемы — зачеты, экзамены. За оставшееся время учёбы постараюсь разобраться в себе, понять, какие именно аспекты строительства меня интересуют. Не исключен вариант, при котором я найду хорошую фирму с подходящей для меня должностью на последних курсах, и останусь там после окончания университета делать карьеру. Маловероятно, что я свяжу свою будущую жизнь с какой-то другой сферой деятельности.

Как ты видишь развитие своей будущей карьеры в идеале?

В идеале после получения достаточного опыта в строительной сфере я бы хотел открыть свою фирму, начать своё дело. Однако перед этим нужно найти достойных компаньонов. Вот это было бы здорово.

Неоднократно бывали случаи, когда не так давно построенные здания обрушивались, погребая под собой десятки людей («Трансвааль-парк», например). Как будущий специалист в строительстве, можешь сказать, в чем могут быть причины этого?

Как будущий специалист, могу сказать с уверенностью: каждый такой инцидент стоит рассматривать отдельно, ведь в каждом сооружении существуют свои особенности выполнения работ на разных этапах строительства. Однако опыт показывает, что, как правило, решающую роль в таких случаях играет человеческий фактор. Самое маленькое конструктивное решение, самая маленькая особенность эксплуатации, даже погодные условия можно заранее включить в расчётную модель и предсказать, как будет вести себя построенное сооружение. Печально, что в XXI веке, когда многие расчеты можно легко выполнить на компьютере и с помощью высокоточных приборов, когда так много новых технологий внедрено в строительство, люди позволяют себе подобную халатность и безалаберность.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
07 мая 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты