Правила поступления: РГТЭУ

Бывшая студентка РГТЭУ и выпускница РЭУ имени Плеханова Александра Сотникова рассказала о том, как она выбрала специализацию, руководствуясь гуманистическими соображениями и почему преподавание на факультете ГМУ устроено неправильно.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
09 апреля 2015

Мотивация

В 11 классе мы с папой как-то раз сели пить чай, и он спросил, чем бы я хотела заниматься одну четвертую часть своей жизни. Вообще, невероятно важно осознать это и выстраивать свою жизнь исходя из этого,а не двигаться хаотично. Я, например, точно знала, что не хочу денег и признания, а хочу, чтобы у людей что-то в жизни поменялось в лучшую сторону, потому что люблю их. Мой гуманист-идеалист папа сказал : «Доча, государство — это институт, специально созданный именно для того, чтобы помочь людям улучшить их жизнь ». Так я определилась со специализацией.

Если бы на обучение государственному и муниципальному управлению и на работу брали не по экзаменам и связям, а по мотивации людей, итог для государства был бы неописуемым. Число чиновников сократилось бы раз в 20, а эффективность увеличилась бы раз в 40.

Поступление

Итак, определившись со специализацией, я посмотрела проходные баллы за прошлый год в вузах и поняла примерный необходимый уровень для каждого интересующего меня института. Затем я начала искать, когда и какие олимпиады проводятся при институтах, что очень важно делать всем, кто хочет принципиально поступить на бюджетное отделение. К сожалению, я сделала это слишком поздно, поэтому не поучаствовала ни в одной. А многие мои подруги через не очень сложные олимпиады поступили и в Вышку, и в МГЮА, и в МГУ. Я сдала экзамены не плохо и не хорошо: средний балл за каждый предмет был 70. На бюджет с такими баллами было довольно сложно пройти, поэтому мне пришлось искать вуз «попроще».

Я развезла копии документов по институтам, а потом выбрала один из них, чтобы отдать туда оригиналы. Вообще я должна была в учиться в РАГС, но по стечению космических обстоятельств оказалась в сначала в РГТЭУ, а теперь — в РЭУ имени Плеханова.

Когда я возила документы, спрашивала у «тетушек» из приемной комиссии, прохожу ли я к ним по баллам на бюджетное отделение (они же знали, с какими баллами другие абитуриенты сдали оригиналы). В РАГС мне сказали, что мое поступление на бюджетной основе очень маловероятно, потому что другие поступают к ним с более высокими баллами, а в РГТЭУ ответили, что, скорее всего, к ним мне удастся поступить на бюджет. Естественно, я выбрала тот вуз, где у меня был самый высокий шанс пройти на бюджетное отделение — РГТЭУ. В итоге потом я посмотрела списки в РАГС, и оказалось, что туда я бы тоже прошла, если бы оставила оригиналы.

Помимо этих вузов, я подавала документы в МЭСИ, РГСУ, РГГУ. В РГГУ был дополнительный вступительный экзамен. В каждом институте бывает по-разному: обычно один экзамен сдаешь дополнительно по их системе, и баллы за него суммируются к твоим результатам ЕГЭ. В РГТЭУ таких не было, в РГГУ я сдавала несложный тест по обществознанию.

Подготовка

Один раз в неделю я занималась с репетитором по каждому предмету, который сдавала, — по математике, русскому языку и обществознанию. С ними мы решали задания ЕГЭ — ничего особенного. Особенности были, разве что, в подготовке к экзамену по русскому языку, в части с сочинением. Преподаватель посоветовала мне писать его четко по схеме, с определенными вводными словами и последовательностью аргументов. На ЕГЭ я так и сделала: написала обычное заурядное сочинение по схеме. Мне поставили за него максимальный балл. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию проходила в виде решения тестов и написания эссе. Особенности написания эссе по обществознанию должны быть такими же, как и у сочинения по русскому языку — определенное количество аргументов и последовательность изложения мыслей.

РГТЭУ против Гарварда

В обучении в РГТЭУ мне нравилось, что приоритетными были знания, которые студент показывает на экзамене, а не количество посещенных им занятий. Меня это очень устраивало: я и работала во время обучения, и получила красный диплом.

Я работала в модельном агентстве на различных мероприятиях — конференциях, презентациях, выставках. Если я работала на выставке, моя работа заключалась в регистрации гостей, информировании клиентов о компании.

Плюсов в обучении я почти не могу выделить, причем я говорю о факультетах государственного управления многих вузов, так как у меня есть очень много знакомых из других институтов. Единственное, о чем, может быть, стоит упомянуть — ты учишься анализировать большой объем информации в короткий срок перед экзаменом и конференциями, можешь попрактиковаться в выступлениях.

В остальном обучение построено неправильно. Студенты получают кучу информации, совершенно не адаптированной к реалиям жизни, особенно на специальности «государственное и муниципальное направление». Обучение на этой специальности — это пять лет каких-то концепций, теорий, терминов. При этом студентов никто не учит, как на деле что-то менять, совершенствовать.

Дело не в самих дисциплинах (я не считаю их ненужными), а именно в том, как их преподносят. Студентам дают одну теорию, а нужно, чтобы было больше реальных историй и практических заданий.

Зачем учить какие-то теории, которые были написаны 50 лет назад и не применены на практике?

Мой знакомый учился в течение года в Гарварде, и у них за все это время не было ни одной лекции. Перед семестром всем студентам высылают пару учебников, чтобы они просто ознакомились с теорией, а потом на всех занятиях они разбирают реальные ситуации из прошлого и настоящего и ищут пути их решения. Вот это я понимаю — эффективное образование.

Он учился не на факультете государственного управления, а на программе «рынок ценных бумаг», но в Гарварде такая концепция обучения у 85% специальностей.

Конечно, у нас были практические занятия, но их было мало. Они проходили так: преподаватель давал какую-то социально-экономическую проблему и каждый студент готовил программу по ее решению. Он должен был рассчитать, сколько на это необходимо времени, какие нужны мероприятия, законы и бюджет.

Моей проблемой были «коммерческие потери в электроснабжении». Защита проектов проходит в формате презентации. Для решения этой проблемы необходимы новые законы, ужесточающие наказания за воровство энергии, интеллектуальные счетчики, вынос опор в зону, недоступную для потребителей. Вот цитата из моей презентации: «Большинство счетчиков находится прямо в доме, то есть потребители могут непосредственно влиять на него разными способами. Есть два пути решения: вынос всех счетчиков из зоны воздействия потребителей, то есть на опоры перед домом или более краткосрочное решение, замена счетчиков внутри дома на антимагнитные (что обойдется государству в 3 раза дешевле, но не решит проблемы целиком).» Мне нравилась такая практика.

О присоединении РГТЭУ к РЭУ имени Плеханова

Полтора года назад наш вуз присоединили к РЭУ имени Плеханова. Тогда проводилась реформа образования, благодаря которой выявляли неэффективные вузы. Их потом присоединили к «крутым». Именно таким образом 70 000 студентов РГТЭУ стали по волшебству студентами РЭУ.

Что изменилось в обучении после этого присоединения? Ничего, за исключением того, что иногда занятия проводились в здании РЭУ.

Сейчас я учусь на последнем курсе. Красный диплом еще не получила: для этого надо сдать государственные экзамены и защитить дипломный проект на «отлично», однако мне платят повышенную стипендию.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
09 апреля 2015
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты