Слияние и поглощение

Московские власти рапортуют о завешении процесса слияния школ, начавшегося с приходом на пост мэра Сергея Собянина. Было 1572 школы, осталось 750: зачем это было нужно, и что об объединении думают учителя и родители — в нашем материале.
12 февраля 2015

Было 1572 школы, стало 750 школ: по мнению Правительства Москвы и Департамента образования такая модель дошкольного и среднего образования будет гораздо эффективнее предыдущей, поскольку в каждой школе увеличится материальный и преподавательский ресурсы, площадь зданий и территории. Основная задача реформы — обеспечить массовую доступность качественного образования, чтобы в каждом районе была школа, в которой ребенок может реализовать себя, независимо от того, какие у него способности — к математике, литературе или физкультуре.

Раньше в каждой школе был выбор из двух профилей обучения, как правило физико-математический и экономический или естественно-научный и гуманитарный. После объединения большинство учебных заведений располагают совсем другим ресурсом по количеству педагогов и предлагают теперь на выбор 4-5 профилей, помимо стандартных школьных специализаций развиваются и необычные направления, например, журналистика, музыка. Все больше школ могут себе позволить перейти на индивидуальный учебный план в старших классах, когда ученик не ограничен конкретным профилем, а может выбрать для изучения на углубленном уровне любые предметы.

Также, слияние школ послужило началом развития блока дополнительного образования. Многие образовательные комплексы предлагают на выбор ученика 30-40 спортивных секций, кружков и студий. И это не только стандартные хор, командные игры и ОФП, а большой теннис, капоэйра, батут, все виды единоборств, игра на музыкальных иснтрументах, во многих школах зимой заливается каток.

Благодаря присоединению к школам дошкольных учреждений, в детских садах появилась подготовительная программа для дошкольников. Занятия несколько раз в неделю проводят учителя базовых школы непосредственно в саду. А после окончания сада дети переходят всей группой в один класс школы, что помогает в адаптации к первому классу, поскольку ребенок находится в знакомом коллективе.

Несмотря на все положительный стороны реформы, озвученные Департаментом образования, среди общественности этот проект вызывает неоднозначную реакцию. «Учеба.ру» попросила родителей школьников и учителей поделиться своим мнением относительно слияния московских школ.

Вера
Учитель московской школы

Я вижу много минусов: после объединения школ зарплата упала; если нужна подпись директора, нужно идти в другое здание, которое находится в 15-ти минутах ходьбы. Коллективы школ не общаются между собой, чувствуется какая-то неприязнь. Мне, как председателю методического объединения, нужно делать различные отчёты по предмету — учителя, которые находятся в другой школе, никогда вовремя сведения по предмету не сдают. Проводили предметную неделю, они сами у себя делали мероприятия, мы в своей школе тоже сами. Объединяющий момент только в том, что срок предметной недели одинаковый, а так никаких совместных мероприятий не было, никто бегать не хочет туда-сюда. Плюсов вообще не вижу.

Анна
Мама первоклассницы

Объединение школ — решение неоднозначное. В случае объединения равных по уровню школ — это скорее всего неплохо. Конфликт интересов возникает, когда лучшие школы объединяют с посредственными. Ведущие школы в каждом районе Москвы общеизвестны, они десятилетиями создавали себе имя, получая аккредитацию гимназий и лицеев, выбивая дополнительные ставки для учителей, участвуя в грантовых проектах. Они целенаправленно вкладывали силы в свое развитие, отбирали хороших детей, формируя определенную среду, добивались высоких результатов благодаря олимпиадной работе и сотрудничеству с лучшими университетами. Сейчас к этим топовым учебным заведениям присоединили по несколько районных школ, не для того чтобы улучшить первые, а для того чтобы подтянуть последние. В итоге слабые школы будут использовать ресурсы сильных, а сильные — тащить на себе слабых.

При этом у объединения есть и положительные стороны. После введения системы регистрации в первый класс по районным кластерам и запрета на вступительные экзамены, попасть в первый класс хорошей школы стало практически нереально, если твой дом не относится к нужной школе. Мы живем в районе Марьино, где есть очень хорошая гимназия № 1552 им. Артема Боровика. Объединение с двумя соседними школами дало гимназии возможность ежегодно набирать 12 первых классов. В итоге мы легко прошли туда по дополнительному списку.

Оксана
Мама третьеклассника

Наша школа объединилась с соседней и, возможно, к нам присоединится еще и третья школа. Бывает неудобство, когда преподаватели бегают из одного здания в другое и поймать их сложно, но это единичные ситуации. Из положительного — когда школы объединили, у моих детей появилось много новых друзей. А еще плюс в том, что старшие классы и начальная школа учатся в отдельных школах. Я точно уверена, что никто из старших ребенка не обидит.

Юлия
Мама десятиклассницы

Есть ощущение, что все, что в последнее время происходит со школами, приводит исключительно к ухудшению качества образования. Дочь учится в десятом классе. Образованием как таковым уже никто не занимается, единственная задача школы — «натаскать» детей на ЕГЭ, чтобы улучшить показатель. И вообще главный процесс, происходящий в школе, не образовательный, а по улучшению показателей. Далее — вопрос личной ответственности предметников. И, к сожалению, тех, кто доросовестно учит без пяти минут выпускников — единицы. Единственное исключение из этого грустного правила — именитые профильные школы. Они учат не только русскому и математике, но и, как минимум, профильным дисциплинам. Процесс объединения школ это преимущество может свести на нет. Есть опасение, что сливание в единую структуру одной хорошей школы и двух-трех посредственных может идти только по трем сценариям. Первый — школы объединяются исключительно де-юре, а де-факто ничего не меняется. В этом случае, в чем смысл объединения для школьников и их родителей? Только в корочке? Ведь все остаются при своих... Второй — школы реально становятся единым целым. В итоге, три части дегтя, смешанные с одной частью меда, дают абсолютно не удобоворимое сочетание.

Нашу школу пытались слить с соседней, примерно равной по уровню. Директором планировали сделать руководителя соседней школы, наша администрация встала на дыбы. Пару месяцев устраивали родительские собрания и рассказывали, что школу надо спасать. Соответственно, задействованные в спасении педагоги своими непосредственными обязанностями в это время практически не занималис, а потом, перед экзаменами, дружно ликвидировали пробелы в знаниях. От объединения отболтались усилиями родительского коллектива, лучше не стало, хуже тоже, всё то же болото.

12 февраля 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты