Мой город — Москва
Выбрать другой город:
Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

«Рациями, факсами, телефонами»: преподаватели вузов об обманах на экзаменах

Пока студенты отдыхают от сессии, мы расспросили преподавателей, с какими уловками и обманами на экзаменах они сталкиваются и что об этом думают.
Анна Розова
Редактор проекта Учёба.ру
11 февраля 2015
Григорий Прутцков
Доцент факультета журналистики
МГУ имени М. В. Ломоносова,
кандидат филологических наук

Я принимаю экзамены не совсем традиционно: у меня в принципе невозможно списать. Однако бывают такие случаи, когда я принимаю экзамен в группе или ассистирую. Например, однажды студент на экзамене сидел с наушниками, в которых слушал музыку. Он даже немного двигался и мотал головой в такт. Я подумал: «Что же он такое умиротворяющее может слушать?». Подошел к нему, и выяснилось, что он слушал лекции по этому предмету, делая вид, что наслаждается музыкой. Я поставил ему пятерку автоматом за находчивость.

Был еще похожий случай, когда я сам еще был студентом. У нас был экзамен по предмету «политэкономия социализма», который сейчас называется попросту «экономика». Экзамен принимала старушка, которая гордилась тем, что у нее никогда никому не удавалось списывать. В то время, как она экзаменовала одного человека, другой сидел к ней спиной, чтобы она была уверена, что он не списывает. Аудитория была маленькой: не повернешься. Более того, преподаватель даже парты специально расставляла так, чтобы ей было видно все, что делают студенты. И вот, один студент, который готовился, неожиданно начал ужасно кашлять. «У меня обострение астмы,» — сказал он. «Ну так выйдите, откашляйтесь!» — ответила преподаватель.

Потом у него было еще несколько «приступов» кашля, благодаря которым он выбегал за дверь и все учил.

Кашель у него был действительно страшным: наверное, его слышала половина университета. Так что не сжалиться на месте преподавателя было просто невозможно. Выйдя за дверь, «астматик» тут же схватил меня и зашептал: «Скорее, дай шпаргалку по этому предмету!». Я дал ему ее, он быстро прочитал и, вернувшись в аудиторию, сказал преподавателю: «Большое спасибо, я откашлялся.» Потом у него было еще несколько «приступов» кашля, благодаря которым он выбегал за дверь и все учил.

Сам же я использовал другой способ. Я делал шпаргалки по всем билетам: для ответа на один вопрос мне хватало примерно два квадратных сантиметра бумаги (я специально писал тонким стержнем). Я прятал их в носовых платках, которых было несколько, и использовал специальный классификатор, который показывал номер билетов, находящихся в данном платке. И в нужный момент я доставал носовой платок и начинал сморкаться. Конечно, экзаменатор не стал бы в этот момент ко мне подходить, хотя бы из-за элементарной боязни заразиться. Таким образом, мне помогали два фактора: миниатюрность шпаргалки и физиологический фактор. В итоге меня ни разу не поймали.

Когда я учился в университете, сдавал экзамен за своего знакомого. Правда, фотографию я не переклеивал: на моей памяти преподаватели никогда не смотрели на фото в зачетке.

Бывают также случаи, когда один студент сдает экзамен за другого, переклеивая фотографию в зачетке. Чаще всего это случается, когда экзамен сдает заочный курс и лектор не знает студентов в лицо. Когда я учился в университете, сдавал экзамен за своего знакомого. Правда, фотографию я не переклеивал: на моей памяти преподаватели никогда не смотрели на фото в зачетке. Поэтому сейчас, когда я принимаю экзамены, всегда в первую очередь обращаю внимание на фотографию.

Некоторые заранее пишут шпаргалку на листе А4, и кладут его между такими же, только чистыми, листами. А на экзамене спрашивают преподавателя: «Можно, я возьму из портфеля чистый листочек?». Разумеется, преподаватель не может отказать. В результате они берут этот исписанный листок и идут с ним отвечать, делая вид, что написали все это только что.

У меня на экзамене есть «классический» вопрос. Я люблю спрашивать студентов (особенно тех, кто пропускал много занятий), читали ли они «Олимпийскую речь» Горгия. «Олимпийская речь» — произведение пятого века до нашей эры, она не сохранилась. Я об этом всегда рассказываю на лекциях. А те, кто не ходил на лекции, естественно, об этом не знают. Разумеется, в большинстве случаев студенты отвечают: «Да, конечно, читал!». Кто же захочет признаться в том, что не читал? Обычно после такого ответа я прошу пересказать это произведение. И вот, один студент начал с блеском в глазах мне ее пересказывать. Рассказал, что в этой речи описано, какие в ней композиции, основные герои. Примерно на четвертой минуте такого яркого и страстного рассказа я испугался и подумал: может, эту речь уже нашли и перевели, просто я еще не в курсе? И вот, где-то на шестой минуте я осмелился его перебить и сказал: «Вообще-то эта речь не сохранилась». Студент сразу осекся, густо покраснел и впал в ступор. Однако я поставил ему «отлично» за оригинальность и за то, что ему почти удалось убедить преподавателя в его профнепригодности.

Я поставил ему «отлично» за оригинальность и за то, что ему почти удалось убедить преподавателя в его профнепригодности.

Я принимаю экзамены по собственной системе, благодаря которой студенты в принципе не могут списывать. Я даю студентам билеты, разрешаю им списывать, даже ухожу из аудитории на полчаса, чтобы дать им такую возможность. Так и говорю им: «Списывайте, откуда хотите!». А потом прихожу через полчаса и начинаю спрашивать по другим вопросам. Студент Московского государственного университета может за час по-китайски начать говорить, если будет списывать. Это — не уровень Московского университета. Поэтому я использую такую вещь, как дополнительные вопросы. Вот с них и начинается самое интересное. И никакие шпаргалки студентам уже не помогут.

Инна Сергиенко
Доцент кафедры литературы
и детского чтения СПбГУКИ

Мне кажется, что нашим студентам уже нет нужды придумывать уловки и обманы, так как им в любом случае всё поставят. Приходя на лекцию к её концу, они с достоинством и молча проходят к сиденью, а я ни о чем не спрашиваю. Из шпаргалок — уныло пользуются планшетами и айфонами. Из обманов — вечное и неиссякаемое «компьютер сломался, стерся текст, ребенок заболел» (а, возможно, и заболел). Ничего интересного, яркого и забавного,  потому что мы превратились в некую смесь путяги и казармы. Для ярких и дерзких уловок нужен творческий и авантюрный дух, а его нет и быть не может у нас сейчас. Ну или он совсем уже иссякает.

Я хорошо помню собственные авантюры. Когда я была студенткой, я сдавала зачеты за одного юношу, который мне нравился, посредством другого юноши, которому нравилась я, писала контрольные за всю группу, сдавала экзамены по чужим зачеткам, подсовывала одногруппнице шпаргалки под дверь, а она подбрасывала их преподавателю под стол, реферировала несуществующую (выдуманную мною) литературу.

Я на Нину Ивановну обиделась и аттестацию не поставила.

А лет 10 назад я преподавала какой-то ужасно серьезный курс в Полиграфе (Северо-Западный институт печати — Прим. ред.). И вдруг в конце семестра прибегает невиданный мною раньше студент и бросается ко мне с криком: «Ой, поставьте мне скорее аттестацию!» «Здравствуйте, Кирилл! — назидательно говорю я, намекая, что надо поздороваться, — Вопрос на тройку: как зовут преподавателя?» Тут молодой человек страшно напрягся, прямо весь завибрировал, упер свой взор куда-то мне в лоб и грянул: «Здравствуйте, Нина Ивановна!» Я на Нину Ивановну обиделась и аттестацию не поставила. А сказал бы Семирамида Тихоновна или Изольда Александровна, поворот событий мог быть бы иным.

Иван Грибков
Преподаватель истории

Сейчас основная часть студентов делает упор на современные технические средства. Но большинство использует их «в лоб», то есть без особых фантазий и премудростей, надеясь на технические возможности и невнимательность экзаменатора.

Классикой стала попытка спрятать телефон или смартфон в рукаве, на коленях, в кармане. Хотя встречается и экзотика вроде использования искусственных дырок на джинсах или декольте. Но и тут есть свои хитрости. Один из студентов, неоднократно уличенный в списывании в течение семестра, добросовестно с честными глазами сдает в начале экзамена свой телефон преподавателю. После получения билета студент, не особо таясь, начинает списывать со второго принесенного телефона. Причем, делает это демонстративно, чтобы наверняка быть замеченным. Естественно, что преподаватель замечает это и требует сдать и второй аппарат. С грустными глазами и протестами второй телефон также сдается, чтобы, усыпив этим представлением внимание экзаменатора, использовать третий (!) заранее спрятанный телефон.

К сожалению, ушли в прошлое сложные способы изготовления и применения бумажных шпаргалок.

В последнее время студенты активно используют приборы, замаскированные под наручные часы. Ведь никто не осудит студента, что он часто смотри на часы, сверяясь, успеет ли дописать или просто нервничает. Это подглядывание незаметно или находит объяснения в глазах преподавателя. Более того, подобные приборы позволяют избежать требования, сдать или выложить телефоны перед экзаменом, а объем текстовой информации в них практически безграничен.

К сожалению, ушли в прошлое сложные способы изготовления и применения бумажных шпаргалок. Основную массу сейчас составляют бумажные распечатки, заготовленные дома (квадратики или прямоугольники с мельчайшим шрифтом) и разложенные по карманам.

Никита Хромов-Борисов
Преподаватель матстатистики

Надо преподавать и проверять знания так, чтобы не было необходимости в уловках. Но у меня есть две преподавательские уловки:

1. На занятиях я прошу каждого студента быстренько сформулировать вопросы к зачету, объясняя, что если студент может сформулировать такой вопрос, значит, что он уже хоть что-то знает. Все остальные эти вопросы записывают. Естественно, повторы вопросов не принимаются, каждый должен задать свой. Причем я говорю, что какие вопросы они сформулируют, такие и будут на зачете, то есть если вопрос будет заковыристым и сложным, то на зачете кому-то из коллег автор вопроса подложит свинью. Естественно, формулировки мы все вместе корректируем в ходе их составления.

На зачете я предлагаю поиграть в «слабое звено». Студент задает своему соседу справа вопрос, тот на него отвечает и задает свой вопрос другому соседу справа, и так по кругу.

2. На зачете я предлагаю поиграть в «слабое звено». Студент задает своему соседу справа вопрос, тот на него отвечает и задает свой вопрос другому соседу справа, и так по кругу. Того, кто бойко и сносно отвечает на пару-другую вопросов, я отпускаю с зачетом, с остальными игра продолжается. Студент может иметь при себе учебники, конспекты и прочее, но, если он ничего не знает, то на ходу не сможет в них сориентироваться. Сговор заранее тут тоже не спасает. Естественно, тому, кто не может не только ответить на вопросы соседа, но и задать свои вопросы — незачет.
Вот и вся любовь.

 

Анастасия Тихонова
Старший преподаватель в Институте
экономики и управления РГПУ им. А.И. Герцена

В прошлом году был яркий пример. Проект антиплагиат (antiplagiat.ru) работает на выявление источников в исследовательских работах. Как выясняется, чтобы система не засекла использованные источники, достаточно перефразировать оригинальный текст. Девочка-отличница, желающая продолжить обучение в магистратуре (и, в итоге, в неё попавшая), чтобы я ее выпускную квалификационную работу не сочла за плагиат, так и поступила. К примеру, фразу в первоисточнике «Всякая инновационная деятельность может считаться эффективным инструментом коммерциализации достижений научно-технического прогресса» студентка изменила на «Различная инновационная деятельность является эффективным механизмом получения прибыли от успешной научно-технической деятельности», «развивать предпринимательскую и инновационную активность в стране» на «способствовать непосредственному развитию предпринимательской и инновационной активности в государстве». И всё в таком духе. У меня сначала мозг закипел от таких оборотов, пока я не почуяла недоброе и не нашла первоисточник — после этого хотя бы смысл стал проступать сквозь это талантливое нагромождение слов.

никто не будет строчить шпоры и засовывать их под колготки, если в большинстве случаев можно незаметно для препода использовать телефон.

Вообще, нынешнее поколение, на мой взгляд, менее изобретательно: никто не будет строчить шпоры и засовывать их под колготки, если в большинстве случаев можно незаметно для препода использовать телефон... Если к зачету требуется предъявить конспект лекций, то студенты пытаются один и тот же повторно принести. Моя коллега засекла и стала во время проверки расписываться на каждой странице.

Анастасия Видмер
Преподаватель связей с общественностью
и межличностной коммуникации в организациях,
Восточный университет Индианы, США

Я работаю в американских университетах уже 12 лет, случаев было много и разных. Для того, чтобы понять, что делают студенты, надо понимать систему образования здесь. В первую очередь, основная масса студентов платит за свое образование, но даже в этом случае, есть люди, которые не понимают всех последствий проваленного курса: стоимость этого курса и потраченное время. Студенты, которые попадаются на всяких уловках, обычно строго наказываются, вплоть до полного провала курса, но есть идиоты, которые все равно рискуют. Сейчас я преподаю все курсы онлайн, и если есть какие-то тесты или экзамены, то они проходят в режиме open book — пользоваться учебниками разрешается, поскольку задача студента не знать что-то наизусть, а уметь рассуждать логически. Если студент в состоянии сформулировать аргумент и защитить свою позицию, ссылаясь на предложенные в курсе источники, то хорошая оценка гарантирована. Но все равно есть люди, которые не в состоянии этого сделать, потому что не знакомы с материалом и, конечно, за короткий срок не могут найти ту информацию, которая им нужна, чтобы правильно построить аргумент.

у четверти класса (это в основном первокурсники) вымирает половина семейства как раз на экзаменационной неделе.

Так что же они делают? Во первых, у четверти класса (это в основном первокурсники) вымирает половина семейства как раз на экзаменационной неделе. Причем мы уже стали требовать, чтоб они в доказательство приносили распечатку из газеты об известии о смерти (здесь все это всегда публикуется в местных газетах). Некоторые не приносят ничего и получают 0 баллов, некоторые даже готовы кучу времени потратить чтоб подделать такие вот газетные объявления. По-моему, легче к экзамену подготовиться.

Студенты повзрослее и поопытнее просто считают, на сколько снизится их оценка за курс, если они не будут писать экзамен ( у них в течение семестра есть другие проекты, над которыми они работают). Обычно оценки за экзамены весят много в процентном соотношении с другими заданиями, но все равно есть люди, которые часто просто не сдают экзамен и получают оценку за курс на бал меньше. В моих курсах это часто происходит, так как я акцент делаю на работу в течение семестра, а экзамен — это чистая формальность.

Еще студенты оправдываются тем, что интернет отключили и ответы пропали. Не все знают, что с нами работает команда айтишников, которые могут проследить каждый их шаг в системе и вытащить пропавшие ответы, если таковые имеются.

Преподаватель НИТУ «МИСиС»

С каждым годом ухищрения студентов становятся все изысканнее. В первую очередь благодаря появлению огромного количества разных гаджетов и развитию информационных технологий в целом — они не только помогают учиться, но и сдавать экзамены. Самый типичный пример — «случайно» уронить билет под стол, и там его быстро сфотографировать. После этого автору фото остается только ждать, пока ему пришлют решение задачи или ответ по билету.

Свои шпаргалки студенты сейчас закачивают на смартфоны и планшеты и даже на MP3-плееры и калькуляторы. Активно используют и различные беспроводные устройства: Bluetooth-наушники, ручки. Ну а самый пока необычный вариант — шпаргалки, написанные на упаковке от еды, стаканчиках с кофе и бутылках с водой.

самый пока необычный вариант — шпаргалки, написанные на упаковке от еды, стаканчиках с кофе и бутылках с водой.

Другие способы уже из области психологии. Нужно, например, студенту получить допуск на экзамен без сдачи «хвостов», он специально идет за ним не к своему преподавателю, избегая тем самым дополнительных заданий. Еще одна хитрость — сознательный пропуск зачетов и экзаменов, которые принимают «сложные» преподаватели. И так до тех пор, пока не попадут на «удобный вариант». Не забывают студенты и старые, проверенные временем способы — пишут шпоры на различных частях тела: девушки — на ногах, а юноши — на руках.

Анна Розова
Редактор проекта Учёба.ру
11 февраля 2015

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты