Итоги 2014 года

Какие изменения произошли в сфере образования, как выпускники сдавали ЕГЭ и поступали в вузы? «Учёба.ру» анализирует главные события уходящего года.
Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
29 декабря 2014

Исключительный Крым

Присоединение Крыма, разделившее новейшую историю страны на два этапа, имело последствия и для образовательного рынка. Для выпускников крымских школ было выделено 18 тысяч дополнительных бюджетных мест в вузах. Поскольку украинская система образования отличается от российской и не предусматривает единого выпускного и вступительного экзаменов, крымчане поступали по особым условиям. Они не сдавали ЕГЭ, конкурс проводился по среднему баллу аттестата или по результатам вступительных экзаменов, список и форма которых определялись каждым вузом самостоятельно. Разрешалось проводить не более трех экзаменов, а русский язык можно было принимать только в виде собеседования.

По словам министра образования, науки и молодежи Крыма Натальи Гончаровой, региону понадобится 3 года, чтобы перейти к российской системе единого госэкзамена. Поэтому исключение в правилах приема в вузы для крымских абитуриентов распространяется и на следующую приемную кампанию. В 2015 году выпускники школ Крыма также будет поступать в вузы без результатов ЕГЭ. Конечно, пройти конкурс по среднему баллу аттестата внутри квоты для абитуриентов из Крыма или собеседование проще, чем сдать ЕГЭ, но учиться крымские студенты будут на общих основаниях. В январе первокурсников ждет первая сессия, и те, кто занял не свое место, будут отчислены.

В результате присоединения Крыма в России появились новые вузы. 4 августа создан Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. Он открылся на базе семи образовательных и семи научных организаций. До этого в России работали девять федеральных университетов, КФУ стал десятым. Предполагается, что создание университета будет способствовать социально-экономическому развитию Крымского федерального округа за счет подготовки конкурентоспособных специалистов и научных исследований, в нем будут учиться от 30 до 35 тысяч студентов — почти столько же, сколько сегодня учится в МГУ.

Marion Luttenberger

Перемена бюджетных мест

В этом году отношение количества бюджетных мест в вузах к количеству выпускников школ было увеличено до 56 на 100 человек. В прошлом году этот показатель составлял 52 бюджетных места на 100 выпускников. Всероссийский конкурс составил 1,78 человек на одно бюджетное место.

 

В 2014 году в России

502,8 тысяч 
бюджетных мест в вузах (включая бакалавриат, специалитет, магистратуру, аспирантуру, ординатуру, ассистентуру)
92,8 тысяч
бюджетных мест в колледжах

По словам министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, на распределение бюджетных мест влияло три основных критерия: «Во-первых, увеличение мест в магистратуре и прикладном бакалавриате и сокращение мест по невостребованным на рынке труда направлениям подготовки. Второе — перенос акцента на те направления подготовки, которые отвечают государственным приоритетам. В-третьих, учет при распределении бюджетных мест уровня минимальных проходных баллов, устанавливаемых вузами для приема студентов».

Традиционно много мест в 2014 году было выделено для абитуриентов технических и IT-специальностей. «Информатика и вычислительная техника» лидирует по общему плану приема среди всех направлений обучения. Шесть московских вузов приняли на 1 курс более 100 абитуриентов каждый. Ведущие вузы по одному из самых высокотехнологичных направлений, «Электроника и наноэлектроника», — МИЭТ, МЭИ — увеличили количество бюджетных мест, несмотря на то, что их и так было более 100.

В московских вузах прослеживается тенденция увеличения бюджетного отделения в ведущих вузах по профильным для них направлениям, и сокращения по непрофильным.

Так, например, лучшие экономические вузы России — НИУ ВШЭ, экономфак МГУ, Финансовый университет — увеличили план приема на направление «Экономика» по сравнению с прошлым годом. Причем в последнем прирост первокурсников-экономистов значительный — 11%. В вузах, где экономика не является основным направлением обучения, — РГСУ, МИИТ — бюджетные места сократились более чем в 1,5 раза. По направлению «Менеджмент» значительно уменьшилось число бюджетных мест в непрофильных вузах — МИСиС, РГСУ, МАИ, в последнем — в 3 раза.

С каждым годом все сложнее становится поступить на гуманитарные направления. Например, в этом году продолжилось сокращение бюджетных мест на направлении «Журналистика». Для будущих политологов и пиарщиков вузы в прошедшем году план приема не сократили, но бесплатных мест крайне мало — в среднем 15-30 в зависимости от вуза, что объясняет огромные проходные баллы на эти направления.

Честный экзамен

«Во время сдачи экзамена размышляла о коррупции в России и о том, что пора уезжать из этой страны», — призналась нам абитуриентка 2013 года, воспользовавшаяся появившимися в сети «правдоподобными ответами» ЕГЭ. Чтобы не допустить таких ситуаций, в этом году Рособрнадзор провел большую кампанию за чистоту экзамена. Специалисты Рособрнадзора проводили мониторинг интернет-ресурсов и социальных сетей, где торговали экзаменационными заданиями — по большей части ответами прошлых лет. В апреле Рособрнадзор закрыл в Сети 330 групп с «правдоподобными КИМами», которые предлагали школьникам вступить в группу за деньги или просто купить варианты.

Изменения коснулись и самой процедуры проведения экзамена. В частности, во всех аудиториях было организовано видеонаблюдение и введен запрет не только на использование, но и на само наличие мобильных устройств у экзаменуемых. Нарушение этого правила приводило к аннулированию результатов экзамена без права пересдачи до следующего года. Помимо наблюдателей в пунктах проведения ЕГЭ, в ситуационно-информационном центре Рособрнадзора работали онлайн-наблюдатели.

Благодаря всем нововведениям и проделанной работе впервые процедура подготовки и проведения ЕГЭ выглядела прозрачной. Это один из редких случаев, когда российское ведомство поставило перед собой задачу и добилось результата. Но честность не обошлась без последствий.

Marion Luttenberger

Падение ЕГЭ

Результаты ЕГЭ в 2014 году резко упали. Средний тестовый балл по математике уменьшился на 10 баллов, по английскому языку — на 11 баллов, по химии — на 13 баллов. Снизилось и число высокобалльных работ. Количество высокобалльников (от 80 до 100 баллов) по всем предметам сократилось по сравнению с прошлым годом со 180 тыс. до 115 тыс. человек, стобалльников — с 9 тыс. до 3,5 тыс. человек. Чаще всего выпускники сдавали ЕГЭ по 3-4 предметам, самые популярные предметы по выбору — это обществознание, физика и история.

Чтобы не допустить проблем на рынке труда и дать незадачливым выпускникам возможность поступить на программы начального и среднего профессионального образования, Рособрнадзору пришлось снизить минимальные баллы «на тройку» по русскому языку и математике. Вместо 36 баллов для удовлетворительной сдачи ЕГЭ по русскому стало достаточно 24, вместо 24 по математике — 20.

Стобалльники

в 2, 6 раза сократилось количество стобалльников по сравнению с 2013 годом
по английскому языку — в 38,7 раза
по информатике — в 12,8 раза
по математике — в 7,9 раза
Marion Luttenberger

Средний балл по предмету

предмет балл
Испанский язык 72,25
Французский язык 69,9
Русский язык 62,5
Английский язык 61,25
Информатика и ИКТ 57,19
Химия 55,65
Немецкий язык 55,14
Биология 54,31
Литература 54,07
География 53,12
Обществознание 53,09
Физика 45,76
История 45,72
Математика 39,63

Поступить в хороший вуз для добросовестного абитуриента тоже стало легче. Например, в традиционно ведущих медицинских вузах проходной балл упал по сравнению с прошлым годом почти на 10 пунктов. Чтобы поступить в ведущие вузы на три самых популярных среди абитуриентов направления — экономику, менеджмент и юриспруденцию — необходимо было сдать каждый ЕГЭ не менее чем на 80 баллов. Со средним результатом ЕГЭ вполне реально было поступить на некоторые гуманитарные направления. Для зачисления на «Психологию» в НИУ ВШЭ достаточно было сдать каждый ЕГЭ на 76 баллов, в РГГУ — на 67 баллов.

И совсем просто было стать студентом технического вуза. Чтобы поступить на одно из самых сложных инженерных направлений «Электроника и наноэлектроника» в МИРЭА достаточно было сдать математику и физику на 50 баллов, в МИЭТ — на 47 баллов, МЭИ — 46 баллов. На специальность «Машиностроение» в любой вуз, включая МГТУ им. Баумана, можно было поступить с результатом 150 баллов за три ЕГЭ.

Даже на популярное у абитуриентов
IT-направление «Информатика и вычислительная техника» некоторые технические вузы приняли круглых троечников.

«Просто наши общеобразовательные школы не выпускают столько людей, которые бы имели 4 и 5 по математике и физике, и готовы были бы идти в инженеры и технологи — объясняет ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Спрос на инженеров, технологов и специалистов по информатике есть, с этим нельзя спорить. Но на эти направления выделено так много бюджетных мест, что вузам приходится набирать слабых студентов. Давайте говорить прямо: человек, который не изучал математику и физику в школе, и получил на ЕГЭ по ним 50 баллов, вряд ли освоит сложную инженерную специальность. Нам нужно перестать заниматься самообманом в этом отношении».

Marion Luttenberger

Квота на сирот

В 2014 году два существенных изменения произошли в правилах приема в вузы, которые касаются олимпиадников и льготников. Победители олимпиад школьников (их также называют вузовскими олимпиадами), чтобы воспользоваться льготой для поступления в вуз, теперь должны сдать ЕГЭ по профильному предмету. И не меньше, чем на 65 баллов. Этим они подтверждают свой «олимпийский» результат. Далее по решению вуза они имеют право на получение одной из следующих льгот:

  • быть зачисленными без вступительных испытаний на профильные специальности
  • быть приравненными к абитуриентам, набравшим 100 баллов на ЕГЭ по профильному предмету
  • быть приравненными к абитуриентам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания по профильному предмету.

Победители Всероссийской олимпиады школьников, а также члены сборных команд РФ на международных олимпиадах по-прежнему поступают в вуз вне конкурса, без результатов ЕГЭ.

Изменилась система зачисления льготников (дети-сироты, инвалиды). Для этих категорий абитуриентов теперь отводится квота — 10% от общего числа бюджетных мест по специальности. При условии успешной сдачи ЕГЭ (порог баллов устанавливает приемная комиссия вуза), они зачисляются в вуз вне конкурса. Если места закончились, абитуриент сможет воспользоваться правом на преимущественное зачисление. То есть, при прочих равных, в вуз зачислят льготника.

Итоговое сочинение

С этого года в экзаменационную программу выпускников школ возвращается сочинение. Оно будет использоваться для допуска к сдаче ЕГЭ.

Оцениваться сочинение будет как учителями, так и независимыми экспертами, по системе «зачет/незачет». Учащиеся, получившие «незачет», могут пройти это испытание еще дважды — 4 февраля и 6 мая. Итоговые работы будут отсканированы и размещены в специальной базе, доступной всем российским вузам. При подаче документов в выбранный вуз выпускники смогут самостоятельно решить, предоставлять итоговое сочинение в составе своего портфолио или нет. Вузы же со своей стороны смогут дать дополнительную оценку работе — максимум 10 баллов. Эти баллы складываются с общим количеством баллов за ЕГЭ. Для выпускников с ограниченными возможностями здоровья оно может быть заменено на изложение.

Marion Luttenberger

Подвижка в рейтингах

В уходящем году изменилось международные позиции российских университетов. Положение отечественных вузов в рейтингах — давний, но при этом устойчивый источник головной боли ректоров и чиновников от образования. Несколько раз в год — после выхода очередного международного рейтинга — им приходится терпеть насмешки журналистов, неизменно рапортующих о том, что российские вузы либо не попали в них, либо заняли низкие места. С этим расстройством было решено бороться целенаправленно. В мае 2012 года президент заявил, что пять российских вузов до 2020 года должны войти в топ-100 лучших университетов мира, через год была объявлена соответствующая программа с общим финансированием около 9 миллиардов рублей, и отобраны 15 ее участников.

В этом году программа принесла первые результаты — 7 российских вузов попали в топ-100 рейтинга лучших университетов развивающихся стран по версии Times Higher Education. Два из них оказались в первой двадцатке — не входящий в программу МГУ занял 5-е место, а МИФИ — 13-е. На фоне аномально скромных результатов прошлого года (всего два российских вуза в топ-100 развивающихся стран) это выглядит как прорыв. Однако в список не попало несколько ведущих вузов российских вузов, которые по внутренним меркам смотрятся выше вузов, помещенных в рейтинг THE (например, НИУ ВШЭ и СПбГУ). Также парадоксальным образом МФТИ оказался на соседних строчках с Уфимским государственным авиационным техническим университетом, показав примерно одинаковые баллы. Так что организаторам стоит проверить, все ли действительно важные параметры учитывает рейтинг и корректно ли собраны данные. С другой стороны, приятно, что у России есть возможность расширить свое присутствие в рейтингах.

Анна Буланова
Анна Буланова, Учеба.ру
29 декабря 2014

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты