Программа международного бакалавриата (IB) появилась в 1968 году с целью дать возможность способным детям из разных стран поступать в лучшие университеты мира. Это универсальная школьная программа с общим учебным планом, позволяющая считать образование в другой стране эквивалентным национальному — этакое интернациональное ЕГЭ.
Сегодня диплом IB DP можно получить в нескольких тысячах школ в 125 странах мира. И примерно столько же университетов готовы принять у себя студентов с дипломом международного образования. В их числе — Оксфорд и Гарвард, Принстон и Кэмбридж, множество университетов не с такими громкими названиями, но тоже достойных. Впрочем, в каждой стране действуют свои правила приема абитуриентов с дипломом IB.
В Великобритании большинство университетов приравнивают диплом IB к английскому сертификату A-levels или шотландскому сертификату старшей школы. В Канаде и США некоторые программы IB Diploma признаются как уровень 1 курса университета или колледжа. Некоторые вузы могут даже разрешить студенту поступить на 2 курс, в зависимости от итоговых оценок в его дипломе. Таким образом, IB-диплом является эквивалентом углубленной профильной программы. Во Франции IB-диплом позволяет поступить в любой вуз страны. В Австралии тоже все университеты принимают IB, кроме того, студенты с высокими баллами по предметам углубленной программы могут попросить заочно начислить им кредиты на 1 курсе в университете. В Германии абитуриенты с IB-дипломом должны дополнительно сдать язык, математику и один из предметов экспериментального цикла. В России можно попробовать свои силы в МГУ и нескольких других университетах, но, как правило, они требуют очень высокие, практически недостижимые баллы. В любом случае, учась в России, вместе с IB нужно сдать и ЕГЭ. Тем не менее, школ, лицензированных на программу международного бакалавриата, у нас достаточно.
Занятия ведутся на одном из трех языков: английском, французском или испанском. Есть программы и для начальной и средней школы — Primary Years Programme, PYP и Middle Years Programme, MYP, но это можно считать подготовкой и спокойно пропустить. Основная программа IB, необходимая для получения диплома, — Diploma Programme — рассчитана на два года. Учиться по ней могут дети в возрасте 16–19 лет.
Курс состоит всего из шести предметов — их должен выбрать сам ученик, причем с самого начала надо определиться, на каком уровне он будет изучать тот или иной предмет — три из них должны быть высокого уровня (Higher Level предполагает 240 часов преподавания, Standard Level — 150 часов). Все предметы разбиты на шесть блоков:
- родной язык и литература;
- иностранный язык;
- математика — это обязательный предмет, но преподается на четырех разных уровнях, в зависимости от способностей и притязаний студента;
- экспериментальный блок: сюда входит биология, химия, экология;
- блок социальных наук: экономика, география, история, философия, глобальная политика;
- творческий блок: визуальные искусства, музыка, театр — это очень серьезное направление, ему обычно уделяется очень серьезное внимание, так как творчество считается одной из важных составляющих образования.
Оценки ставятся по семибалльной шкале. И «семерка» — это, считай, пятерка с пятью плюсами. Это очень высокий балл, и получить его очень сложно.
Ядром IB является обязательный курс, который называется «Теория познания», — он объединяет различные дисциплины и навыки практического применения теоретических знаний в жизни. Это уникальная методика, разработанная специально для IB. Курс основан на обсуждении различных явлений с точки зрения разных предметов, и он предполагает самостоятельные изыскания и исследования: например, глобальное потепление рассматривают с точки зрения географии, экологии и глобальной политики. По «Теории познания» необходимо написать две курсовые работы.
Еще одной важной составляющей программы международного бакалавриата является так называемый CAS — «Creativity, Action, Service», или «Творчество, активность, служение». Спорт, походы, общественная деятельность, волонтерство, участие в творческой жизни коллектива — все это обязательное условие для получения диплома. По курсу CAS студент должен отработать не менее 150 часов. В основу этой программы легли теории немецкого педагога Курта Хана, который считал, главная задача образования — воспитать в человеке пять качеств: сострадание, любознательность, способность не признавать поражения, настойчивость в достижении цели и готовность к самоотречению.
В конце обучения студент должен написать extended essay — развернутое эссе. Это большая самостоятельная работа, серьезное исследование по выбранной теме. Защищается эссе перед международными экзаменаторами, и полученные за него баллы дополняют оценки, которые ставят преподаватели школы. И тут стоит отметить, что не все студенты, которые прошли программу IB, получают диплом. Минимальное общее количество баллов для того, чтобы получить диплом, — 24, максимальное — 45. Для поступления в престижные университеты требуется не меньше 35 баллов.
«Главная особенность образовательной системы IB в том, что здесь в центре находится студент, а не преподаватель, как это принято во многих традиционных образовательных системах. Учителю отводится лишь роль помощника, модератора: его задача — направлять студента так, чтобы тот развивал свои исследовательские, социальные и коммуникативные навыки, учился тайм-менеджменту и грамотному планированию своей работы, искусству вести дискуссию и так далее. Обучение по программе IB предполагает очень высокий уровень самостоятельности и критического мышления: задавать вопросы, спорить с учителем здесь не то что не возбраняется, а, напротив, считается необходимым. Но, естественно, это должно быть аргументированное отстаивание своего мнения, а не просто „не согласен“.
Поэтому ядро всей программы, курс, который пронизывает все дисциплины, называется „Теория познания“. Изучая любой предмет, тему или явление, ученик должен, прежде всего, искать ответ на вопрос: „Как мы знаем то, что знаем? И почему мы уверены, что это правда?“.
Учителя, которые работают в системе IB, сами постоянно учатся: они проходят ежегодные тренинги, программы по всем предметам периодически обновляются полностью, и очень важно, чтобы педагог был классным специалистом в своей области — знал значительно больше по предмету, чем школьная программа. Учитель должен быть уверен в себе, поскольку здесь очень важно выстроить правильные отношения с учениками.
До того, как я начала работать в колледже UWC в Дилижане, я была директором международной школы в Киргизстане. И я замечала, как дети, привыкшие к советской школе, боятся выражать свое мнение, стесняются задавать вопросы, ждут, когда им спустят свод правил и законов. Это касается и польских, и российских школьников. Я вижу, как некоторые дети пытаются все законспектировать, зазубрить, узнать, какой ответ от них ждет учитель. Бывают исключения, но, как правило, таким студентам учиться по программе международного бакалавриата очень сложно».
Обсуждение материала
Оставить комментарий