«Зимняя школа — это возможность расширить круг своего влияния»

Доцент факультета филологии НИУ ВШЭ Алексей Вдовин рассказал Учебе.ру о Зимней школе для поступающих в магистратуру.
04 декабря 2014
Откуда студенты приезжают учиться в Зимнюю школу?

Студенты-магистранты приезжают учиться в Зимнюю школу из самых разных уголков России и из СНГ, а в экономическую, политологическую и математическую Зимние школы, а также в школу по компьютерным наукам, приезжают из разных стран: Великобритании, Германии, Франции, Польши, Турции, Китая, Индонезии, Литвы. География чрезвычайно широка. Если говорить о российской географии, то они приезжают из Сибири (Новосибирска, Томска), Черноземного региона, из Северного региона (Архангельска). Такая география говорит о больших перспективах.

Как бы вы оценили образовательный уровень студентов и рвение к учебе?

У всех есть огромный интерес к учёбе и потенциал. Все студенты очень серьезно настроены продолжать обучение в ВШЭ. С уровнем же бывает по-разному: встречаются студенты с очень высоким уровнем подготовки (из Сибири и с юга России, например) — очень талантливые. Уровень других может быть немного слабее, есть и «середнячки», как и везде. В провинции есть очень мощные университеты — национальные исследовательские и федеральные. Поэтому нельзя категорично утверждать, что есть очень хорошие и очень плохие студенты. Они — такие же разные, как и московские студенты.

В чем заключается цель Зимней школы?

Главная цель — дать людям возможность увидеть, как устроена жизнь во ВШЭ. Вышка позиционирует себя как новаторский, лидерский вуз, национальный исследовательский университет с экспериментальными программами и широкими возможностями. ВШЭ считает важным дать возможность другим окунуться в эту атмосферу, посмотреть, какие у нас работают преподаватели, чему мы учим, в чем заключаются наши инновации и эксперименты. Вторая задача — максимально расширить круг наших друзей. Мы хотим, чтобы студенты не из Москвы знали, что есть такое учебное заведение, в котором представлен огромный спектр магистерских программ, в котором работает много иностранных профессоров, принимающих участие в Зимней школе. Третья цель — дать студентам конкретное представление о содержании магистерских программ. В первый день выступают руководители этих программ, проректоры, деканы факультетов, не говоря уже о преподавателях.

Наконец, это возможность хорошо и с пользой провести время в хорошем пансионате под Москвой, окунуться в формальную и неформальную научную атмосферу, пообщаться с другими студентами и профессорами (в том числе, на разных языках, так как некоторые зимние школы — например, экономическая, — проводятся на иностранном языке). Это дополнительный тренинг для студентов.

Как проходит обучение в Зимней школе?

Обучение обычно длится 4-5 дней, включая день заезда и день отъезда. Главная цель — все-таки образовательная и ознакомительная. Три насыщенных дня — ядро школы. В первый день — общее знакомство со всеми образовательными программами данной школы: студентам показывается презентация со всеми программами. Например, студент может выбрать нашу гуманитарную школу, в которой представлены программы культурологии, философии, политологии, филологии, лингвистики, истории. Если они еще твердо не уверены, на какую магистерскую программу хотят поступить, на этой презентации они видят весь их спектр. Во второй и третий дни они расходятся по разным занятиям в зависимости от программ, которые указали в анкете. Их ждут конкретные лекции и мастер-классы, семинары, круглые столы, воркшопы, просмотры фильмов и специально подготовленных материалов. Во второй день проводятся занятия в маленьких группах. По вечерам начинается неформальное общение, где студенты общаются с преподавателями Зимней школы, например, за просмотром фильма или за чашкой чая. Спектр тем не ограничен. Либо фильм задает тему, либо образуется кружок, где каждый рассказывает о своих интересах, о жизни в своем университете и городе, планах, желаниях, надеждах.

А фильмы подбираются в зависимости от программы?

Бывает по-разному. Каждый год реализуются новые эксперименты. Например, в прошлом году «философам» предлагали просмотр советских фильмов о Средней Азии. В них рассказывалось о том, как в советском кинематографе изображается покорение Средней Азии. А однажды заведующий отделением культурологии предложил обсудить «Теорию большого взрыва». Конечно, это привлекло всеобщее внимание: все сразу пришли и стали обсуждать сериал. Естественно, всем интересно собраться вечером и обсудить сериал, который смотрит весь мир и узнать, почему он так популярен.

Сколько всего магистерских программ представлено в Зимней школе?

В гуманитарной школе, их, например, шесть, но внутри каждого направления есть еще несколько программ. Например, внутри направления «история» есть две магистерские программы. Поэтому студенту нужно понимать, что конкретно его интересует.

Что Зимняя школа дает вам как профессионалу?

Главное, что дает Зимняя школа нам — преподавателям и организаторам — это возможность расширить круг своего влияния. Мы вовлекаем в круг наших интересов и приобщаем к нашему общему делу новых людей. Это знакомство с широким кругом людей и продвижение нашей профессии, нашего знания, интересов вне Москвы. Это очень важно, потому что в Москве нас более или менее знают, но Россия — большая. Мы стремимся расширить нашу известность и прорекламировать себя. Однако последнее — это побочная цель, а самая главная — знакомство с новыми людьми. Россия богата разными талантами, разными студентами, которые живут далеко отсюда, а потом оказывается, что они хотели бы приехать сюда и рассказать нам о чем-то, чего мы не знаем. Они рассказывают об исследованиях, которые проводятся в их университетах, а мы им — о своих.

Какая атмосфера царит в Зимней школе?

В основном, атмосфера Зимней школы — более формальная, приближенная к условиям реального образовательного процесса, потому что с 10 часов утра до 6 часов вечера студенты заняты тем, что слушают лекции, участвуют в семинарах и мастер-классах, им предлагаются интересные задания, круглые столы. После 18 часов начинается неформальное общение. К сожалению, дело происходит зимой, поэтому мы не можем предложить студентам активные виды отдыха. В прошлом году во время Зимней школы стояли морозы: на улице была температура 27 градусов, и все спасались в помещениях. Поэтому, в основном, устраиваются вечерние посиделки. Даже на самих занятиях царит непринужденная атмосфера: нет никаких оценок и зачетов, студент может говорить и делать все, что хочет. Атмосфера на круглых столах и воркшопах ни к чему не обязывает: мы, наоборот, стремимся к тому, чтобы можно было максимально открыто все обсуждать и задавать вопросы. Часто бывает так, что речь преподавателя занимает 30-40 минут, а все остальное время студенты задают ему вопросы. В первый и последний день Зимней школы Вышка часто организует экскурсии для студентов. В прошлом году проводились экскурсии «Советская Москва», «Конструктивистская Москва», «Москва XIX века».

Где проводится Зимняя школа?

В 40 километрах от Москвы в разных пансионатах. Несколько пансионатов предлагают организаторам свои услуги, и те выбирают наиболее выгодные предложения — с качественными номерами, хорошим питанием и аудиториями. Обычно предлагается 2-3 пансионата на выбор, они сменяют друг друга время от времени. От Москвы до пансионата и обратно для студентов всегда обеспечен трансфер. Не помню, чтобы поступали какие-то жалобы на организацию Зимней школы. Конкурс очень большой: на мое отделение филологии, например, приходит около 50 заявок, а отбираем мы только 5-7 человек.

А как проводится конкурс?

Об этом можно узнать на сайте. Сначала студент подает заявку: заполняет большую анкету. Кроме того, он должен подать свою работу — либо дипломную, либо курсовую, можно прислать также список своих достижений. Эссе писать не нужно, однако работы и достижения студентов (а иногда и успеваемость) мы внимательно изучаем. В общем, конкурс осуществляется по целому ряду критериев. И он довольно жесткий.

Получается, в Зимнюю школу могут попасть только студенты 4 курса бакалавриата?

Конечно, в первую очередь мы хотим видеть здесь именно их. Но, если мы видим студента-третьекурсника, обладающего феноменальными способностями, если он пишет, например, что планирует поступать только в ВШЭ, мы можем его выбрать. Но, естественно, приоритет отдается тем, кто будет поступать в магистратуру в этом году.

Но ведь эти студенты еще не написали диплом, как они могут его вам прислать?

Поверьте, студентам, которые подают заявки в нашу Зимнюю школу, есть что прислать. Некоторые присылают по 5 своих статей, доклады с научных конференций и воркшопов. Это люди, серьезно занимающиеся науками или прикладными исследованиями, социологическими исследованиями.

Вышка тратит на Зимнюю школу немалые деньги. Что же она выигрывает за счет этого?

Во-первых, студенты поступают в магистратуру ВШЭ. Например, после нашей гуманитарной школы каждый год определенный процент участников поступает сюда. Разумеется, это делают не все: обстоятельства меняются, одни поступают в заграничные вузы, другие — в МГУ, МГИМО, СПбГУ. Вторая победа для «Вышки» — это «принцип домино»: даже если студент не поступил во ВШЭ, он кому-то рассказал о ней. Это цепная реакция. В нашей анкете есть вопрос: «Как вы узнали о Зимней школе?» И с каждым годом все больше студентов отвечают, что узнали о ней от тех, кто был ее участником.

Кто преподает в Зимней школе?

Начиная с 2014 года, в Зимней школе участвует все больше иностранных преподавателей, и они проводят свои занятия на английском языке. В 2014 году на направлении «философия», например, выступал профессор Штефан Хессбрюгген-Вальтер из Германии. Он рассказывал о digital humanities — о том, как интернет меняет научное знание. Также выступал профессор Эндрю Хаас, который рассказывал на английском языке о том, как менялось восприятие времени в XIX и XX веках. Помимо иностранных ученых у нас выступают и ведущие русские ученые, которые довольно известны и печатаются во многих газетах — в «Коммерсанте», «Новой газете». Помимо преподавательской и исследовательской деятельности они занимаются просветительской деятельностью и довольно известны в медийном пространстве. Мы как организаторы стараемся, чтобы лучшие российские и зарубежные ученые, которые преподают в Вышке, смогли встретиться со студентами не из Москвы. Нередко бывает так, что студенты в своих родных городах учатся по учебникам этих ученых, и здесь получают возможность лично пообщаться с авторами.

04 декабря 2014
 

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты