Великий и могучий: почему детям так плохо дается родной русский язык

На изучение русского языка в школе дети тратят почти полторы тысячи часов, не считая домашних заданий и уроков с репетиторами. Можно ли считать, что после таких усилий они не то чтобы обладают стопроцентной грамотностью, но хотя бы хорошо владеют родным языком? В правительстве заметили, что школьная программа по русскому языку неэффективна и оторвана от жизни.
Наталья Афанасьева
10 ноября 2017
1 комментарий
Фото: Quinn Dombrowski / Flickr / CC BY-SA 2.0

При правительстве Российской Федерации уже несколько лет работает Совет по русскому языку, руководит которым вице-премьер Ольга Голодец. Его цель — обсуждение проблем этого направления и государственная поддержка программ его развития. Главной темой в этом году здесь стал вопрос о преподавании русского в школах.

Открывая заседание, вице-премьер рассказала, что с каждым годом результаты ЕГЭ по этому предмету улучшаются. Так, в 2017 году средний тестовый балл по ЕГЭ составил 68,7. «Это чуть больше, чем в 2016 году. И значимо больше, чем в 2015 году, когда он составлял 65,9», — подчеркнула Голодец. Минимальный порог для получения аттестата (24 балла) не преодолели только 0,5% сдававших — в два раза меньше, чем в прошлом. А набрать 36 баллов, которые необходимы для поступления в вуз, не смогли всего 1,6% участников экзамена. В прошлом году этот порог не преодолели 2,5%.

Такие результаты могут означать две абсолютно противоположные тенденции: либо уровень знаний по русскому языку с каждым годом растет, либо экзамен не отражает реального состояния дел, а школьная программа оторвана от жизни. Судя по выступлению председателя Совета по русскому языку, в правительстве недовольны школьной программой по предмету и считают, что она не «соответствует требованиям современной жизни». Вице-премьер Ольга Голодец предложила критически взглянуть на этот обучающий курс.

фонетический разбор в младших классах к жизни никакого отношения не имеет

Главная проблема, по ее мнению, в том, что программа не привязана к результату, которым мог бы быть, например, богатый словарный запас. При этом она содержит совершенно неочевидные требования: «Мы делаем какой-то фонетический разбор в младших классах, который вообще к жизни никакого отношения не имеет, который просто всех детей ставит в тупик», — передает слова вице-премьера «Российская газета».

Действительно, все эти «й'ожык» и «сонцэ», которые выписывают теперь дети весь 1 класс, ставят в тупик не только их, но и родителей — вроде бы русский не так сильно изменился с тех пор, как мы учились в школе, зачем родной язык начинать учить столь сложным способом? Ректор Института Пушкина Маргарита Русецкая объяснила, что фонетический разбор слов необходим, потому что 70% слов в русском языке основывается на звуковом восприятии. Но изучать так глубоко теорию она тоже не считает нужным, тем более в 1 классе.

Вице-премьер отметила, что в школе на изучение русского языка школьник тратит 1340 часов. «Это огромное время жизни ребенка. Некоторые еще берут репетиторов. Это неэффективно построенная программа. Надо провести ревизию».

предмет, который называется «русский язык», и практическое письмо не имеют связи между собой

Невозможно не согласиться с председателем Совета по русскому языку в этом вопросе. Несмотря на улучшающиеся с каждым годом результаты ЕГЭ, нет никаких поводов считать, что в стране увеличилось число тех, кто хорошо владеет родным языком, грамотно пишет и говорит. Чаще всего мы, к сожалению, видим обратное. Русский — один из самых нелюбимых предметов у школьников, он считается сложным и неинтересным. Иной раз иностранный язык легче дается детям, говорящим на русском с рождения. Возможно, проблема, действительно, в самой системе преподавания, которая перегружена правилами и не дает практических навыков грамотной речи и письма.

Например, создатель методики обучения русскому языку «Без правил», руководитель «Школы грамотности Романовых» и автор книги «Идеальная грамотность» Наталья Романова считает, что грамматика, которую все изучают, и практическое письмо, то есть, собственно, грамотность, — это далекие и чуждые друг другу вещи (ее рассказ о природе грамотности можно прочитать в материале «Большинство трудностей в русском языке надумано»).

«Грамматическая теория, тот самый предмет, который называется „русский язык“, и практическое письмо не имеют связи между собой, — говорит Романова. — Это разные вещи, как теоретическая физика и навыки установки розетки у себя дома, ловкая починка водопроводного крана и проблемы водоснабжения в засушливых районах. Изучение правил нацелено вовсе не на практическую грамотность. Это правила ради самого предмета изучения, самоцель, далекая от применения в момент письма. Морфологический принцип обучения не имеет никакого отношения к развитию природной грамотности человека, совсем наоборот. Грамматика относится к грамотности как к падчерице: непрерывно одергивает, ставит на место, допрашивает, задавая ненужные унизительные вопросы, и не дает ей нормально развиваться. В основе малограмотности многих и очень многих учащихся лежит глубокая внутренняя забитость, робость, нерешительность, страх ошибиться и быть изобличенным».

Наталья Афанасьева
10 ноября 2017
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты