Колонка родителей: конец связи

Надо смотреть правде в глаза: как только у ребенка появляется смартфон, он не расстается с ним ни дома, ни в школе. Исследования показали, что даже во время уроков школьники очень активны в сети: кто-то использует интернет для учебных целей или, например, списывает, кто-то тихо играет, кто-то сидит в соцсетях. Это мешает всем. Но готовы ли мы запретить телефоны в школе?
Наталья Афанасьева
13 октября 2017
2 комментария
Фото: alexisnyal / Flickr / CC BY 2.0

Недавно в российских СМИ появилась новость о том, что министр образования Франции Жан-Мишель Бланкер заявил о намерении полностью запретить мобильные телефоны в начальных и средних школах, якобы исполняя таким образом предвыборное обещание нового президента страны Эмманюэля Макрона.

На самом деле подобный закон и так был принят несколько лет назад — прежде чем войти в класс, французские дети должны выключать телефоны. Однако, как выяснили исследователи, некоторые дети плевать хотели на это правило: от 30 до 40% школьников, как оказалось, на уроках все равно постоянно пользуются мобильниками: получают и отправляют сообщения, фотографируют друг друга и, конечно, списывают на контрольных.

из-за мобильных телефонов их внимание рассеивается, они отвлекаются и теряют нить занятий

Впрочем, не надо было проводить исследования, чтобы это узнать, — мы все прекрасно знаем, что если есть под рукой смартфон, какими бы ни были правила, люди все равно умудряются достать его, включить и что-нибудь куда-нибудь отправить или хоть одним глазком посмотреть, что в мире творится. В театре, на собрании, на самом торжественном вечере и даже на свидании современный человек чувствует себя одиноким путником в пустыне, если не может каждые 10 минут заглядывать в смартфон. И это взрослые, а уж что говорить про детей. Поэтому французские власти решили не искушать маленьких любителей мобильного интернета, а просто отбирать телефоны на входе в школу, как это происходит на заседании министров, например, в Елисейском дворце — перед тем как войти в зал заседаний, они все оставляют свои телефоны в специальном шкафчике. С детьми решили поступить так же, как и с министрами, — заставить их оставлять мобильные в специальном боксе.

«Наша задача вместе с преподавателями и родителями найти способ оградить наших учеников от проблемы, когда из-за мобильных телефонов их внимание рассеивается, они отвлекаются и теряют нить занятий», — заявил министр образования Франции Бланкер. И надо признать, что министр не преувеличивает, это действительно серьезная проблема: тут и рассеянное внимание, и усталость глаз, и проблемы с поведением — даже самым послушным детям постоянно делают замечания, ловят с телефонами под партой. Нормальных школьных развлечений в школе уже не осталось — вместо того, чтобы бегать на переменах, прыгать в резиночки, играть в слона, все сидят рядочком и нажимают на кнопочки. Кстати, есть мнение, что проблема с педикулезом, которая в последнее время как-то очень обострилась, во многом связана с играми в телефоне — дети заглядывают друг к другу в экран, и вши спокойно перебегают с одной головы на другую.

Но, главное, судя по тому, что рассказывают очевидцы, которые могут сравнивать жизнь во Франции и у нас, французские дети по сравнению с русскими, телефоны, считай, не используют (подробнее о том, как учатся дети во Франции, можно прочитать в материале «Французская школа глазами родителей из России»). А уж iPhone последней модели первокласснику и не снился, тогда как у нас это — дело обычное. Так что ко всем проблемам у нас присоединяется зависть и обида, что у Васи телефон за 70 тысяч, а у меня за две. А еще — постоянный стресс от того, что телефон этот, купленный за бешеные деньги, падает, разбивается, его могут испортить или даже украсть.

слово «нельзя» можно произносить только в действительно опасных ситуациях

В общем, телефон теперь можно сравнить, наверное, с курением: человек в какой-то момент и сам понимает, что вредит себе и мешает окружающим, и многое бы отдал, чтобы прекратить это, но ничего поделать с собой не может. Что же делать? Надо ли запретить телефоны в школах и избавить детей «от проблемы», как это сделали французы? Если бы мы жили в идеальном мире, не задумываясь, ответ был бы: да. Но у нас в школе столько запретов, и с каждым днем их становится все больше, что даже разумные ограничения принесут больше вреда, чем пользы.

Когда в доме есть младенец, грамотные родители знают, что слово «нельзя» можно произносить только в действительно опасных ситуациях. Чтобы человек точно понял, что такое «нельзя», это слово не должно одинаково употребляться и когда ребенок бегает или смеется в людном месте, например, и когда он сует пальцы в розетку. Иначе — все можно. Это же самое произошло и в нашей школе: детям запрещают столько невинных, вообще не имеющих никакого значения ни для учебы, ни для здоровья, ни для самочувствия и атмосферы в классе вещей, что теперь запрещать что-либо по-настоящему вредное бессмысленно. 

Наталья Афанасьева
13 октября 2017
2 комментария

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты