Выбор программы: история искусств в РГГУ

На кафедре всеобщей истории искусств РГГУ разразился конфликт — преподаватели протестуют против решения разделить кафедру на две новых. О том, как себя чувствуют студенты и чем была хороша объединенная кафедра, рассказывает студентка Анастасия Бойе.
Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
29 сентября 2014
Анастасия Бойе
РГГУ,
Факультет истории искусства
В социальных сетях сейчас активно обсуждается разделение твоей кафедры. Что ты слышала об этом?

Ее действительно разделили на две кафедры — «искусство древнего мира и средневековья» и «искусство нового и новейшего времени». На самом деле, об этом известии я узнала от старосты вечернего отделения нашего факультета: она прислала нашей группе ссылку на пост в Facebook заведующей нашей кафедрой — Красимиры Лукичевой. И все понеслось, так сказать. Говорили, что якобы этот конфликт длится с прошлого года, но студенты были не в курсе, а теперь он внезапно открылся. Сейчас в сети идет действительно настоящая дискуссия между преподавателями и некоторыми студентами.

А в чем заключается этот конфликт?

Я не особенно компетентна в этом вопросе. Однако знаю, что проблема заключается в том, что большая часть преподавательского состава выступила против этого разделения, а декан и некоторые другие преподаватели поддерживают концепцию разделения кафедры. Получается, есть два лагеря.

А вы, студенты, как относитесь к этому разделению?

Большинство против, разумеется, но не знаю, по каким причинам. Видимо, из-за того, что эта новость «обрушилась» на нас неожиданно и сначала мы услышали мнение преподавательского состава, который был против разделения. Лично я считаю, что немного нелогично разделять факультет истории искусства по временному признаку. Не знаю, как это отразится на учебном процессе, который меня больше всего беспокоит.

Перейдем к твоей учебе: как у тебя возникла идея поступать в РГГУ и почему ты выбрала именно этот факультет и кафедру?

На самом деле, я очень долго думала, куда поступать: я совершенно не знала, кем хочу работать в будущем. Я и на филологический факультет хотела поступать, и в музыкальное училище, и в художественное. Но в один прекрасный момент моя мама рассказала мне о таком вузе, как РГГУ (ее коллега закончил там факультет клинической психологии). Я решила посетить их сайт, нашла на нем факультет истории искусства и поняла: вот то, что мне нужно. Я всегда любила искусство. С детства родные меня приобщали к нему: водили в разные московские и заграничные музеи, на выставки, творческие кружки. Мир искусства был мне не чужд: мой папа — художник-самоучка, мама тоже рисует, прабабушка — Валентина Бойе — танцевала в студии Дункан, один из предков — артист Большого театра. В общем, у меня творческая семья. Загоревшись идеей поступления в РГГУ, я посетила этот вуз на дне открытых дверей, после которого я однозначно решила поступать именно туда. Там царила очень приятная, дружественная атмосфера. Поступив в РГГУ, я была очень рада и училась с большим интересом.

А сложно было поступить?

Да, было сложно, по сравнению с тем, как поступают сейчас. У нас был очень высокий проходной балл на бюджет: более 300 баллов за 4 экзамена. Кроме того, мы писали вступительный творческий конкурс. Он был не особенно сложным для тех, кто хотя бы немного знаком с историей мировой культуры. Он представлял собой тест, в котором были вопросы из стандартной программы мировой художественной культуры. Например, там был вопрос: «Кто написал картину „Не ждали“?» И было предложено четыре варианта ответа на него.

Не пожалела, что именно сюда поступила? Тебе нравится учиться на факультете истории искусства?

Нет, не пожалела. Учиться здесь очень интересно, но нагрузка — большая: готовят специалистов в этой сфере. Обучение у нас — такое же, как во всех университетах: лекции, семинары, экзамены, трудная и долгая сессия, а потом — практика. В прошлом году у нас была практика в Новгороде, Пскове и Москве, а в этом — в Петербурге. У нас также бывают стажировки в музеях: например, в музее «Гараж».

А чем вы занимаетесь на практике?

Наша практика — это посещение разных культовых построек или музеев, ознакомление со знаменитыми шедеврами какого-нибудь конкретного периода. После ее прохождения мы сдаем зачет. Мне очень понравилась практика в Москве в прошлом году. Темой была «церковная архитектура Руси». Мне не особенно близка эта тема, но в конце практики я, к своему удивлению, стала разбираться в ней. Мне очень импонирует подход преподавателя: не дать выборочно тему, а «нагрузить» студента «по полной». Только таким образом студент усваивает полностью весь материал и помнит все тонкости. Я помню многое из этой практики, хотя обычно через год такую информацию забываю.

А если говорить об учебе в стенах вуза, какие предметы тебе наиболее интересны?

В этом учебном году мне очень понравились такие предметы, как русское и зарубежное искусство 17-18 веков. А за все три курса я могу выделить философию, историю нового времени, зарубежную историю 19-20 веков, искусство Византии, искусство Ренессанса, а также рисование. Например, на семинарах по истории древнего мира нам давался определенный текст и несколько вопросов, и мы этот текст обсуждали, отвечая на них. Обычно нам попадались вопросы такого типа: «охарактеризуйте быт того времени» или «как отразились законы того времени на жизнь людей и их мировоззрения?» Эти предметы меня цепляют чем-то: даже не могу объяснить, чем именно. Многое зависит от преподавателя. А так, если привести историю разных веков в качестве примера — она всегда был моим любимым предметом, еще со школы.

Тебе нравятся преподаватели кафедры всеобщей истории искусств?

Есть преподаватели, чьи лекции очень интересны и далеко не скучны. Лично мне нравятся лекции Ольги Этингоф: она — преподаватель и искусствовед с большой буквы. Видно, что человек живет своим любимым делом и всячески старается поделиться опытом и знаниями со студентами. К тому же, она обладает искрометным и тонким чувством юмора: ее фразы — это вообще отдельная история. Помню выражения «опасно обнаженная дамочка» и «мерзость запустения». Для преподавателя очень важно сохранить чувство юмора, а не скрывать его за фасадом серьезности. Вообще не только Ольга Евгеньевна этим отличается, у нас много таких преподавателей.

Как тебе студенты твоего факультета?

Как и во всех коллективах, есть, грубо говоря, «ботаны» и «не ботаны». Так, по сути, я учусь с весьма приятными (именно как специалисты, а не личности) по общению людьми. Естественно, есть такие, которые ужасно раздражают из-за своей напыщенности или назойливости. Также есть люди, которые учебу видят как свое единственное занятие: у них нет никакой личной жизни и сторонних развлечений. Кроме того, у нас учатся очень разносторонние люди, успевающие и учиться, и развлекаться. Однако это мое чисто субъективное мнение.

Анастасия, а как ты видишь свое будущее в этой профессии?

На самом деле, оно пока очень туманно. Но я очень хочу заниматься современным искусством: возможно, попробовать сначала пройти стажировки в московских галереях. Потом, закончив обучение тут, я хотела бы продолжить учиться за границей, в частности, в Германии, так как я изучаю немецкий язык и меня интересует немецкое искусство с раннего времени по наши дни. Возможно, попробую там поработать, если судьба так сложится. А уже потом планирую заняться творчеством: писать картины или книги. А вообще я загадывать не очень люблю.

Какие, по твоему мнению, перспективы у твоей профессии в целом?

Я считаю, что у искусствоведов в России не очень хорошие перспективы. За рубежом нас ценят больше и платят, соответственно, больше. Я это знаю по рассказам родственницы—искусствоведа. Современное искусствоведение не очень хорошо развито: все основывается на старых трудах искусствоведов. Музейное дело в России тоже не процветает по сравнению с западными странами, а ведь музей — это одно из мест, где чаще всего работают искусствоведы.

А сейчас ты работаешь?

Я работаю не по профессии, причем у меня две работы: я — администратор в фитнес-клубе и секретарь в ОАО «Лукойл» на Сретенском бульваре. Однако это все — только подработка, так как мне нужно копить деньги на дальнейшее образование за рубежом и путешествия.

Ксения Яковлева
Ксения Яковлева, Редактор проекта Учёба.ру
29 сентября 2014

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты